В СЕРЕДИНЕ 19 ВЕКА
Основные вопросы
1. Этапы развития ассоцианизма.
2. Доктрина ассоциации Т.Брауна.
3. Развитие идей ассоцианизма в трудах Дж. Милля.
4. Вклад Дж. Ст. Милля в развитие ассоциативной психологии.
5. Позиция А. Бэна по вопросам ассоцианизма.
6. Сближение психологии с учением о биологической эволюции (Г. Спенсер).
Дополнительные вопросы и задания
1. Почему в трудах практически всех учёных середины 19 века произошёл определённый отход от идей ассоцианизма?
2. Какие ассоциации Т. Браун относит к творческим?
3. Зависмость между какими психологическими феноменами можно, по мнению Т. Брауна, объяснить с помощью вторичных законов?
4. Что представляет собой «ментальная механика» Дж. Милля и вытекающая из неё система воспитания?
5. В чем специфика «ментальной химии» Дж. Ст. Милля?
6. Какие особенности имеет предмет психологии ( по А.Бэну) ?
7. При помощи каких методов Г. Спенсер изучал ассоциации ?
8. В чем причина кризиса ассоциативной психологии?
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:
1. Изучите литературу:
[осн.: 1; 3; 4; 8; 9; 10; доп : 22; 41]
2. Законспектируйте:
1) Соколова, Е.Е. Диалог 4. «Ментальная механика» Джеймса Милля и его система воспитания // Е.Е. Соколова Тринадцать диалогов о психологии. – М. : Смысл,1995. – С. 158–162.
2) Соколова, Е.Е. Диалог 4. «Ментальная химия» Джона Стюарта Милля и начало кризиса ассоциативной психологии // Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М. : Смысл,1995. – С. 162–165.
3) Марцинковская, Т.Д. Развитие ассоцианизма в 18–19 вв. // Т.Д. Марцинковская // История психологии. – М. : Академия, 2002 – С. 165.
3. Подготовьте презентацию плакатов по теме занятия.
4. Заполните таблицу:
Табл. 14
Этап развития ассоцианизма | Представители | Проблематика | Методы исследования |