ИССЛЕДОВАНИЕ СЕМЬИ, ОЖИДАЮЩЕЙ РЕБЕНКА
Особый интерес для практического психолога, оказывающего психологическую помощь семье, может представлять исследование семьи, ожидающей ребенка. Такая семья находится вситуации нормативного кризиса и стоит на пороге изменений, связанных с появлением нового члена семьи.
Ожидание ребенка и перемены, происходящие в связи с этим в семье, не могут не сказываться на психическом состоянии молодой женщины — будущей матери. Поскольку во время пренатального периода развития ребенок, по
сути, представляет вместе с телом матери единый организм, то есть живет практически одной жизнью (одним телом) с матерью, ее психологическое неблагополучие во время беременности, а также сильные нарушения в протекании физиологических процессов могут оказать влияние, и подчас необратимое, на реализацию генетического потенциала ребенка и затруднить его последующее развитие и взаимодействие с окружающей средой. Поэтому очень важное значение приобретает диагностика возможных нарушений, связанных с отношением к факту беременности и будущему ребенку.
В рамках данного издания мы представляем ряд методик, которые могут быть использованы для диагностики характера отношения будущих родителей к ожидаемому ребенку:
□ «Тест отношений беременной» (ТОБ (б)) (И. В. Добряков);
□ Методика «Цветовой тест отношений» (А. М. Эткинд).
В отличие от методик исследования структуры семьи, обладающих универсальностью, данные диагностические процедуры могут быть использованы только для исследования процессов, протекающих в семьях, которые находятся в ситуации определенного нормативного кризиса, связанного с принятием супругами факта появления в семье новой личности и родительских ролей.