Вопрос 5. Организация оплаты труда персонала автосервисных предприятий

стр.175-178, стр.228-241

 

Заработная плата представляет собой сумму денежных выплат работникам за работу, выполненную по трудовому договору (контракту). Она устанавливается в зависимости от количества, качества и результативности труда и выступает важнейшим источником доходов работников предприятия, куда входят также денежные выплаты по социальным льготам, дивиденды по акциям и др.

В рыночных условиях хозяйствования организация заработной платы осуществляется на основе сочетания принципа самостоятельности предприятий в установлении форм, систем и размера оплаты труда работников и регулировании оплаты труда со стороны государства и профсоюзов.

Государство регулирует оплату труда путем законодательного установления и изменения минимального размера оплаты труда (МРОТ), налогового регулирования средств, направляемых на оплату труда предприятиями, и доходов физических лиц, установления районных коэффициентов и процентов (северных надбавок), установления государственных гарантий по оплате труда. Государственное регулирование позволяет приводить в соответствие темпы роста заработной платы с уровнем инфляции, ростом цен на товары и услуги, особенностями расположения предприятий, оказывающими значительное влияние на условия проживания и труда работников, на прожиточный минимум.

Выбор той или иной формы (системы оплаты труда) зависит от многих факторов, но в любом случае выбранная система должна отражать стоящие перед предприятием стратегические цели и учитывать находящиеся в его распоряжении ресурсы и материальные интересы работников. Критерием правильности выбора системы оплаты труда должна быть ее экономическая эффективность.

Существуют следующие формы оплаты труда: повременная, сдельная. С их помощью осуществляется связь оплаты труда с его количественными и качественными результатами. При выборе той или иной формы оплаты труда на предприятии учитывают специфику производства продукции, особенности технологического процесса, состояние организации производства и труда и другие особенности.

В общем виде сдельная форма оплаты труда – это плата за количество выработанной продукции в единицу времени по установленным тарифным ставкам и нормам выработки (времени). Ее целесообразно применять на работах, где: возможен учет труда индивидуального или коллективного и его конечного результата в натуральных измерителях; разработаны обоснованные нормы труда; созданы возможности для перевыполнения норм без нарушения технологического процесса; существует четкая организация обслуживания рабочих мест, исключающая простои рабочего, имеется качественная и своевременная техническая подготовка производства.

В настоящее время для оплаты труда ремонтных (продуктивных) рабочих сервисных предприятия применяется сдельная (комиссионная) форма оплаты труда в виде процента (до 50% ) от выручки за стоимость работ по ремонтным заказам. Общая выручка от законченных ремонтных заказов суммируется за платежный период и рассчитывается заработная плата каждого механика. Данная система оплаты труда требует минимум контроля, так как механики заинтересованы в повышении эффективности труда и квалификации, чтобы выполнять более сложную работу быстрее. Этот способ прямо связывает выручку и оплату рабочих.

Сдельная оплата по нормативным часовым ставкам предусматривает индивидуальные ставки почасовой оплаты механикам определенного уровня квалификации. Если механик выполнил работу, нормируемую как 1,5-часовую за один час, он получает полную полуторачасовую ставку, независимо от того, сколько получено от клиента, так как клиент платит по другим ставкам. Механики оплачиваются в прямой пропорции от производительности, снижается потребность в контроле – механики сами заинтересованы в хорошей работе.

Возможно установить гибкие расценки для клиентов, так как оплата труда прямо не связана с выручкой за ремонт. Этот метод позволяет регулировать ставки, чтобы обеспечить необходимые валовой доход и прибыль, дает возможность устанавливать дифференцированную оплату в зависимости от уровня квалификации. Обеспечивает удовлетворение клиентов и конкурентоспособные цены, стимулирует низко квалифицированных рабочих, обеспечивает гибкое управление и точную оценку стоимости работ, и получение адекватного валового дохода от выполненной работы. К недостаткам данного метода относят: качество снижается из-за стремления механиков переключиться на следующий заказ, нужна комплексная оценка труда механиков, нужна более сложная административная работа для расчета зарплаты.

Оплата приемщиков производится различными методами, но все они должны быть направлены на стимулирование труда этого очень важного сотрудника. Их заработок должен быть достойным лиц, ответственных за обеспечение постоянной загрузки сервисной службы заказами, профессиональных, способных предотвратить недовольство клиентов. Оплата должна обеспечивать конкурентоспособный уровень доходов приемщиков и быть стимулирующей. Варианты оплаты могут включать небольшую основную зарплату, обеспечивающую стабильный доход и стимул для превышения минимального уровня. Этот стимул может быть выражен в фиксированном проценте от всей реализации по ремонтным заказам.

Оклады – это система фиксированных помесячных выплат (повременная, в большинстве случаев повременно-премиальная форма оплаты труда)

Преимущества: система легко управляется, предсказуема как для работников, так и для работодателя.

Недостатки:

- данная система оплаты труда может привести к потере стимула к повышению эффективности труда;

- произошла продажа услуг или нет – вы все равно платите

Данная система применяется для оплаты труда вспомогательного персонала, работа которого не влияет или влияет лишь фактом создания нормальной рабочей обстановки на результаты деятельности фирмы, - уборщицы, дворники, кладовщики. Может применяться премирование при положительных результатах деятельности всей фирмы, причем размер премии фиксирован либо в виде суммы, либо в виде процента от оклада.