Сюжетно-ролевые игры

Особое место в музыкальном воспитании занимают сюжетно-ролевые игры. Усвоение канонов любой деятельности требует также усвоение ролей в рамках этой деятельности. Музыкальная сфера предполагает три самые важные ролевые позиции: композиторская, исполнительская, слушательская. В роли мы - композиторы могут быть самые различные задания: сыграть роль определенного композитора, представить, что ты - композитор, и рассказать о замысле произведения, истории его создания, отстоять «свой» стиль письма, порассуждать о содержании и форме произведения и т. д. В старших классах можно устроить дискуссию с «композиторами». Исполнительских ролей вообще не счесть: роль дирижера, пианиста, балалаечника, скрипача, певца и др., в том числе и пародии на конкретных исполнителей. Эти роли могут иметь практическое наполнение с дирижированием, игрой, пением, а могут быть лишь внешней имитацией под фонограмму. Слушательская позиция письменно или устно может выражаться в играх «Мы - репортеры», «Мы - музыкальные критики», «Лекторы», «Диск-жокеи», «Слушатель на концерте» и т.д.

В музыкальном воспитании сюжетно-ролевые игры имеют важное значение в усвоении музыкальной культуры, традиций, национальных особенностей в отношениях. Белорусские народные праздники имеют игровую основу, их можно отнести к сюжетно-ролевым играм.

«Дажынкi», «Багач», «Звiжанне», «Свята кавалеў», «Мiхайлаў дзень» - осенние праздники;

«Каляды», «Масленiца» - зимние;

«Гуканне вясны», «Саракi», «Юрья» - весенние;

«Купалле» - летний праздник.

Сколько ролей здесь исполняется, сколько музыки - песен, танцев, костюмированных представлений и шествий! Повторение выбранных для процесса музыкального воспитания народных праздников, повторяемых из года в год, создает возможности для развития творческой фантазии ребят, для творческого их участия в становлении национальной культуры.

Воспитание детей во многом сводится к процессу обучения их тому, в какие игры они должны играть.