ОБРАЗОВАНИЯ «САМОПОЗНАНИЕ»

Начиная с 2010-2011 учебного года в Казахстане осуществляется массовое внедрение предмета «Самопознание». Он включен в инвариантную часть учебных планов организаций образования. Предмет «Самопознание» позволяет человеку обрести истинное счастье, удовлетворенность жизнью и спокойствие духа, способствует совершенствованию характера и развитию целостной гармоничной личности. Нравственно-духовное образование детей и молодежипризвано быть основой утверждения в обществе высоких нравственно-духовных идеалов, воспитания достойных граждан, обладающим благородным характером и нравственными качествами.

Можно с уверенностью сказать, что будущее общества зависит от системы образования, поскольку сегодняшние дети через некоторое время станут творить судьбы страны и нового времени.

О важности духовно-нравственного образования говорили великие казахские классики. Например, ШакаримКудайбердыулы предлагал ученым разработать и ввести, как обязательную для всех образовательных организаций «науку Совести». Можно сказать, что сегодня мечта ШакаримаКудайбердыулы осуществилась, так какуроки самопознания, которые ведутся во всех общеобразовательных школах Казахстана, – это и есть уроки совести.

ШакаримКудайбердыулы считал: «Основой хорошей жизни человека являются три качества, которые должны властвовать над всем: честный труд, совестливый разум, искреннее сердце… С младых ногтей нужно воспитывать в людях чувство высокой порядочности, самоуважения, что помогло бы изжить в себе животные инстинкты, искоренить пагубные вожделения».[6]

 

 

Искреннее сердце (Сердце)

 

 


Совестливый разумЧестный труд

(Голова)(Руки)

 

Рисунок 1. Единство сердца, головы и рук.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что сейчас следует обратить особое внимание на цели и приоритеты образования. Современное образование с избытком удовлетворяет потребности ума, давая ему огромные объемы информации. О руках тоже заботятся, стараясь развить некоторые навыки. Область же, которой пренебрегают – это сердце. Истинное образование должно объединить сердце, ум, и руки. То, о чем думает голова должно быть глубоко прочувствованно сердцем, а затем правильные решения должны быть выполнены руками. Действительно, цель образования – во всестороннем целостном развитии ребенка.В процессе образования следует развивать не только физические и интеллектуальные аспекты личности ребенка, но и прежде всего, раскрывать высшую нравственно-духовную природу ребенка. Тогда мы получим не только академически успешного человека, но и человека достойного характера.В этом плане следует помнить заветы великого Абая, который ещё в своё время писал, что: «Сосуд, хранящий ум и знания – характер человека. Не будет пользы от учения, если нет надежного хранилища для знаний».[7]

Проблемы современного образования можно решить только в том случае, если вечные духовно-нравственные ценности станут фокусной точкой образования, другими словами, если эти ценности составят единое целое со всем, чему мы учим. В этом случае мы получим не только академические успехи, но и возможность обеспечить гармоничное всестороннее развитие Человека или становление человека совершенного характера.

Успешной практической реализации концептуальных основ программы способствует ее структурирование на три четко выраженных этапа, позволяющих создать непрерывный режим личностного, духовно-нравственного роста и профессионального обучения и сотрудничества: этапы «От сердца к сердцу», «Практика ценностей» и вновь – «От сердца к сердцу».

Тематическое содержание первого этапа реализации Программы продвинутого уровня «От сердца к сердцу» построено в соответствии с решением главной задачи курсовой подготовки – преображение личности учителя, развитие его духовно-нравственных убеждений, позитивного мышления, единства мысли, слова и дела, реализации потенциала истинного лидера, вдохновляющего своим примером учащихся и учителей.Содержание курса рассчитано не только на получение информации о том, что и как преподавать, но, прежде всего, на трансформацию или преображение личности учителя.

Три модуля Программы:

Методологические и психолого-педагогические основы программы нравственно-духовного образования «Самопознание».

Аксиологические основы программы нравственно-духовного образования «Самопознание».

Методика реализации программы нравственно-духовного образования «Самопознание».

Программа данного первого уровня характеризуется проведениемучителемнаэтапе «Практика ценностей»комплексной работы по интеграции идей Программы в целостный учебный процесс школы через реализацию элементов модели пилотной школы.При этом учитель ведетнаучное исследование, в котором отслеживаются: изменения в мировоззрении и личной жизни учителя, изменения в мировоззрении, личной и профессиональной жизни учителей и учащихся экспериментальнойшколы, изменения в атмосфере школы и в учебе. Результаты научного исследования должны быть отражены в дипломной работе.

В Программу включен список рекомендуемойлитературы, являющейся ее методологической основой, который, естественно, не может претендовать на исчерпывающий характер в динамично развивающейся мировой системе образования.