Бланк опросника

Утверждение 1 почти никогда редко 3 время от времени часто4 5 почти всегда
1. Члены нашей семьи обращаются друг к другу за помощью          
2. При решении проблем учитываются предложения детей          
3. Мы с одобрением относимся к друзьям других членов семьи          
4. Дети самостоятельно выбирают форму поведения          
5. Мы предпочитаем общаться только в узком семейном кругу          
6. Каждый член нашей семьи может быть лидером          
7. Члены нашей семьи более близки с посторонними, чем друг с другом          
8. В нашей семье изменяется способ выполнения повседневных дел          
9. Мы любим проводить свободное время все вместе          
10. Наказания обсуждаются родителями и детьми вместе          
11. Члены нашей семьи чувствуют себя очень близкими друг другу          
12. В нашей семье большинство решений принимается родителями          
13. На семейных мероприятиях присутствует большинство членов семьи          
14. Правила в нашей семье изменяются          
Утверждение почти никогда редко 3 время от времени 4 часто 5 почти всегда
15. Нам трудно представить себе, что мы могли бы предпринять всей семьей          
16. Домашние обязанности могут пере­ходить от одного члена семьи к другому          
17. Мы советуемся друг с другом при принятии решений          
18. Трудно сказать, кто у нас в семье лидер          
19. Единство очень важно для нашей семьи          
20. Трудно сказать, какие обязанности в домашнем хозяйстве выполняет каждый член семьи          

К расширенным возможностям методики следует отнести исследования более частного уровня, а именно диагностических параметров шкал сплочен­ности и адаптации (табл. 4).

Таблица 4

Оценка параметров шкалы FACES-3

Диагностические параметры № утверждений Шкала
Эмоциональная связь 1,11,19 Семейная сплоченность
Семейные границы 5,7  
Принятие решений  
Время  
b Друзья  
Ь Интересы и отдых 13, 15  
Лидерство 6,18 Семейная адаптация
г Контроль 2, 12  
Дисциплина 4,10  
Роли 8,16,20  
b Правила  

Конкретные результаты исследования могут быть полезны при оказании психологической помощи семьям, находящимся в кризисном состоянии, при выдвижении гипотез и определении направлений дальнейшей работы. В рам­ках психопрофилактики семейных нарушений подобная методика помогает быстро выявить семьи из группы риска, разработать конкретные приемы пси-хокоррекционной работы.

Группу риска, на наш взгляд, прежде всего, будут составлять семьи с ри­гидной структурой, не позволяющей быстро адаптироваться к изменяющим­ся условиям и возникающим стрессам в жизни семьи, что, в свою очередь, препятствует переходу к выполнению семьей задач развития, характеризую­щих новый этап жизненного цикла семьи. Подобная структура затрудняет

Таблица 5