ГЛОССАРИЙ ТЕРМИНОВ

Абиотическая среда – неживое физическое и химическое окружение живых организмов. Эту среду составляют природные условия, происхождение которых непосредственно не связано с жизнедеятельностью живущих в ней организмов.

Абстракция (от лат. abstractio – отвлечение) – форма познания, основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, частных его свойств и связей. Основные типы абстракции: изолирующая (вычленяющая исследуемое явление из некоторой целостности); обобщающая (дающая обобщенную картину явления); идеализация (замещение реального эмпирического явления идеализированной схемой). Понятие абстрактного противопоставляется конкретному.

Аверроизм – направление в западноевропейской философии XIII –XVI вв., развивавшее идеи Ибн Рушда (Аверроэса) о вечности и несотворенности мира, о едином, общем для всех людей мировом разуме как субстанциальной основе индивидуальных душ с отрицанием бессмертия этих душ. Возникло в Парижском университете. Главный представитель – Сигер Брабантский (ок. 1235 – ок. 1282) творчество которого было осуждено католической церковью (1270 и 1277).

Австрийская психологическая школа – направление психологических исследований, развивавшееся группой психологов (Х. Эренфельс, С. Витасек, В. Бенусси и др.), работавших с 80–х гг. XIX в. по 10–е гг. ХХ в. в основном в Грацком университете под руководством А. Мейнонга. В центре внимания стояла теоретико–экспериментальная разработка проблемы целостности сознания. Исходными выступали представления Х. Эренфельса, который ввел термин «гештальт–качество» для обозначения целостности психического образа и несводимости его свойств к сумме свойств составляющих его элементов. Эти установки были реализованы на экспериментальном материале, касающемся оптико–геометрических иллюзий, нарушений восприятия при патологии. При этом «гештальт–качество» признавалось еще одним элементом восприятия, который добавлялся к другим ощущениям.

Агностицизм (от греческого agnostos – недоступный познанию) – философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и его закономерностей; ограничивает роль науки лишь познанием явлений, но не сущностей. Последовательный агностицизм представлен в учениях Дж. Беркли и Д. Юма.

Адаптация – постоянный процесс активного приспособления человека к социальной среде.

Аксиома (греч. axioma) – положение, принимаемое без логического доказательства в силу непосредственной убедительности; истинное исходное положение теории.

Альтруистический (от франц. Altruism; лат. alter–другой) – бескорыстная забота о благе других людей. Термин введен О. Контом как противоположный по смыслу термину «эгоизм».

Амбивалентность(от лат. ambo–оба и valentia–сила) – двойственность переживания, когда один и тот же объект вызывает у человека одновременно противоположные чувства, напр. любви и ненависти, удовольствия и неудовольствия; одно из чувств иногда подвергается вытеснению и маскируется другим. Термин введен Э. Блейлером.

Амбивалентность чувствдвойственность, противоречивость нескольких одновременно испытываемых эмоциональных отношений.

Анамнестический метод(от греч. anamnesis–воспоминание) – метод, с помощью которого получают совокупность сведений о развитии болезни, условиях жизни, перенесенных заболеваниях и др., собираемых с целью их использования для диагноза, прогноза, лечения, профилактики.

Анимизм(от лат. anima, animus–душа, дух) – 1) вера в существование душ и духов, обязательный элемент всякой религии; 2) форма первобытного мышления, приписывающего всем предметам душу.

Античность(от лат. antiquus–древний) – в широком смысле слова термин, равнозначный русскому «древность», в узком и более употребительном значении–греко–римская древность (история и культура Др. Греции и Др. Рима).

Антропологизм– концепция, утверждающая взгляд на человека как на высшее и совершеннейшее произведение природы, познание которого дает ключ к ее тайнам.

Антропоморфизм(от греч. anthropos–человек и morphe–форма, вид) – уподобление человеку, наделение человеческими свойствами (например, сознанием) предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных, мифических существ; также представление божества в образе человека.

Антропоцентризм– философское воззрение, в соответствии с которым человек рассматривается как центральное звено мироздания.

Апперцептивная связь(от лат. ad–к и perceptio–восприятие) – ясное и осознанное восприятие какого–либо впечатления, ощущения и т.п.; введено Г. Лейбницем в отличие от бессознательной перцепции. И. Кант, наряду с этой «эмпирической апперцепцией», вводит понятие «трансцендентальной» апперцепции изначального неизменного «единства сознания» как условия всякого опыта и познания, позволяющего синтезировать многообразные восприятия. В основанной В. Вундтом психологии апперцепции–восприятие, требующее напряжения воли. В современной психологии синоним восприятия.

Апперцепция(от лат. ad–к и perceptio–восприятие) – зависимость восприятия от прошлого опыта и от содержания деятельности человека.

Априорный– знание, предшествующее опыту и независимое от него, независимое от опыта, предопределённый.

Архе –первооснова мира, главная составляющая часть души.

Архетип– центральное понятие аналитической психологии Юнга. Обозначает образы, отражающие содержание культуры данного общества, которые передаются от поколения к поколению и скрыты в коллективном бессознательном.

Аскетизм (от греч. asketes упражняющийся в чем–либо) – присущие практике некоторых философских школ (напр., киников), религий (монашество и т.п.), социальных движений отречение от жизненных удовольствий, ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества и т.д. Целью аскетизма может быть достижение свободы от потребностей, сосредоточенности духа, подготовка к экстатическим состояниям, достижение «сверхъестественных способностей» (йога), в христианстве–соучастие в «страданиях» Христа.

Ассоцианизм– психологическая школа, возникшая в XVIII в. Объясняла происхождение всех психических процессов принципом ассоциации.

Ассоциативная психология– одно из основных направлений в психологии XVII–XIX вв. Главный объяснительный принцип психической жизни–ассоциации, а единица анализа психики – ассоциация. А. п. в своем развитии прошла ряд этапов: 1. Выделение ассоциации как объяснительного принципа для отдельных психических явлений, прежде всего процессов припоминания. 2. Этап классического ассоцианизма, когда были созданы целостные концепции психики, которая понималась как система механических связей (ассоциаций) между психическими элементами, в качестве которых рассматривались ощущения и представления.3. Этап экспериментального и практического ассоцианизма, который характеризуется попыткой ввести в основную концепцию фактор активности субъекта.

Ассоциация (от лат. associatio–соединение) – связь между психическими явлениями, при которой восприятие одного из них влечет за собой появление другого. В различных направлениях ассоциативной психологии было предложено выделять ассоциации по типу их образования. Так были выделены ассоциации по сходству (красное–пурпурное), по контрасту (большое–маленькое), по смежности в пространстве или во времени (запах приправы к пище вызывает аппетит), причинно–следственные (сильный ветер–озноб). Было обнаружено, что сила связи зависит от ряда условий (сила впечатлений, вызываемых элементами связи, их новизна, а также способности индивида).

Аффект (от лат. Affectus – душевное волнение, страсть) – относительно кратковременное, сильно и бурно протекающее эмоциональное переживание (ярость, ужас, отчаяние и др.), которое возникает, как правило, в критических условиях при неспособности найти выход из опасных и неожиданных ситуаций и которое сопряжено с выраженными двигательными и органическими проявлениями. Аффекты приводят к затормаживанию всех других психических процессов и реализации соответствующих поведенческих реакций. На основе пережитых аффектов формируются особые аффективные комплексы, которые могут запускаться без достаточного осознания вызвавших реакцию причин, при столкновении даже с отдельными элементами ситуации, спровоцировавшей аффект.

Биогенетический законзакон, описывающий открытое немецкими естествоиспытателями Ф.Мюллером и Э. Геккелем соотношение между этапами внутриутробного развития ребенка и этапами развития биологического вида. Онтогенез повторяет в сокращенном варианте филогенез. Эта модель была распространена на развитие психики человека, в соответствии с чем психическое развитие индивида в силу биологической закономерности повторяет путь исторического развития предшествующих поколений, и на этот процесс очень мало может повлиять воспитание и обучение ребенка.

Биологизаторская позиция– преувеличение роли и значения биологических, врожденных, природно-обусловленных факторов в формировании и развитии психики.

Биологический монизм– концепция, согласно которой между живой и неживой природой нет существенного различия (иногда обозначается как концепция натуралистического монизма).

Биомеханика– раздел биофизики, исследующий механические свойства живых тканей, органов и организма в целом, а также происходящие в них механические явления.

Биосоциальный– имеющий двойную природу детерминации: от природной и от социальной среды, обусловленный врожденными и приобретенными факторами.

Бихевиоризм(от англ. behaviour–поведение) – психологическое направление (родоночальник – Д. Уотсон), отрицающее сознание как предмет исследования и сводящее психику к различным формам поведения. Начало бихевиоризма было положено публикацией в 1913 г. статьи американского психолога Дж. Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста».

Бог– сверхъестественное существо в религиозных верованиях; в мифологических представлениях политеизма каждый из богов имеет верховную власть над какой-либо частью мирового целого, в теизме единому Богу принадлежит абсолютная власть над миром («всемогущество»). Вера в Бога – основа всякой религии.

Буддизм– одна из трех (наряду с христианством и исламом) мировых религий, истоки которой восходят к деятельности индийского мудреца Будды Шакьямуни. Возник в Др. Индии в VI–V вв. до н.э. Буддизм распространен главным образом в странах Восточной и Центральной Азии. Основателем религии считается Сиддхартха Гаутама Шакьямуни (Будда). Буддизм существует в нескольких своих разновидностях: хинаяна, махаяна, тантризм, ламаизм. В своем классическом варианте (тхеравада, «школа старейшин», или хинаяна, «малая колесница») буддизм представляет собой главным образом философию и этику. Цель верующих – достижение нирваны, блаженного состояния прозрения и освобождения от оков своего «я», мира и бесконечного круга рождений, смертей и новых рождений в цепи новых жизней. Состояние духовного совершенства достигается через смирение, щедрость, милосердие, воздержание от насилия и самоконтроль. Для направления буддизма, известного под названием махаяны («большая колесница»), характерно почитание пантеона божественных будд и будущих будд. В других формах буддизма обычны представления о целой иерархии демонов. Некоторые разновидности буддизма махаяны сулят верующим настоящий рай. Ряд направлений придает значение скорее вере, чем делам. Существует вид буддизма, стремящийся привести адепта к парадоксальному, интуитивному, внерациональному постижению «истинной реальности».

Внутренний мир– синоним психики человека, душевной жизни человека.

Возрождение– эпоха в истории европейской культуры XIII–XVI вв., ознаменовавшая собой возврат к традициям древних цивилизаций Греции и Рима и наступление Нового времени. Для периода Возрождения характерен исключительный интерес к отдельной человеческой личности. То же, что и Ренессанс.

Воинствующий материализм– активно пропагандируемая, бескомпромиссная философская ориентация, которая, в противоположность идеализму, исходит из того, что: 1) мир материален, существует объективно вне и независимо от сознания; 2) материя первична, а сознание –свойство материи; 3) предметом познания является объективная реальность, которая познаваема.

Волевая регуляция– психические процессы, осуществляемые с использованием собственной активности человека.

Волюнтаризм (от лат. voluntas–воля) – направление в философии и психологии, признающее волю первоосновой всего сущего, высшим принципом бытия. Характеризуется признанием в основе миропонимания процессов воли, которые могут противопоставляться разуму и объективным законам природы и общества. Характерен для философии Августина, Иоанна Дунса Скота и др. Как самостоятельное направление впервые оформился у Шопенгауэра. В. в психологии проявляется как утверждение воли в качестве первичной способности, обусловленной только субъектом и определяющей все другие психические процессы и явления (В. Вундт, У. Джемс, Н. Лосский). Термин введен Ф. Теннисом в 1883.

Воображение– способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте. В воображении происходит образное предвосхищение результатов, которые могут быть достигнуты при помощи тех или иных действий.

Воспpиятие– процесс формирования при помощи активных действий субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. В отличие от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет в совокупности его инвариантных свойств. Образ восприятия выступает как результат синтеза ощущений, возможность которого, по мнению А.Н. Леонтьева, возникла в филогенезе в связи с переходом живых существ от гомогенной, предметно неоформленной среды к среде, предметно оформленной.

Вторая сигнальная система– свойственная человеку система условно-рефлекторных связей, формирующихся при воздействии речевых сигналов, т.е. не непосредственного раздражителя, а его словесного обозначения. Вторая сигнальная система возникает на базе первой сигнальной системы в процессе общения между людьми. В психологии используется для обозначения системы ориентировки человека на словесные сигналы, на основе которых возможно образование временных нервных связей. Так как для человека характерно совместное действие первой и второй сигнальных систем, было предложено выделять специфически человеческие типы высшей нервной деятельности по преобладанию той или иной системы. В соответствии с этим, художественный тип определен как имеющий преобладание первой сигнальной системы, мыслительный – преобладание второй сигнальной системы, а средний – как уравновешенный по этому признаку. Понятие о второй сигнальной системе ввел в 1932 г. И.П. Павлов.

Вульгарный материализм– материализм, отрицающий специфику сознания, его социальную природу и рассматривающий сознание как физиологическую функцию организма.

Высшая нервная деятельность– совокупность индивидуальных особенностей центральной нервной системы человека, обусловленная его генотипом и условиями существования (по И.П. Павлову). Особенностями в.н.д. являются: 1) развитая психическая деятельность; 2) способность к абстрактно–логическому мышлению; 3)сознание; 4) речь. Структурной основой в.н.д. являются кора больших полушарий с подкорковыми ядрами переднего мозга и некоторыми структурами промежуточного мозга. В психологии – нейрофизиологические процессы, проходящие в коре больших полушарий головного мозга и ближайшей к ней подкорке и обусловливающие осуществление психических функций. В качестве основной теоретической модели для анализа высшей нервной деятельности выступает рефлекс, посредством которого происходит реагирование организма на воздействия окружающего мира. Основными механизмами работы являются нервные процессы возбуждения, за счет которого могут образовываться и функционировать новые временные связи, и торможения, которое может обусловливать угасание условного рефлекса, если условный раздражитель не подкрепляется безусловным. Выделяют следующие основные законы в. н. д.: 1. Образование новых временных связей при подкреплении нейтрального раздражителя безусловным. 2. Угасание временных связей при отсутствии подкрепления условного раздражителя безусловным. 3. Иррадиация и концентрация нервных процессов. 4. Взаимная индукция неравных процессов. 5. Формирование динамических стереотипов, представляющих собой сложные динамические системы рефлексов. Формирование и угасание временных связей происходит в коре больших полушарий головного мозга, а нервные центры важнейших безусловных рефлексов локализованы в подкорковых отделах мозга, за счет которых достигается высокий уровень активности нервных клеток коры больших полушарий.

Высшая психическая функция– теоретическое понятие, введенное Л.С. Выготским и обозначающее сложные, прижизненно формирующиеся психические процессы, социальные по своему происхождению. Отличительными особенностями в.п.ф. являются их опосредованный характер и произвольность. По его представлениям, психические явления могут быть «натуральными», детерминированными преимущественно генетическим фактором, и «культурными», надстроенными над первыми, собственно высшими психическими функциями, которые всецело формируются под влиянием социальных воздействий. Основным признаком в.п.ф. является их опосредствованность определенными «психологическими орудиями», знаками, возникшими в результате длительного общественно-исторического развития человечества, к которым относится речь. Первоначально высшая психическая функция реализуется как форма взаимодействия между людьми, между взрослым и ребенком, как интерпсихологический процесс, и лишь затем – как внутренний, интрапсихологический. При этом внешние средства, опосредствующие это взаимодействие, переходят во внутренние, т.е. происходит их интериоризация. Если на первых этапах формирования в.п.ф. она представляет собой развернутую форму предметной деятельности, опирается на относительно простые сенсорные и моторные процессы, то в дальнейшем действия свертываются, становясь автоматизированными умственными действиями. Психофизиологическим коррелятом формирования в.п.ф. выступают сложные функциональные системы, имеющие вертикальную (корково-подкорковую) и горизонтальную (корково-корковую) организацию, причем каждая в.п.ф. жестко не привязана к какому-либо одному мозговому центру, а является результатом системной деятельности мозга, в которой различные мозговые структуры вносят более или менее специфический вклад в построение данной функции.

Генезис– происхождение, возникновение; в широком смысле момент зарождения и последующий процесс развития, приведший к определенному состоянию, виду, явлению.

Генетика (от греч. genesis – происхождение) – наука о законах наследственности и изменчивости организмов и методах управления ими.

Генетический метод– метод исследования явлений или процессов, основанный на анализе процесса возникновения, становления, последовательности стадий его развития. Генетический метод предполагает сведение многообразия явлений к фундаментальным исходным элементам и выведение из них исследуемого явления.

Герменевтика –теория истолкования и понимания текста. Метод разъяснения основан на объективных основаниях (главным образом, на значении слов) и субъективных, т. е. переживаниях и намерениях авторов.

Геронтопсихология– отрасль психологии, изучающая психологию пожилых людей.

Гетерогенность (греч. heterogenes – разнородный, принадлежащий другому роду) – несовпадение, неоднородность генезиса, степень различия членов некоторой совокупности между собой, составленный из разнородных элементов.

Гетерохронность– разновременность, несовпадение во времени.

Гештальтпсихология (нем. gestalt – форма, образ, структура) – одна из основных школ зарубежной психологии первой половины XX в., представители которой исходят из целостности человеческой психики, не сводимой к ее простейшим формам. Это психологическое направление, выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур-гештальтов, первичных по отношению к своим компонентам.

Гилозоизм (от греч. hyle – материя и zоо – жизнь) – философское учение об одушевленности всей природы, наделяющее ее способностью к ощущениям и мышлению.

Гипноз (от греч. hypnоs – сон) – создание избирательного реагирования с помощью внушения.

Глубинная психология (психоанализ) ряд психологических школ, придающих решающее значение в организации человеческого поведения бессознательным, расположенным в слоях психики мотивам (влечениям, желаниям).

Гносеологический дуализм– двойственность в познании какого-то явления.

Гносеология (от греч. gnosis – знание и logos – учение) – наука об источниках и границах человеческого познания (то же, что теория познания), раздел философии, в котором изучаются: а) проблемы природы познания и его возможности; б) отношение знания к реальности; в) всеобщие предпосылки познания и условия его достоверности и истинности.

Гомогенность– степень сходства, однородности членов некоторой совокупности между собой.

Гуманизм (от лат. humanus – человеческий, человечный) – признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. В более узком смысле – светское вольномыслие эпохи Возрождения, противостоявшее схоластике и духовному господству церкви, связано с изучением вновь открытых произведений классической древности.

Гуманистическая психология– психологическое направление, признающее главным предметом исследования личность человека, рассматриваемую как уникальную целостную систему, стремящуюся к самоактуализации и постоянному личностному росту. В г.п. в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Г.п. в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60–х. гг. ХХ в. как протест против бихевиоризма и психоанализа, получив название «третьей силы». К данному направлению относятся А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ш. Бюлер. Ф. Бэррон, Р. Мэй, С. Джурард и др. Методологические позиции г.п.: а) человек целостен; б) ценны не только общие, но и индивидуальные случаи; в) главной психологической реальностью являются переживания человека; г) человеческая жизнь – единый процесс; д) человек открыт к самореализации; е) человек не детерминирован только внешними ситуациями.

Дарвиновская теория– эволюционная теория развития живых организмов, предложенная Ч. Дарвином.

Дедукция (от лат. deduction – выведение) – метод мышления, при котором новое положение выводится чисто логическим путем из предшествующих, вывод по правилам логики; цепь умозаключений (рассуждение), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования. Началом (посылками) дедукции являются аксиомы, постулаты или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений («общее»), а концом – следствия из посылок, теоремы («частное»). Если посылки дедукции истинны, то истинны и ее следствия.

Детерминанта (от лат. determinans – определяющий) –доминирующее влияние, или основной фактор.

Детерминанты развития психологии– определяющие факторы или условия, влияющие на развитие психологического знания и психологической науки.

Детерминация психики– факторы или условия, влияющие на развитие психики.

Детерминизм (от лат. determine – определяю) – закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их фактов. Психологический детерминизм исходит из всеобщей причинной обусловленности психических явлений и состояний; противостоит индетерминизму, отрицающему всеобщий характер причинности. Детерминированность– обусловленность.

Диалектика (от греч. dialektike (techne)–искусство вести беседу, спор) – философское учение о становлении и развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления.

Диалектико-материалистическая философия– философия построенная на принципах диалектики.

Дискретность/недискретность сознания (от латинского discretus –разделенный, прерывистый) – прерывность; противопоставляется непрерывности, недискретности. Например, дискретное изменение какой-либо величины во времени-изменение, происходящее через некоторые промежутки времени (скачками). В данном случае имеется в виду соответствующее свойство сознания.

Дифференциально-психологическая теория– психологическая теория, объясняющая закономерности психологических и психофизиологических различий между людьми.

Дихотомия (от греч. dichotomia – разделение надвое) –способ классификации: классы, множества, понятия, термины и другие разбиваются на пары «соподчиненных» элементов (подклассов, подмножеств и др.).

Догматизм– одностороннее, схематичное, окостеневшее мышление, оперирующее догмами. В основе догматизма лежит слепая вера в авторитеты, защита устаревших положений.

Дуализм (от лат. dualis – двойственный) – философское учение, в котором постулируется действенное начало материального и духовного. Декарт выдвинул гипотезу взаимодействия этих субстанций, в котором в качестве посредника между телом и душой рассматривалась шишковидная железа мозга.

Дух– философское понятие, означающее невещественное начало, в отличие от материального, природного начала. Дух истолковывается как субстанция (пантеизм), личность (теизм, персонализм). В рационализме определяющей стороной духа считается мышление, сознание, в иррационализме – воля, чувство, воображение, интуиция и т.п. В древнегреческой философии – пневма, нус, логос.

Духовная жизнь– отрешенность в бытии от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа.

Духовные силы– детерминанты определяющие преобладание духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.

Душа– понятие, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на психическую жизнь человека и животных. Восходит к древним представлениям об особой силе, обитающей в теле человека и животного (иногда растения) и покидающей его во время сна или в случае смерти. Идея всеобщей одушевленности космоса (гилозоизм, панпсихизм) явилась основой учения о мировой душе (Платон, неоплатонизм). У Аристотеля душа – активное целесообразное начало («форма») живого тела, неотделимое от него; в теистических религиях душа человека – созданное богом, неповторимое бессмертное духовное начало; в пантеистическом аверроизме – лишь индивидуальное проявление единой духовной субстанции (монопсихизм). Дуалистическая метафизика Декарта разделяет душу и тело на две самостоятельные субстанции, вопрос о взаимодействии которых обсуждается в русле психофизической проблемы. В новоевропейской философии термин «душа» стал преимущественно употребляться для обозначения внутреннего мира человека.

Единство теории и эксперимента– методологический принцип современной психологии, предполагающий взаимообусловленность теоретических построений (концепций, теорий и т.д.) и экспериментальных (эмпирических) данных.

Естественно-научный подход– подход в психологии, ориентированный на критерии естественно-научного знания и использующий эксперимент и другие методы естественных наук для исследования психической реальности.

Естественный эксперимент– экспериментальная стратегия, разработанная А.Ф. Лазурским в 1910 г. Характеризуется тем, что проводится в условиях, близких к обычной деятельности испытуемого, но он не знает, что участвует в исследовании. Благодаря этому достигается большая чистота эксперимента. Основными методами являются наблюдение и беседа с испытуемым, результаты которых обрабатываются качественно. Вариантом е.э. является психолого-педагогический эксперимент, или экспериментальное обучение, где изучение психических особенностей школьника, подлежащих формированию, осуществляется в процессе обучения и воспитания.

Естествознание– естественные науки, совокупность наук о природе, в отличие от обществоведения (наук об обществе).

Знак– предмет или явление как представитель другого предмета или явления.

Зоопсихология (от греч. zoon – животное, psyche – душа, logos – учение) – психология животных, отрасль психологии, изучающая психику животных, ее проявления, происхождение и развитие в онто- и филогенезе.

Идеализм (франц. idealisme, от греч. idea – идея) – общее обозначение философских учений, утверждающих, что дух, сознание, мышление, психическое – первично, а материя, природа, физическое–вторично, производно. Основные формы и. – объективный и субъективный. Первый утверждает существование духовного первоначала вне и независимо от человеческого сознания, второй либо отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривает ее как нечто, полностью определяемое его активностью. Различаются многообразные формы и. в зависимости от того, как понимается духовное первоначало: как мировой разум (панлогизм) или мировая воля (волюнтаризм); как единая духовная субстанция (идеалистический монизм) или множество духовных первоэлементов (плюрализм); как разумное, логически постигаемое начало (идеалистический рационализм); как чувственное многообразие ощущений (идеалистический эмпиризм и сенсуализм, феноменализм); как незакономерное, алогичное начало, не могущее быть объектом научного познания (иррационализм). Крупнейшие представители объективного идеализма: в античной философии – Платон, Плотин, Прокл; в новое время – Г. Лейбниц, Ф. В. Шеллинг, Г. Гегель. Субъективный идеализм наиболее ярко выражен в учениях Дж. Беркли, Д. Юма, раннего И. Фихте (XVIII в.). В обыденном словоупотреблении «идеалист» (от слова «идеал») часто означает бескорыстного человека, стремящегося к возвышенным целям.

Идентификацияуподобление, отождествление с чем-либо или с кем-либо.

Имманентный (от лат. immanens – пребывающий в чем-либо, свойственный чему-либо) – нечто внутренне присущее какому-либо предмету, явлению, процессу. Противоположность имманентному – трансцендентный.

Имплицитный (англ. implicit) – подразумеваемый, невыраженный. Имплицитная теория личности – представления о структуре и механизмах функционирования личности, своей или другого человека, которые были сформированы не в научном исследовании, а в повседневной жизни; авторы – Дж. Брунер и Р. Тагиури (1954). Предметом имплицитной теории может выступать не только личность, но и индивидуальные процессы (память, интеллект и пр.). Основана она на интуиции (общем ощущении или представлении), не имеет строгой понятийной формализации; вместе с тем, в экспериментах показано, что в среднем имплицитная теория бывает достаточно адекватной, соответствующей тем свойствам человека, которые фиксируются в научном исследовании.

Индивидуальный стиль деятельности– устойчивая, индивидуально-специфическая система психологических средств и способов выполнения деятельности.

Индуктивный метод– метод познания, построенный на индукции. Предложен Фрэнсисом Бэконом (1561–1626), английским философом, родоначальником английского материализма. В целом индукция выступает у Бэкона не только как один из видов логического вывода, но и как логика научного открытия, методология выработки понятий, основанных на опыте. Бэконовский индуктивизм получил развитие в XIX веке в работах Джона Стюарта Милля и др. В XX в. трактовка индукции как логики открытия была подвергнута критике школой К. Поппера и др.

Индукция (от лат. induction – выведение) – процесс логического вывода на основании перехода от частных положений к общим, умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению). Среди наиболее важных законов индуктивной логики выступают правила доказательства, связывающие причину и следствие: а) всегда, когда возникает причина, возникает и феномен (следствие); б) всегда, когда есть феномен (следствие), ему предшествует причина; в) если варьирует причина, варьирует и феномен; г) если причина имеет дополнительные свойства, то и феномен приобретает дополнительные свойства.

Инсайт –внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание существенных отношений и структуры ситуации в целом, на основе которого достигается осмысленное решение проблемы.

Институционализация (от лат. institutum – установление, учреждение), оформление в виде чего-то самостоятельного и официально признаваемого, организационно оформленного.

Интеллект (от лат. intellectus – понимание, познание) – способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Существует ряд принципиально различных трактовок интеллекта. В структурно-генетическом подходе Ж. Пиаже и. трактуется как высший способ уравновешивания субъекта со средой, характеризующийся универсальностью. При когнитивистском подходе интеллект рассматривается как набор когнитивных операций. В факторно-аналитическом подходе на основании множества тестовых показателей отыскиваются устойчивые факторы (Ч. Спирмен, Л. Терстоун, Х. Айзенк, С. Барт, Д. Векслер, Ф. Вернон).

Интеллигибельный (лат. intelligibilis – умопостигаемый, познаваемый, мыслимый) – философский термин, означающий предмет или явление, постигаемые только разумом или интеллектуальной интуицией; широко употребляется в схоластике и философии И. Канта. Противоположность интеллигибельному – сенсибельное, постигаемое с помощью чувств.

Интенциональность направленность (устремленность) сознания на предмет.

Интенция (от лат. intention – стремление) – намерение, цель, направление или направленность сознания, воли, чувства на какой–либо предмет. Понятие и. разрабатывалось в схоластике, в XIX–XX вв.; учение об интенциональности сознания было развито Ф. Брентано, А. Мейнонгом, Э. Гуссерлем и др.

Интериоризация– формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению внешнего опыта, переданного другими в виде сообщения или формы поведения.

Интроспективная психология– течение в психологии, признающее основным методом исследования интроспекцию, а также ряд психологических направлений, имеющих своим истоком учения Р. Декарта и Дж. Локка, основанных на постулате о не опосредованности субъективного опыта индивида и невозможности объективного исследования психических процессов. При этом «чужое» сознание рассматривается как специально реконструируемое посредством операции переноса: исследователь, зная о связи собственных переживаний с внешними их проявлениями, строит гипотезу о внутренних переживаниях другого человека на основе его внешне наблюдаемого поведения. К данному направлению можно отнести школу В. Вундта, структурную психологию Э. Титченера, психологию акта Ф. Брентано, Вюрцбургскую школу, а также теории Л.М. Лопатина, Г.И. Челпанова.

Интроспекция (от лат. introspecto–смотрю внутрь) – метод психологического анализа, заключающийся в наблюдении собственных психических процессов, без использования каких–либо инструментов или эталонов. В качестве особого метода и. была обоснована в работах Р. Декарта, который указывал на непосредственный характер познания собственной душевной жизни, и Дж. Локка, разделившего человеческий опыт на внутренний, касающийся деятельности нашего разума, и внешний, ориентированный на внешний мир.

Интуиция (от лат. intueri – пристально, внимательно смотреть) –способность непосредственного постижения истины. Интеллигибельная и. предполагает, что такое постижение возможно только на основе рассудка, разума.

Иррационализм– обозначение течений в философии, которые, в противоположность рационализму, ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто иррациональное, выдвигая на первый план волю (волюнтаризм), непосредственное созерцание, чувство, интуицию (интуитивизм), мистическое «озарение», воображение, инстинкт, «бессознательное» и т.п. Противоположен рационализму.

Ислам (араб. islam–предание, вверение себя (Богу)) – монотеистическая религия, одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом). Возникла в Хиджазе в нач. VII в. среди арабских племен Зап. Аравии. Основатель – Мухаммад (Мухаммед, Мохаммед) (570?–632) происходил из рода хашим, влиятельного мекканского племени курейш. Главные принципы ислама изложены в Коране. Основные догматы – поклонение единому всемогущему Богу – Аллаху и почитание Мухаммеда пророком – посланником Аллаха. Мусульмане (приверженцы и.) верят в бессмертие души и загробную жизнь. Пять основных обязанностей (колонн ислама), предписанных приверженцам ислама: 1) вера в то, что нет иного Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед есть посланник Аллаха (шахада); 2) пятикратное ежедневное совершение молитвы (салат); 3) милостыня в пользу бедных (закат); 4) пост в месяце рамадан (саун); 5) паломничество в Мекку (хадж), совершаемое хотя бы единожды в жизни. Священное предание–сунна. Основные направления – суннизм и шиизм. В VIII–IX вв. возникло мистическое течение в исламе – суфизм. В странах с преобладающим мусульманским населением ислам является государственной религией.

История психологии (от греч.: ίστορία – история, совокупность фактов прошлого и πυχή – душа, λόγος – учение) – раздел психологии, занимающийся изучением процесса формирования и развития психологических знаний и психологической науки.

Источниковедение– отрасль истории, разрабатывающая теорию, методику и технику изучения исторических источников (письменных, вещественных, аудиовизуальных и т.п.). И. тесно связано с вспомогательными и специальными историческими дисциплинами. Формировалось в XVI–XIX вв.

Канон (от греч. kanon – норма, правило) – свод положений, имеющих догматический характер: 1) библейский канон – совокупность книг Библии, признаваемых церковью «боговдохновенными» и применяемых в богослужении в качестве «Священного писания». Канон православной, католической, протестантской церквей несколько различаются составом произведений; 2) церковный канон – правила в области догматики, культа, организации церкви, возведенные христианской церковью в закон; правило или установление церкви в той или иной области (богослужения, обрядов, иерархических отношений и т.п.), утвержденное какой-н. верховной церковной инстанцией (церк.); 3) (перен.) проверенный и окончательно установленный текст произведения какого-н. писателя, или совокупность его произведений, не внушающих сомнения относительно авторства (пушкинский канон); все, что твердо установлено, стало общепринятым каноном.

Катарсис (от греч. catharsis – очищение) – эмоциональное потрясение, вызывающее состояние внутреннего очищения, разрядки. Традиционно понятие К. трактуется как категория древнегреческой философии и эстетики, обозначающая сущность и эффект эстетического переживания, связанного с «очищением души» («очищением от аффектов»). Иногда понятие К. квалифицируется как категория психологии искусства. Использовалось в философии Пифагора, Гераклита, Платона, Аристотеля и др., обращавших внимание на катартическое («очищающее») действие музыки (Пифагор), сценической трагедии (Аристотель) и т.д. В новейшее время понятие К. получило распространение в психологии и психотерапии. В решающей мере это было обусловлено использованием его в теории и психотерапевтической практике И. Брейера, З. Фрейда как достижение реального очищения психики от патогенной информации и облегчения страданий пациентов.

Катартический метод (от греч. katharein – очищение) – форма психотерапии, впервые открыта Ж. Брейером (1880) и опубликована в 1895 г. в статье, написанной вместе с З. Фрейдом. Заключается в том, что истерические симптомы прослеживаются в биографии пациента. Сначале это происходило посредством гипноза, позднее за счет использования метода свободных ассоциаций. При этом травматические переживания снова актуализируются и благодаря отреагированию соответствующего аффекта происходит катарсис – собственно душевное очищение. К.м. лежит в основе психоанализа.

Категория (от греч. kathgorew – обвиняю) – логический и метафизический термин, введённый Аристотелем, ныне употребляемый в значении, данном Кантом: к. – априорное понятие рассудка, условие возможности мышления. Аристотель разумел под к. наиболее общие понятия, служащие предикатами, выводит их из грамматических форм и насчитывает их 10: субстанция (ousia), количество (poson), качество(poion), отношение (proV ti), место (pou), время (pote), положение(keisJai), обладание (ecein), действие (poiein) и страдание (paocein). Стоики вместо десяти Аристотелевых принимали лишь четыре: субстанция, качество, модальность и отношение. Гегель под к. разумел то же, что и Кант, только решительнее придавал им метафизический характер. Средством выведения к. служит диалектический метод; началом процесса образования к. является самое отвлечённое, бедное по содержанию понятие бытия, из которого получаются сначала К. качества, потом количества и т.п.

Католицизм– одно из основных направлений в христианстве. Разделение христианской церкви на католическую и православную произошло в 1054–1204 гг.; в XVI в. в ходе Реформации из католицизма выделился протестантизм. Организация католической церкви отличается строгой централизацией, иерархическим характером. Глава – римский Папа, считающийся преемником апостола Петра; 1–м Ватиканским собором (1869–1870) провозглашен догмат о его непогрешимости. Резиденция Папы – Ватикан. Источники вероучения – Священное Писание и Священное Предание, которое включает помимо древней традиции, постановлений первых 7 Вселенских соборов (IV–VIII вв.), решения последующих церковных соборов, папские послания. В католицизме считается, что Святой Дух исходит не только от Бога – Отца, но и от Сына (филиокве); лишь в католицизме имеется догмат о чистилище. В католицизме развито почитание Девы Марии (в 1854 г. провозглашен догмат о ее непорочном зачатии, в 1950 г. ее телесном вознесении), святых; культ характеризуется пышным театрализованным богослужением, клир резко отделен от мирян. Католики составляют большую часть верующих в Австрии, Бельгии, Венгрии, Испании, Италии, Литве, Польше, Португалии, Франции, Чехии, Словакии, западных областях Белоруссии, Украины, в латиноамериканских государствах.

Когнитивная психология– направление в психологии, возникшее в начале 60–х гг. XX в. Характеризуется рассмотрением психики как системы, предназначенной для переработки информации. Современная к. п. работает в следующих исследовательских областях: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и решение задач, человеческий интеллект и искусственный интеллект. Основным методом выступает анализ микроструктуры того или иного психологического процесса.

Когнитивный– умственный.

Комплементарный– дополнительный.

Концепция уровневого строения движений– концепция, предложенная Н. А. Бернштейном, согласно которой под построением движения понимается состав афферентационных ансамблей, участвующих в координировании данного движения, в осуществлении требуемых коррекций и в обеспечении адекватных перешифровок для эффекторных импульсов, а также вся совокупность системных взаимоотношений между ними. Бернштейн выделял пять уровней построения движений.

Коран (араб. кур'ан – чтение) – главная священная книга мусульман, собрание «божественных откровений», ниспосланных Мухаммеду. Включает проповеди, обрядовые и юридические установления, заклинания, молитвы, назидательные рассказы и притчи, произнесенные Мухаммедом в Мекке и Медине. При халифе Османе между 650 и 655 гг. была составлена редакция Корана, признанная канонической. Коран включает 114 глав–сур (90 «мекканских» и 24 «мединских»), которые делятся на т.н. аяты. Многие сюжеты корана восходят к христианским и иудаистическим. Самые ранние сохранившиеся списки – рубежа VII–VIII вв.

Корреляты– статистические взаимосвязи между показателями или переменными, вычисленные на основе корреляционного анализа. Синоним – корреляционные связи.

Корреляционный анализ (от лат. correlation – соотношение) –статистический метод оценки формы, знака и тесноты связи исследуемых признаков или факторов. При определении формы связи рассматривается ее линейность или нелинейность (т.е. как в среднем изменяется y в зависимости от изменения x, и наоборот). Широкое применение в психологических исследованиях находит также коэффициент связи, который рассчитывается в случае простейшей классификации. Например, при наличии у испытуемого некоторого свойства, ему приписывается 1, при отсутствии–0; j представляет собой, по существу, коэффициент корреляции для случая дихотомических данных. Среди других широко применяется расчет ранговых, частных, частичных, множественных и других коэффициентов корреляции.

Креативностьтворческие способности человека, проявляющиеся в разных сферах деятельности и характеризующие его личность.

Креационизм (от лат. creation – сотворение) – религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего. Характерен для теистических религий иудаизма, христианства, ислама.

Латентное научение– формирование определенных навыков в ситуации, когда их непосредственная реализация необязательна и они оказываются невостребованными. Основано на формировании у субъекта в результате его ориентировочно-исследовательской деятельности образа целостной ситуации и своих действий в ней. Понятийное оформление термина «латентное обучение» сыграло ключевую роль в эволюции бихевиоризма, который опирался на теорию научения как связи стимула и реакции при наличии действия подкрепления, и возникновении необихевиоризма (Э. Толмен и др.); в последнем научение трактуется как когнитивное действие. Роль латентного обучения в практической жизни особенно ярко проявляется в развитии речи как следствии прослушивания младенцем речи взрослого, и при решении человеком творческих задач, когда ориентировка на признаки, не составляющие цели решаемой субъектом задачи, проявляется в форме внезапных «озарений».

Латентный период (от лат. lateens – скрытый) – время между началом действия раздражителя и возникновением ответной реакции. По своей величине латентный период может существенно меняться в зависимости от модальности и интенсивности раздражителя, от уровня сложности и автоматизированности реакции, от функциональной готовности нервной системы.

Логика (греч. logike) –наука о способах доказательств и опровержений; совокупность научных теорий, в каждой из которых рассматриваются определенные способы доказательств и опровержений. Основателем логики считается Аристотель. Различают индуктивную и дедуктивную логику, а в последней – классическую, интуиционистскую, конструктивную, модальную и др. Особую роль в ускорении научно-технического прогресса играют приложения логики в вычислительной математике, теории автоматов, лингвистике, информатике, программировании и др.

Логос (греч. logos) – одно из основных понятий древнегреческой философии; одновременно «слово» («предложение», «высказывание», «речь») и «смысл» («понятие», «суждение», «основание»). Введено Гераклитом: логос как универсальная осмысленность, ритм и соразмерность бытия, тождественная первостихии огня. В стоицизме – эфирно-огненная душа космоса и совокупность формообразующих потенций («семенные логосы»), от которых в инертной материи «зачинаются» вещи. В христианстве логос отождествлен со 2–м лицом Троицы.

Материализм (от лат. materialis – вещественный) – философская теория, которая в противоположность идеализму, исходит из следующего: во-первых, мир материален, существует объективно вне и независимо от сознания; во-вторых, материя первична, а сознание – свойство материи; в-третьих, предметом познания является объективная реальность, которая познаваема. М. противоположен идеализму; их борьба составляет содержание историко–философского процесса. Термин «материализм» употребляется с XVII в. главным образом в смысле физических представлений о материи, а с нач. XVIII в. – в философском смысле, т.е. для противопоставления материализма идеализму. Исторические формы материализма: античный материализм (Демокрит, Эпикур); материализм эпохи Возрождения (Б. Телезио, Дж. Бруно); метафизический (механистический) материализм XVII–XVIII вв. (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, П. Гассенди, Дж. Локк, Б. Спиноза); французский материализм XVIII в. (Ж. Ламетри, К. Гельвеций, П. Гольбах, Д. Дидро); антропологический материализм (Л. Фейербах); диалектический материализм (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин).

Материалистический сенсуализм (от лат. sensus – чувство, ощущение) – учение о том, что основу психической жизни составляют чувственные образы. В античности сторонниками этого учения были представители ряда философских школ (киренаики, эпикурейцы, в более умеренной форме–стоики). Утверждая, что внечувственное познание невозможно, стоики предложили рассматривать ум как «чистую доску», на которой опыт запечатлевает свои письмена. Им же принадлежит афоризм: нет ничего в разуме, чего бы не было первоначально в чувствах. В дальнейшем эти положения пропагандировались сторонниками С. эпохи Возрождения и Нового времени (Дж. Локк, Э. Кондильяк) в борьбе с приверженцами рационализма, доказывавшими, что в познании имеется содержание, принципиально невыводимое из ощущений. В философском плане С. не представляет однородного направления. В нем издавна сталкиваются идеалистические и материалистические воззрения на ощущение. Первые отрицают его причинную зависимость от внешнего объекта, вторые трактуют чувственные впечатления как эффект воздействия внешних раздражителей на органы чувств. Под влиянием м.с. развивалась ассоциативная психология. Идеи м.с. оказали сильное влияние на первые экспериментальные работы в области психологии, поскольку предполагалось, что задача эксперимента состоит в выявлении первичных чувственных элементов (ощущений), с помощью которых возводится вся сложная архитектоника душевной жизни. Дальнейшее развитие экспериментальной психологии показало, что действительная структура человеческого сознания значительно сложнее, что мыслительные акты не могут рассматриваться как ассоциации ощущений, что в интеллекте имеется содержание, несводимое к чувственным образам, а мотивацию поведения и роль действия в построении этих образов м.с. вообще бессилен объяснить.

Материя (лат. materia) – вещество; субстрат, субстанция; содержание как противоположность духовному (умственному и нравственному). Понятие м. как субстрата вещественного мира было выработано в греческой философии в учениях Платона и Аристотеля, при этом материя понималась как неоформленное небытие (meon), чистая потенция. В латинский философский язык термин введен Цицероном как перевод греч. hyle. Сформулированное Декартом понятие материи как телесной субстанции (в противоположность «мыслящей» субстанции), обладающей пространственной протяженностью и делимостью, легло в основу материализма XVII–XVIII вв. М. – центральная категория диалектического материализма.

Метафизика (от греч. meta ta physika – после физики, т.е. после земной природы) – 1) философское учение о сверхчувственных (недоступных опыту) принципах бытия. Термин восходит к названию, данному Андроником Родосским (I в. до н.э.) сочинению Аристотеля об умопостигаемых началах бытия, поэтому в современной философии термин «метафизика» часто употребляется как синоним термину «философия»; 2) противоположный диалектике философский метод, рассматривающий явления в их неизменности и независимости друг от друга, отрицающий внутренние противоречия как источник развития.

Метод историко-психологического познания– способ реконструкции исторической динамики психологических идей, изучения творческого наследия ученых, воссоздания логики развития психологического знания в отдельные исторические периоды.

Методика– конкретный прием или способ получения эмпирических, фактических данных о явлениях.

Методологические принципы– кратко сформулированные теоретические положения, обобщающие достижения науки в определенной области и служащие основанием для дальнейших исследований.

Методология– учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности; методология науки – учение о принципах построения, формах и способах научного познания.

Механистический материализм– подход в понимании и интерпретации явлений исходя из мировоззренческого принципа, выдвинутого в XVII–XVIII вв. и объясняющего развитие природы и общества законами механической формы движения материи. Источник механицизма – абсолютизация законов механики. В широком смысле – сведение сложной, качественно своеобразной формы движения к более простой (напр., социальной к биологической). Ламетри (Lamettrie, La Mettrie) Жюльен де Офре (1709–1751), французский философ и врач, первым во Франции изложил систему механистического материализма, рассматривал человеческий организм как самозаводящуюся машину, подобную часовому механизму в сочинении «Человек–машина» (1747).

Мировоззрение– система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и к самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Выделяют три основных типа м.: 1) житейское (обыденное) мировоззрение, в котором отражаются представления здравого смысла, традиционные взгляды о мире и человеке; 2) религиозное мировоззрение, связанное с признанием сверхъестественного мирового начала; 3) философское мировоззрение, в котором обобщается опыт духовного и практического освоения мира. На основе рационального осмысления культуры в философии вырабатываются новые мировоззренческие ориентации. Носитель мировоззрения – личность и социальная группа, воспринимающие действительность сквозь призму определенной системы взглядов. М. имеет огромный практический смысл, влияя на нормы поведения, жизненные стремления, интересы, труд и быт людей.

Мистика (от греч. mystikos – таинственный) – религиозная практика, имеющая целью переживание в экстазе «непосредственного единения» с Богом; совокупность теологических и философских доктрин, оправдывающих и осмысливающих эту практику.

Мнемонический (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) – имеющий отношение к мнемотехнике – системе специальных приемов, служащих для облегчения запоминания. Наиболее распространенным приемом является организация ассоциативного поля вокруг запоминаемых понятий.

Модальность (от лат. modus – способ) – форма отражения раздражителя в определенной сенсорной системе (зрительной, слуховой, тактильной), одно из основных свойств ощущений, их качественная характеристика (цвет – в зрении, тон и тембр – в слухе, характер запаха – в обонянии и т.п.). Модальные характеристики ощущений, в отличие от других их характеристик (пространственных, временных, интенсивностных), отражают свойства объективной реальности в специфически закодированной форме (длина световой волны отражается как цвет, частота звуковых волн – как тон и т.д.).

Монада (от греч. – monas, род. п. monados – единица, единое понятие, обозначающее в различных философских учениях основополагающие элементы бытия: число в пифагореизме; единое в неоплатонизме; единое начало бытия в пантеизме Дж. Бруно; психически активная субстанция в монадологии Г. В. Лейбница, воспринимающая и отражающая другую монаду и весь мир («монада – зеркало Вселенной»).

Монистическая позиция (от греч. monos – один, единственный) – способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете единой основы (субстанции) всего существующего. Противоположностью монизма являются дуализм (признающий два независимых начала) и плюрализм (исходящий из множественности начал).

Мораль (от лат. moralis нравственный) – 1) нравственность как особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); 2) один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.

Мотив– побуждение к деятельности, связанное со стремлением к удовлетворению потребности.

Мышление– психический процесс моделирования неслучайных отношений окружающего мира на основе аксиоматических положений.

Научениепроцесс и результат приобретения индивидуального опыта, независимо от мотивации и способа этого приобретения–целенаправленного или стихийного.

Научное знание– объективное знание о действительности получаемое специальными научными методами и отвечающее определенным критериям научности.

Научное мировоззрение– мировоззрение, опирающееся на научно установленное и объективное знание о мире.

Нейропсихология– отрасль психологической науки, сложившаяся на стыке психологии, медицины (неврологии, нейрохирургии) и физиологии, изучающая мозговые механизмы высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга. Основоположник А.Р. Лурия, разработал теорию системной динамической локализации психических процессов.

Некрофилический– (от греч. nekros – мертвый и phileo – люблю), имеющий отношение к смерти, стремящийся к ней.

Необихевиоризм (от греч. neоs – новый и англ. Behavior – поведение) – направление в американской психологии, возникшее в 30–е гг. XX в. Восприняв главный постулат бихевиоризма, согласно которому предметом психологии являются объективно наблюдаемые реакции организма на стимулы внешней среды, н. дополнился понятием о «промежуточных переменных» как факторах, служащих опосредствующим звеном между воздействием стимулов и ответными мышечными движениями. Следуя методологии операционализма, необихевиористы полагали, что содержание указанного понятия (обозначавшего «ненаблюдаемые» познавательные и мотивационные компоненты поведения) выявляется в лабораторных экспериментах по признакам, определяемым посредством операций исследователя. Н. свидетельствовал о кризисе «классического» бихевиоризма, неспособного объяснить целостность и целесообразность поведения, его регулируемость информацией об окружающем мире и зависимость от потребностей организма. Использование идей гештальтпсихологии и фрейдизма (Э.Ч. Толмен), а также павловского учения о высшей нервной деятельности (К.Л. Холл), способствовало преодолению ограниченности исходной бихевиористской доктрины, при сохранении ее основной установки на биологизацию человеческой психики.

Неофрейдизм (от греч. neos – новый и фрейдизм) – направление в современной психологии, развившееся из ортодоксального фрейдизма в процессе его культурологической и социологической реформации. Лидеры н. – К. Хорни, Г. Салливен, Э. Фромм и др.–подвергли критике некоторые фундаментальные биологические и психологические подходы и утверждения 3. Фрейда и намеренно акцентировали роль социальных и культурных детерминант в жизнедеятельности личности и общества. Разнообразные теории и концепции неофрейдистов содействовали распространению психоаналитических ориентаций и внедрению комплекса психоаналитических представлений в различные сферы общественной жизни. Как направление, н. сформировался в 30–е г. XX в. в США и с тех пор пользуется всевозрастающей популярностью и влиянием. В основе всех теоретических построений этого направления лежат понятия бессознательного и принципиальной конфликтности отношений личности и общества.

Нивелирование– выравнивание по единому стандарту.

Нигилизм (от лат. nihil – ничто) – отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. Получает особое распространение в кризисные эпохи общественно–исторического развития.

Номинализм (от лат. nomen – имя, nominalis – именной) – направление средневековой схоластической философии, которое, в противоположность реализму, отрицало реальное существование общих понятий (универсалий), считая их лишь именами, словесными обозначениями, относимыми ко множеству ость реализму, отрицало реальное существование общих понятий (универсалий), считая их лишь именами, словесными обозначениями, относимыми ко множеству сходных единичных вещей (крайний, или строгий, номинализм И. Росцелин и др.), или чисто мыслительными образованиями (концептами), существующими в уме человека (отсюда название этого «умеренного номинализма»–концептуализм; основан П. Абеляром). В реальном мире существуют лишь отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Н. возник в XI–XII вв., получил особое развитие в XIV–XV вв. (У. Оккам и его школа). Противоположность – реализм.

Нус (греч. nus – ум, мысль, разум) – одно из центральных понятий древнегреческой философии, означающее дух, разум, смысл, мысль. Учение о нусе как о мироустрояющем принципе было сформулировано Анаксагором. В стоицизме нус сближался с логосом. Учение Аристотеля о космическом «уме», нусе, созерцающем и мыслящем самого себя, т.е. являющемся «мышлением мышления», послужило главным источником концепции нуса в неоплатонизме как одной из основных субстанций бытия. Латинский перевод термина «нус» – интеллект, всеобщий разум, нематериальное хранилище всеобщих знаний, накопленных человечеством.

Образное мышление– процесс познавательной деятельности, направленный на отражение существенных свойств объектов (их частей, процессов, явлений) и сущности их структурной взаимосвязи. О.м. представляет собой единую систему форм отражения – наглядно-действенного, наглядно-образного и визуального мышления – с переходами от означивания отдельных единиц предметного содержания отражения к установлению между ними конститутивных связей, обобщению и построению образно–концептуальной модели и затем на ее основе к выявлению категориальной структуры сущностной функции отражаемого. В данном типе мышления используются в основном средства выделения, формирования, преобразования и обобщения содержания отражения образной формы.

Объективные методы– в психологии стратегия анализа психического содержания, максимально ориентированная на другого субъекта (а не самого себя, как в интроспекционизме) и на использование верифицируемых гипотез (например, эксперимент).

Одаренность –качественно своеобразное сочетание способно–тей, обеспечивающее успешное выполнение деятельности.

Онтогенез (от греч. on, ontos – сущее) – процесс индивидуального развития организма от рождения до смерти. В психологии о. –формирование основных структур психики индивида в течение его детства; изучение о. – главная задача детской психологии. С позиций отечественной психологии основное содержание О. составляет предметна