Правила землепользования и застройки: понятие, порядок принятия, значение

Территориальные зоны устанавливаются в правилах землепользования и застройки. Правила землепользования и застройкидолжны соответствовать требованиям технических регламентов, генеральным планам, схемам территориального планирования. Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти городов Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков объектов капитального строительства.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламентдля каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, производственно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель водного фонда, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон.

Правовой режим земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения и иного специального назначения. Установление зон с особыми условиями использования.

Под землями промышленности и иного назначенияпонимаются земли, предоставленные в установленном порядке предприятиям, организациям, учреждениям, в пользование или аренду для выполнения ими соответствующих народнохозяйственных функций.

Землями промышленности и иного специального назначения признаются земли, которые рас- положены за чертой поселений и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и за- конами субъектов РФ. Порядок использования земель промышленности и иного специального назначения определяется в зависимости от форм собственности, при этом основными органами управления при использовании земель данной категории являются органы, управляющие соответствующей отраслью промышленности, например Министерство сообщения РФ в отношении земель транспорта. Отраслевые министерства обязаны основываться на предписаниях Правительства РФ, а также согласовывать вопросы использования земель промышленности и иного специального назначения с органами исполнительной власти субъектов РФ. Правовой режим земель промышленности и иного специального назначения имеет отличительные черты: основная функция, которую выполняют эти земли, выражается в их использовании как пространственного операционного базиса, как места размещения объектов недвижимости: промышленности, транспорта, связи, энергетики и т. п. Для этих специальных задач должны предоставляться в первую очередь земли, непригодные для ведения сельского хозяйства, либо при отсутствии таковых земель - сельскохозяйственные угодья худшего качества. В земельном законодательстве установлены ограничения на изъятие земель, используемых как средство производства в сельском и лесном хозяйстве, для перевода их в состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны и иного специального назначения; особенностью правового режима данной категории земель является установление различных видов зон с особыми условиями использования земель. Такие зоны устанавливаются в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации промышленных, транспортных и иных объектов. Зоны устанавливаются на основании нормативных правовых актов решениями соответствующих органов при предоставлении земель; особенностью правового режима земель промышленности и иного специального назначения также является строгое нормирование размеров земельных участков, предоставляемых для использования их вне сельскохозяйственных целях.

 

72.Служебные земельные наделы Часть 2 ст. 24 ЗК Российской Федерации регулирует институт земельных наделов. Служебные земельные наделы предоставляются в безвозмездное пользование работникам организаций отдельных отраслей на время работы, в связи с которой они выделены.Субъектами прав на служебные наделы являются работники отдельных отраслей, категории которых, а также условия предоставления которым служебных наделов устанавливаются законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Пункт 19 Приказа Министерства путей сообщения Российской Федерации от 15 мая 1999 г. № 26Ц «Об утверждении положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог» предусматривает, что железные дороги предоставляют отдельным категориям работников в полосе отвода служебные земельные наделы для сельскохозяйственного использования.В соответствии с п. 24 Положения о государственной лесной охране должностным лицам государственной лесной охраны РФ на время работы в лесной охране предоставляются служебные земельные наделы (пахотная земля и сенокосы) в порядке, на условиях и в размерах, устанавливаемых законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации В соответствии с п. 3.11 Положения о лесничем Федеральной службы лесного хозяйства России, утвержденного 03 мая 1995 г., лесничий обязан предоставлять работникам государственной лесной охраны служебные земельные наделы и другие льготы, предусмотренные законодательством. Пункт 3 ч. 2 ст. 24 ЗК РФ устанавливает основания и порядок выделения работникам служебного земельного надела. Таким основанием служит решение соответствующей организации о выделении работнику служебного земельного надела при наличии заявления работника.Если на служебном наделе произведен посев сельскохозяйственных культур, право пользования уволенного работника служебным наделом прекращается после снятия урожая.Основания прекращения права на служебный земельный надел установлены в ст. 47 ЗК.Увольнение работника из штата организации влечет за собой изъятие предоставленного земельного участка. Единственным основанием отсрочки изъятия служит необходимость окончания сельскохозяйственных работ.В случае выхода на пенсию право пользования служебным наделом прекращается после смерти правообладателя за исключением перехода служебного надела на праве безвозмездного срочного пользования несовершеннолетним детям или престарелым членам семьи работника.Сохранение служебного надела за временно отсутствующим работником возможно лишь при условии возвращения его на прежнее место работы после прохождения срочной военной или альтернативной службы либо окончания обучения.Постановлением Совета Министров РСФСР от 20 марта 1965 г. № 369 «О служебных земельных наделах работников лесного хозяйства и лесной промышленности, охотничьих хозяйств, линейных работников железнодорожного транспорта, автомобильных дорог и речного флота» (в ред. от 26 февраля 1992 г.) (СП РСФСР. 1965. № 5. ст. 24) установлены размеры служебных земельных наделов. В соответствии с п. 24 Положения о государственной лесной охране служебные земельные наделы сохраняются в прежних размерах за лицами, работавшими в государственной лесной охране РФ и вышедшими на пенсию по инвалидности (независимо от стажа работы) или по старости (при наличии общего стажа работы в государственной лесной охране не менее 10 лет), пожизненно, за семьями работников государственной лесной охраны, призванных на действительную срочную военную службу или поступивших на учебу, — на весь срок нахождения на военной службе или в учебном заведении.

73.Правовой режим земель природоохранного назначения.1.К землям природоохранного назначения относятся земли:1)запретных и нерестоохранных полос;2)занятые защитными лесами, предусмотренными лесным законодательством (за исключением защитных лесов, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых территорий);3)иные земли, выполняющие природоохранные функции.К землям запретных и нерестоохранных полос относятся земли, находящиеся в местах нереста определенных видов рыб.До урегулирования в фз вопросов, связанных с запретными полосами, не могут быть выделены и земли этих полос. Выделение земель с особым режимом использования сопряжено с ограничением прав граждан и юр лиц. В целях соблюдения требований ч3ст55 КРФ указанный вопрос не может решаться в соответствии с законами субъектов РФ и подзаконными актами.Перечень земель, занятых защитными лесами, согласно ст102ЛКРФ приведен в главе, посвященной правовому режиму земель лесного фонда и праву лесопользования.К природоохранным землям, занятым защитными лесами, относятся земли, не включенные в состав земель лесного фонда (они имеют особый режим использования и охраны, установленный ЛК РФ).Применительно к исключению из состава земель природоохранного назначения защитных лесов, расположенных на землях особо охраняемых территорий, усматривается ошибка юридической техники, так как подкатегория земель природоохранного назначения относится к категории земель особо охраняемых территорий. Предположительно, законодатель намеревался исключить из земель природоохранного назначения земли, занятые защитными лесами, расположенными на землях особо охраняемых природных территорий, так как п1ч2ст102ЛКРФ относит к защитным леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях. 2. В силу общего для всех особо охраняемых природных территорий и объектов правила п4 ст94 ЗКРФ о том, что данные земли могут иметь федеральное, региональное и местное значение, и открытого перечня земель природоохранного назначения (п1ст97ЗКРФ) РФ, субъекты РФ и мун-е образования вправе относить к землям природоохранного назначения находящиеся в федеральной, региональной и муниципальной собственности иные ценные земли, выполняющие природоохранные функции, с установлением для них особого правового режима. Так, в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами о коренных малочисленных народах, могут образовываться территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов. Порядок природопользования на указанных территориях устанавливается федеральными законами, их границы определяются Правительством РФ (п5ст97ЗКРФ). 3. Зем участки в пределах этих земель не изымаются и не выкупаются у собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.В этом правовой режим территорий природоохранного назначения отличается от правового режима особо охраняемых природных территорий и объектов, некоторые виды которых (государственные природные заказники, памятники природы) допускают изъятие земель у частных правообладателей.Юр лица, в интересах которых выделяются земельные участки с особыми условиями использования, обязаны обозначить их границы специальными информационными знаками.На землях природоохранного назначения допускается ограниченная хозяйственная деятельность при соблюдении установленного режима охраны этих земель. Следовательно, владеть, пользоваться и распоряжаться зем участками, находящимися в пределах земель природоох-го назначения, можно только в той мере, в какой это не нарушает установленного правового режима земель природоохранного назначения.

74.Правовой режим земель природно-заповедного назначения Фз от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» определены отношения в области организации, охраны, использования особо охраняемых природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное и культурное значение.Государственный природный заповедник, национальные парки учреждаются постановлением Правительства РФ при условии согласия субъектов РФ на отнесение его территории к объектам федеральной собственности, принимаемого по представлению органов государственной власти субъектов РФ и специально уполномоченного на то государственного органа РФ в области охраны окружающей природной среды.Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветитель- скими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации.Задачами государственных природных заповедников являются: охрана природных территорий с целью сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии природных комплексов и объектов; организация и проведение научных исследований и иные задачи. Задачи природных парков сводятся к: сохранению природной среды, природных ландшафтов; созданию условий для отдыха и сохранению рекреационных ресурсов; разработке и внедрению эффективных методов охраны природы и поддержанию экологического баланса в условиях рекреационного использования территорий природных парков.На этих землях запрещается: предоставление садоводческих и дачных участков; строительство федеральных автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием особо охраняемых природных территорий; движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог; иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами. На территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории.На территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей.Режим использования этих земель определяется положением, утверждаемым государственным органом, в ведении которого находится конкретный национальный парк, по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.На территориях природных парков устанавливаются различные режимы особой охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков.Государственные природные заказники федерального значения учреждаются решением Правительства РФ на основании представления органов исполнительной власти субъектов РФ и специально уполномоченного на то государственного органа РФ в области охраны окружающей природной среды. На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

75.Правовой режим земель оздоровительного назначения.К землям оздоровительного назначения относятся территории (аквато­рии), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие лечебными ресурсами (мине­ральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи и другие природные объекты и условия).Курортами признаются освоенные и используемые в лечебно-профилактических целях террито­рии, которые обладают природными лечебными ресурсами, а также рас­полагают необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями.Отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, устанавливаемом феде­ральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздорови­тельных местностях и курортах.В границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запре­щается (ограничивается) деятельность, которая может привести к ухуд­шению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладаю­щих лечебными свойствами. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (мине­ральные воды, лечебные грязи и др.), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитар­ной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности или ку­рорта. Порядок организации таких округов охраны и особенности режи­ма их функционирования определяются Правительством Российской Фе­дерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом о природных лечеб­ных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.