Внешнеэкономические сделки, их виды. Арбитражная оговорка.
Внешнеэкономическая (внешнеторговая) деятельность осуществляется посредством заключения и исполнения ее участниками различного вида сделок (договоров, контрактов, соглашений и др.). В н е ш н е э к о н о м и ч е с к а я с д е л к а – это сделка, одна из сторон которых находится в другом государстве (т.е. заключается с участием иностранного элемента). В этой связи она связана с не менее чем двумя национальными правовыми системами. Внешнеэкономическая сделка подчинена регулирующему воздействию со стороны тех государств, граждане и юридические лица которых вступают в сделку, что прямо вытекает из прав этих государств устанавливать требования к порядку осуществления сделок своих граждан и юридических лиц.
Особенностью такой сделки является то обстоятельство, что стороны сами определяют право, которым будут регулироваться их правоотношения, основанные на сделке. При отсутствии такого соглашения их отношения будут подчинены праву, которое определено коллизионными нормами.
Наличие иностранного элемента во внешнеэкономической сделке подчеркивается, в частности, применительно к купле—продаже в Конвенции ООН о договорах международной купли—продажи товаров 1980 г. Ст. 1 Конвенции устанавливает, что ее положения применяются к договорам купли—продажи товаров между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах.
Предметом внешнеэкономической сделки является внешнеторговая (в широком смысле) операция — поставка товара, перевозка груза, наем имущества, передача права на использование объектов интеллектуальной собственности и т.д.
В зависимости от объекта внешнеэкономических сделок определяют следующие их в и д ы :
1. Купля—продажа товаров. Отношения по купле—продаже товаров регулируются не только нормами национального права государств, но и международно—правовым актами, в частности, Конвенции ООН о договорах международной купли—продажи, принятой в Вене в 1980 г., участницей которой является Республика Беларусь.
Нормы Конвенции становятся частью национального права государств, подписавших ее.
Они регулируют отношения, связанные с заключением договоров международной купли—продажи товаров, их исполнением и ответственностью за неисполнение или ненадлежащее исполнение сторонами обязательств.
Конвенция состоит из 4 частей: часть I «Сфера применения и общие положения», часть II «Заключение договора», часть III «Купля—продажа товаров» и часть IV «Заключительные положения». При этом часть II и III Конвенции имеют самостоятельное значение и государство по его усмотрению может заявить об обязательности для себя либо общих частей Конвенции, либо одной из них (ст. 92). Часть III Конвенции «Купля—продажа товаров» состоит из 5 глав: 1) общие положения; 2) обязательства продавца; 3) обязательства покупателя; 4) переход риска; 5) положения, общие для обязательств продавца и покупателя.
2. Договоры подряда. Договор подряда используется в строительстве, при выполнении научно—исследовательских, и опытно—конструкторских работ, при оказании инжиниринговых, консалтинговых и других услуг и работ. Сделки по оказанию технических услуг получили в международной практике название инжиниринговых.
Инжиниринг представляет собой внешнеэкономическую операцию по предоставлению на основе договора комплекса либо отдельных видов инженерно—технических услуг, связанных с проектированием, строительством и вводом объекта в эксплуатацию, с разработкой новых технологических процессов на предприятии заказчика, усовершенствованием имеющихся производственных процессов до внедрения изделия в производство.
К числу отдельных видов инженерно—технических услуг относятся:
1) консультативный инжиниринг – предполагающий интеллектуальные услуги по проектированию объектов разработки и планов строительства, контроля за проведением работ.
2) технологический инжиниринг состоящий в предоставлении заказчику технологии или технологий, необходимых для строительства промышленного объекта и его эксплуатации, разработке проектов по энергоснабжению, водоснабжению, транспорту и т.д.
3) строительный или общий инжиниринг, состоящий главным образом в поставках оборудования, техники и/или монтажа установок, включая в случае необходимости инженерные работы.
Указанные виды могут выступать как в качестве предметов самостоятельных договоров, так и элементами договора на комплексный инжиниринг, охватывающий предоставление полного комплекса услуг и поставок, необходимых для строительства нового объекта.
Специальные международные конвенции по договору подряда не принимались. В этой сфере действуют некоторые рекомендательные унифицированные международные правила, в частности, «Условия договора о строительстве» (разработаны Международной федерацией инженеров—конструкторов, 1977), «Руководство по составлению договоров на проведение крупных промышленных работ» (ЕЭК ООН, 1973 г.), «Руководство по составлению международных договоров на строительство промышленных объектов» (ЮНСИТРАЛ, 1988 г.) и др.
В этих условиях стороны договора подряда должны будут руководствоваться законодательством такого государства, которое будет определено их соглашением. При этом следует учитывать, что правовое регулирование подрядных отношений в различных странах имеет как много общего, так и некоторые различия. Эти различия касаются, в частности, обязанности предоставления материалов для изготовления вещи (заказчиком или подрядчиком). Это важно в связи с тем, что в ряде саран (Англии, США, ФРГ) сложилась практика, согласно которой к договорам на выполнение работ из материалов подрядчика применяются нормы, регулирующие не договора подряда, а договора купли—продажи со всеми вытекающими последствиями.
Поэтому в договорах с иностранными контрагентами из указанных стран необходимо определить право какого государства должно быть применено к отношениям сторон, имея в виду, что в соответствии с правом Республики Беларусь подобные правоотношения регулируются нормами о договоре подряда.
3. Договор финансовой аренды (лизинга) машин и оборудования. Арендная форма экспорта машин и оборудования экономически выгодна для обеих сторон – лизингодателя и лизингополучателя, поскольку последний получает возможность использовать современную, нередко дорогостоющую технику без больших капитальных затрат, оплатить аренду по мере получения прибыли от эксплуатации арендованного оборудования, а лизингодатель расширяет сбыт продукции при уменьшении риска потерь от неплатежеспособности контрагента, сохранении за собой права собственности на оборудование до конца срока договора, нередко получает налоговые скидки на инвестиции с ускоренной амортизацией.
Специальное законодательство по регулированию лизинговых отношений принято далеко не во всех странах. Оно принято и действует во Франции, Бельгии, США (главным образом по вопросам налогообложения). В Республике Беларусь нормы о лизинге включены в новый ГК.
Важную роль в правовом регулировании международного лизинга играют типовые формы лизинговых договоров, разработанные крупнейшими лизинговыми организациями. Кроме того, отношения по лизингу регулируются Конвенцией о международном финансовом лизинге 1988 г.
Широкое практическое распространение имеют и договоры на передачу исключительных прав на объект интеллектуальной, в частности, промышленной собственности, по выдаче лицензий и секретов «ноу—хау», сделки по международному туризму и др.
Помимо указанных «основных» внешнеэкономических сделок, важное практическое значение имеют так называемые сделки, «обеспечивающие» международный товарооборот, к которым, в частности, относятся сделки по международным перевозкам грузов, транспортно—экспедиторские, по страхованию грузов, их хранению, по международным расчетам.
Регулирование ряда из указанных внешнеэкономических операций осуществляется международными актами. Так, практически по всем видам перевозок имеются такого рода акты. В частности, международные железнодорожные перевозки регулируются Соглашением о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ) 1980 г.
Государства СНГ и Восточной Европы, бывшие члены СЭВ, руководствуются при осуществлении перевозок подписанным ими Соглашением о международном грузовом сообщении (СМГС) и Соглашением о международном пассажирском сообщении (СМПС).
Автомобильные перевозки регулируются Женевской конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов от 19 мая 1956 г., Таможенной конвенцией о международных перевозках с применением Книжки международной дорожной перевозки 1959 г. в редакции 1975 г. и др.
Действуют международные конвенции и в области воздушных, морских, смешанных перевозок. Кроме того, регулирование международных перевозок осуществляется и двусторонними соглашениями государств.
Арбитражная оговорка (или соглашение). При заключении внешнеэкономических сделок с целью обеспечения защиты своих прав и интересов стороны включают в основной договор условия об арбитражном разрешении споров, которые могут возникнуть между ними в будущем. Такое соглашение принято именовать арбитражной оговоркой. Стороны, однако, могут договориться об арбитражном разбирательстве уже возникшего между ними спора, закрепить такую договоренность в отдельном от основного договора соглашении. Такое соглашение именуют третейской записью или компромиссом. В арбитражной оговорке или третейской записи стороны договариваются о том, в какой именно арбитраж они вправе будут обращаться для разрешения возникших разногласий и споров. Одновременно следует указывать, какое право, т.е. право какого государства, должно быть применено для разрешения спора. Есть два вида арбитражей:
1. Институционный, постоянно действующий – арбитражный суд, учрежденный при торговых (торгово—промышленных) палатах, реже при различных организациях и ассоциациях (в США, например, это Американская арбитражная ассоциация), рассматривающий споры на основе своих регламентов (правил производства) и имеющий рекомендательные списки арбитров.
2. Изолированный, который создается специально для рассмотрения конкретного спора (ad hoc— «специально для этого»). После рассмотрения спора и внесениия решения этот арбитраж прекращает свое существование. Порядок назначения или методы назначения арбитров, местонахождение арбитражного суда, правила процедуры, которых должны придерживаться арбитры, устанавливаются сторонами.
К числу постоянно действующих арбитражей относятся, в частности Арбитражный суд при Международной торговой палате в Париже, Институт арбитров в Лондоне, Арбитражный институт при Стокгольмской торговой палате и др. В Республике Беларусь создан Международный Арбитражный Суд при Белорусской Торгово—промышленной палате, действующий на основании Закона Республики Беларусь от 9 июня 1999 г. № 279—3 «О международном арбитражном (третейском) суде» и регламента этого суда, утвержденного Постановлением Президиума Белорусской торгово—промышленной палаты 8 июня 2000 г.