В СЕРЕДИНЕ 19 ВЕКА

Основные вопросы

 

1. Этапы развития ассоцианизма.

2. Доктрина ассоциации Т.Брауна.

3. Развитие идей ассоцианизма в трудах Дж. Милля.

4. Вклад Дж. Ст. Милля в развитие ассоциативной психологии.

5. Позиция А. Бэна по вопросам ассоцианизма.

6. Сближение психологии с учением о биологической эволюции (Г. Спенсер).

 

Дополнительные вопросы и задания

 

1. Почему в трудах практически всех учёных середины 19 века произошёл определённый отход от идей ассоцианизма?

2. Какие ассоциации Т. Браун относит к творческим?

3. Зависмость между какими психологическими феноменами можно, по мнению Т. Брауна, объяснить с помощью вторичных законов?

4. Что представляет собой «ментальная механика» Дж. Милля и вытекающая из неё система воспитания?

5. В чем специфика «ментальной химии» Дж. Ст. Милля?

6. Какие особенности имеет предмет психологии ( по А.Бэну) ?

7. При помощи каких методов Г. Спенсер изучал ассоциации ?

8. В чем причина кризиса ассоциативной психологии?

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:

 

1. Изучите литературу:

 

[осн.: 1; 3; 4; 8; 9; 10; доп : 22; 41]

 

2. Законспектируйте:

 

1) Соколова, Е.Е. Диалог 4. «Ментальная механика» Джеймса Милля и его система воспитания // Е.Е. Соколова Тринадцать диалогов о психологии. – М. : Смысл,1995. – С. 158–162.

2) Соколова, Е.Е. Диалог 4. «Ментальная химия» Джона Стюарта Милля и начало кризиса ассоциативной психологии // Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М. : Смысл,1995. – С. 162–165.

3) Марцинковская, Т.Д. Развитие ассоцианизма в 18–19 вв. // Т.Д. Марцинковская // История психологии. – М. : Академия, 2002 – С. 165.

 

3. Подготовьте презентацию плакатов по теме занятия.

 

4. Заполните таблицу:

 

Табл. 14

 

Этап развития ассоцианизма Представители Проблематика Методы исследования