Основания прекращения прав на земельные участки.

Условно все основания можно условно разделить на 2 группы: основания добровольного прекращения и основания принудительного прекращения прав на земельные участки.

Основания добровольного прекращения:

1. ликвидация юридического лица;

2. смерть гражданина и отсутствие соответствующих наследников;

3. отчуждение земельного участка другим лицам в порядке, установленном гражданским законодательством;

4. добровольный отказ от прав на земельный участок.

Процедура различна для собственников и лиц, не являющихся собственниками

Собственник земельного участка может отказаться от своего права путем подачи заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. С момента государственной регистрации прекращения права частной собственности возникает муниципальная собственность городского округа, поселения либо муниципального района, если земельный участок находится на межселенной территории, если иное не установлено федеральными законами.

Если участок находится в бессрочном постоянном пользовании, на праве пожизненного наследуемого владения, заявление об отказе подается в компетентный орган; к заявлению прилагаются документы, удостоверяющие право на земельный участок, кадастровый паспорт земельного участка, документы, удостоверяющие личность, а также решение учредителя в отказе, если правообладателем являются государственные муниципальные учреждения, государственные муниципальные предприятия, фонды исторического наследия Президентов, прекративших исполнение своих полномочий, органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Заявление рассматривается в течение 1 месяца и копия принятого решения в 3-дневный срок направляется лицу, подавшему заявление об отказе от права.

Если право постоянного бессрочного пользования, пожизненного наследуемого владения не было зарегистрировано, то оно прекращается с момента принятия данного решения, за исключением отказа от права в связи с образованием земельного участка.

Орган, принявший решение, уведомляет в течение недели налоговый орган о принятом решении. Если право было зарегистрировано, то орган, который принял решение, в недельный срок должен обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о прекращении данного права.

Основания для принудительного прекращения:

1. при обращении взыскания на земельный участок по долгам его собственника;

2. неиспользование земельного участка в соответствии с его целевым назначением, использование земельного участка с нарушением законодательства (ст. 54 ЗК; ст.ст. 284-286 ГК);

3. реквизия – применяется в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства.

Решение о реквизии принимает исполнительный орган субъекта РФ. Реквизия может иметь временный характер, тогда собственник земельного участка может требовать возврата земельного участка.

Реквизия осуществляется на возмездной основе (выкуп по рыночной стоимости).

4. изъятие земельного участка дл государственных или муниципальных нужд (следует отличать от реквизии).

Основания для изъятия предусмотрены в ст. 49 ЗК РФ. Исходя из этой нормы, основания для изъятия частных и федеральных земель могут быть предусмотрены только федеральными законами. Для региональных и муниципальных земель – дополнительные основания могут быть установлены Законами субъектов РФ. Решение об изъятии принимают федеральные органы (это полномочия правительства РФ и Министерства экономического развития), органами исполнительной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Это решение подлежит государственной регистрации и собственник – землевладелец, землепользователь земельного участка должен быть извещен о предстоящем изъятии не менее, через 1 год, а также должен быть извещен о дате государственной регистрации такого решения.

Изъятие или выкуп земельного участка допускаются до иссечения года только с согласия собственника, землевладельца, землепользователя.

Сочи: до 2014 г. на территории Краснодарского края допускается изъятие земельных участков в целях размещения Олимпийских объектов, а также земельных участков, находящихся в границах, прилегающих к Олимпийским территориям.

Решение об изъятии для размещения в целях размещения олимпийских объектов и развития соответствующей территории государственной регистрации не подлежит. О принятом решении собственник-землевладелец, землепользователь уведомляется в течение 7дней с момента принятия такого решения, а также в течение 7 дней решение подлежит публикации.

Собственник продолжает осуществлять владение, пользование, распоряжение земельным участком в полном объёме; вправе нести необходимые для содержания земельного участка затраты; при этом собственник несет риск отнесения затрат и убытков на него, если в этот период он осуществляет застройку земельного участка, либо осуществляется иные затраты, существенно увеличивающие стоимость земельного участка. Риск отнесения убытка на собственника означает, что эти убытки собственнику возмещены не будут.

Если на земельном участке находится жилой дом, то возмещению подлежат рыночная стоимость земельного участка и жилого дома, которые соответственно включают в себя:

1) все убытки, связанные с изменением места проживания;

2) убытки, связанные с поиском нового жилого помещения;

3) расходы, связанные с временным проживанием до поиска нового жилого помещения;

4) расходы, связанные с переездом (напр., погрузочно-разгрузочные расходы);

5) расходы на оформление права собственности на жилое помещение;

6) все иные убытки, вызванные досрочным прекращением обязательств и упущенная выгода.

При изъятии земельного участка компенсируется рыночная стоимость земельного участка, рыночная стоимость объектов недвижимости, расположенных на земельном участке и иные убытки, включая упущенную выгоду.

Выкупная цена определяется соглашением сторон.

Если собственник не согласен с изъятием у него земельного участка, то орган, принявший решение об изъятии, может предъявить в суд иск о выкупе земельного участка. Такое исковое заявление может быть направлено не позднее 3-х лет с момента уведомления собственника о предстоящем изъятии земельного участка.

При изъятии земельного участка для строительства Олимпийских объектов должен быть заключен договор с оценщиком об оценке изымаемого земельного участка. В течение 20-ти дней со дня получения отчета об оценки составляется проект соглашения с собственником о выкупе земельного участка. Если в течение 2-х месяцев с момента, когда собственнику предоставлена возможность ознакомиться с Проектом соглашения, такое соглашение заключено не было, то компетентный орган вправе обратиться в суд с иском об изъятии земельного участка. Решение суда об изъятии земельного участка подлежит немедленному исполнению.

5. отчуждение земельного участка, который не может в силу закона принадлежать данному лицу в силу закона на праве собственности;

Здесь действуют нормы исключительно гражданского законодательства. Речь идёт о прекращении права собственности, которое возникает на законном основании (например, земельный участок переходит по наследству к иностранному гражданину).

Процедура: такое лицо обязано в течение 1-го года произвести отчуждение земельного участка. По общему правилу этот годичный срок начинает течь с момента возникновения права собственности на земельный участок. Исключения могут быть предусмотрены федеральными законами, в частности Законом “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” (в нем закреплено, что такие собственники обязаны произвести отчуждение в течение 1-го года с момента, когда лицо узнало, что лицо не может быть собственником).

Если в течение года собственник не произвел отчуждение, то по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, участок подлежит принудительной продаже с торгов по решению суда, либо передачи в государственную, муниципальную собственность с возмещением собственнику рыночной стоимости земельного участка.

Если отчуждению подлежал земельный участок сельскохозяйственного назначения, то в суд обращается орган исполнительной власти субъекта РФ.

Если нет желающего приобрести участок, и торги считаются несостоявшимися, то этот участок должен приобрести субъект РФ, либо в случаях, установленных законом субъекта РФ – орган местного самоуправления.

6. национализация земельных участков.

Национализация земельных участков – это обращение земельных участков, находящихся в собственности граждан и юридических лиц в государственную собственность на основании федерального закона и с предварительным возмещением рыночной стоимости земельного участка.

 

39. Права и обязанности субъектов, использующих землю. Собственники земельных участков имеют право:1) самостоятельно хозяйствовать на земле:2) использовать в установленном порядке для нужд хозяйства имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты, пресные подземные воды:3) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения;4) собственности на посевы и посадки сельскохозяйственных культур и насаждений;5) в установленном порядке проводить оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водоемы в соответствии с природоохранными требованиями использования земельных участков;6) участвовать в решении вопросов мелиорации их земель;7) на получение стоимости земельного участка в случае его выкупа при предоставлении для государственных и общественных нужд, а также на возмещение убытков в соответствии со статьей 97 настоящего Кодекса;8) не действует.Землевладельцы, землепользователи и арендаторы обладают всеми правами собственников земельных участков, за исключением случаев, установленных пунктами 7 и 8 настоящей статьи, а также правом на компенсацию вложенных затрат на повышение плодородия почв при добровольном отказе от земельного участка и на возмещение убытков, включая упущенную выгоду, в случаях, предусмотренных пунктом 12 статьи 39 настоящего Кодекса (в ред. Указа Президента РФ от 24 декабря 1993г.— Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 52, cm. 5085).Статья 53Обязанности собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторовСобственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы обязаны:1) эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением, повышать ее плодородие, применять природоохранные технологии производства, не допускать ухудшения экологической обстановки на территории в результате своей хозяйственной деятельности;2) осуществлять комплекс мероприятий по охране земель в порядке, установленном статьями 100 и 101 настоящего Кодекса;3) своевременно вносить земельный налог или арендную плату;4) не нарушать права других собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, а также порядок пользования лесными угодьями, водными и другими природными объектами;5) своевременно представлять в соответствующий Совет народных депутатов установленные законодательством сведения о состоянии и использовании земель;6) вести любое строительство, руководствуясь действующими строительными нормами и правилами по согласованию с землеустроительными, архитектурно-градостроитель-ными, пожарными, санитарными и природоохранными органами. При аренде земли у местных Советов народных депутатов возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения в соответствии с целевым назначением земли, указанным в договоре, а при аренде земли у собственника — с согласия собственника.В случае досрочного расторжения договора аренды по инициативе собственника он обязан возместить арендатору в полном объеме все нанесенные им убытки, включая упущенную выгоду.Статья 54

40. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительстваСт. 30. Порядок предоставления ЗУ для строительства из земель, находящихсяв гос-й или муниц-й собственности1. Предоставление ЗУ для строительства из земель, находящихся в госу-й илимуниц-й собственности, осущ-тся с проведением работ по их формированию:1) без предварительного согласования мест размещения объектов;2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.2. Предоставление ЗУ для строительства в собственность без предварительногосогласования мест размещения объектов осуществляется исключительно наторгах (конкурсах, аукционах) в соот со ст38 ЗК.3. Предоставление ЗУ для строительства с предварительным согласованием местразмещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в п 1 ст 20зк, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям длястроительства зданий, строений, сооружений религиозного иблаготворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срокстроительства этих зданий, строений, сооружений.4. Предоставление ЗУ для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:1) проведение работ по формированию ЗУ:подготовка проекта границ ЗУ и установление его границ на местности;определение разрешенного использования ЗУ; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принятиерешения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении ЗУбез проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения опроведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о

предоставлении ЗУ без проведения торгов (конкурсов, аукционов);2) гос-ный кадастровый учет ЗУ в соот с правилами, предусм-ми ст 70 зк;3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже ЗУ или продаже права на заключение договора аренды ЗУ или предоставление ЗУ в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юр-кого лица, заинтересованных в предоставлении ЗУ. Передача ЗУ в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи ЗУ в случае, если имеется только одна заявка;4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды ЗУ в результате предоставления ЗУ без проведения торгов (конкурсов, аукционов).5. Предоставление ЗУ для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:1) выбор ЗУ и принятие в порядке, установленном ст31 зк, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;2) проведение работ по формированию ЗУ;

3) гос-ный кадастровый учет ЗУ в соот с правилами, предусм-ми ст70 зк;4) принятие решения о предоставлении ЗУ для строительства в соот с правилами, установленными ст32 зк.6. В случае, если ЗУ сформирован, но не закреплен за гражданином или ю-ким лицом, его предоставление для строительства осущ-тся в соот-и с подп. 3 и 4 п. 4 наст. ст.7. Решение исполнительного органа гос-ной власти или омс, предусм-х ст-й 29ЗК, о предоставлении ЗУ для строительства или протокол о результатах торгов(конкурсов, аукционов) является основанием:1) гос-ной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении ЗУ в постоянное (бессрочное) пользование;2) заключения договора купли-продажи и гос-ной регистрации права собственности покупателя на ЗУ при предоставлении ЗУ в собственность;3) заключения договора аренды ЗУ и гос-ной регистрации данного дог-ра припередаче ЗУ в аренду.8. Решение или выписка из него о предоставлении ЗУ для строительства либооб отказе в его предоставлении выдается заявителю в 7дн срок со дня его принятия.9. Решение об отказе в предоставлении ЗУ для строительства м.б.обжаловано заявителем в суд.10. В случае признания судом недействительным отказа в предоставлении ЗУ для строительства суд в своем решении обязывает исполнительный орган гос-й власти или омс, предусм-е ст. 29 зк, предоставить ЗУ с указанием срока и

условий его предоставления.11. Предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соот с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления ЗУ для нужд с/х производства или лесного хозяйства либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобногохозяйства.12. Иностранным гр-нам, лицам без гражданства и иностранным юр-ким лицам ЗУдля строительства могут предоставляться в порядке, установленном настоящей ст., в соответствии с пу. 2 ст. 5, п. 3 ст. 15, п.1 ст. 22 и п. 4 и 5 ст.28 ЗК.Ст. 31. Выбор ЗУ для строительства 1. Гражданин или юр-ое лицо, заинтересованные в предоставлении ЗУ для строительства, обращаются в исполнительный орган гос-ной власти или ОМС,предусм.ст. 29 ЗК, с заявлением о выборе ЗУ и предварительном согласованииместа размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера ЗУ, испрашиваемое право на ЗУ. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.2. ОМС по заявлению гражданина или юр-кого лица либо по обращению предусм.ст. 29 ЗК исполнительного органа гос-ной власти обеспечивает выбор ЗУ наоснове документов гос-ого земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях,предусмотренных фед-ми законами, с соот гос-ми органами, ОМС,муниципальными организациями.Необходимая информация о разрешенном использовании ЗУ и об обеспечении этих ЗУ объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур,технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, а также дежурные кадастровые карты (планы), содержащие сведения о местоположении ЗУ, предоставляются бесплатно соот-ми гос-ми органами, ОМС, муниципальными организациями в 2недельный срок со дня получения запроса от омс.3. Омс городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении ЗУ для строительства.Гр-не, общественные организации (объединения), религиозные организации и органыТОС имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в тч путем выкупа, ЗУ для госу-х и муниц-х нужд и предоставлением этих ЗУ для строительства. При предоставлении ЗУ в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ и этнических общностей для целей, не связанных с их традиционной хозяйственной деятельностью и традиционными промыслами, могут проводиться сходы,референдумы граждан по вопросам изъятия, в тч путем выкупа, ЗУ для гос-х или муниц-х нужд и предоставления ЗУ для строительства объектов, размещение кот-х затрагивает законные интересы указанных народов и общностей. Исполнительные органы гос-ной власти или омс, предусм-е ст. 29 ЗК,принимают решения о предварительном согласовании мест размещения объектов с учетом результатов таких сходов или референдумов.4. ОМС информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов ЗУ,находящихся в гос-ной или муниц-й собственности, законные интересы кот-х м.б затронуты в результате возможного изъятия для гос-х и муниц-х нужд находящихся соот-но в их пользовании и владении ЗУ, в связи с предоставлением этих ЗУ для строительства. В случае, если в целях размещения объектов необходимо выкупить зу для гос-х или муниц-х нужд из земель, находящихся в собственности граждан или юр-х лиц, ОМС информирует собственников этих ЗУ об их возможном выкупе. Порядок и условия предоставления такой информации м.б. установлены фед-ми законами, законами субъектов РФ.5. Результаты выбора ЗУ оформляются актом о выборе ЗУ для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарнозащитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные омс проекты границ каждого ЗУ в соотс возможными вариантами их выбора.В случае предполагаемого изъятия, в тч путем выкупа, ЗУ для гос-х или муницх нужд к акту о выборе ЗУ также прилагаются расчеты убытков собственников ЗУ, землепользователей, землевладельцев, арендаторов ЗУ, потерь с/х производства или потерь лесного хозяйства.6. Исполнительный орган гос-ной власти или ОМС, предусм-е ст. 29 ЗК,принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта,утверждающее акт о выборе ЗУ в соответствии с одним из вариантов выбора ЗУ,или об отказе в размещении объекта.7. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением проекта границ ЗУ или об отказе в размещении объекта выдается заявителю в 7дн срок со дня его утверждения.8. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта явл-ся

основанием последующего принятия решения о предоставлении ЗУ для строительства и действует в течение 3 лет.В случае осуществления собственником ЗУ, землепользователем,землевладельцем, арендатором ЗУ строительства на зу или иного его улучшения после информирования о возможном изъятии, в тч путем выкупа, ЗУ для гос-х или муниц-х нужд собственник ЗУ, землепользователь, землевладелец,арендатор ЗУ несут риск отнесения на них затрат и убытков, связанных сстроительством на зу или с иным его улучшением.В случае, если по истечении срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта решение о предоставлении ЗУ не было принято, лица, права кот-х были ограничены, вправе требовать возмещения от исполн-го органа гос-ной власти или омс, предусм. ст. 29 ЗК и принявших такое решение, понесенных убытков независимо от продления срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.9. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта м.б. обжаловано заинтересованными лицами в суд.В случае признания в судебном порядке недействительным решения о предварительном согласовании места размещения объекта исполнительный орган гос-ной власти или ОМС, предусм-е ст. 29 ЗК и принявшие такое решение,

возмещает гражданину или юр-му лицу расходы, понесенные ими в связи с подготовкой документов, необходимых для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.

10. В субъектах РФ - городах фед-го значения Москве и Санкт-Петербурге выбор ЗУ для строительства осуществляется органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ, если иное не предусмотрено законами этих субъектов РФ.Ст. 32. Принятие решения о предоставлении ЗУ для строительства1. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ ЗУ являются основанием установления в соотс заявками граждан или юр-х лиц, заинтересованных в предоставлении ЗУ для строительства, и за их счет границ такого ЗУ на местности и его гос-ного кадастрового учета в порядке,установленном фз.2. Исполнительный орган гос-ной власти или ОМС, предусм-е ст. 29 ЗК, на основании заявления гражданина или юр-ого лица, заинтересованных в предоставлении ЗУ для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) ЗУ в 2недельный срок принимает решение о предоставлении ЗУ для строительства.3. При предоставлении испрашиваемого ЗУ в результате его изъятия, в тч путем выкупа, для гос-х или муниц-х нужд одновременно с решением о предоставлении ЗУ принимается решение о соответствующей форме изъятия такого ЗУ.4. Условия предоставления ЗУ для госу-х или муниц-х нужд должны предусматривать возмещение всех убытков, связанных с изъятием этих ЗУ у землепользователей, землевладельцев, расторжением или прекращением дог-в их аренды, а также возмещение в соотв-и с правилами, предусмо. ст. 58 ЗК,потерь с/х производства или потерь лесного хозяйства. Условия могут также предусматривать права др.лиц, обременяющие предоставляемые ЗУ, или предусм. ст. 56 ЗК ограничения использования ЗУ.Ст. 33. Нормы предоставления ЗУ1. Предельные (макс. и мин.) размеры ЗУ, предоставляемых гр-нам в собственность из находящихся в гос-ной или муниц-ой собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов РФ, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства – н.п.а омс. 2. Макси. размеры ЗУ, предоставляемых гр-нам в собственность бесплатно для целей, предусмотренных правилами п. 1 насто. Ст., устанавливаются:фз - из земель, находящихся в феде-й собственности; законами субъектов РФ -из земель, находящихся в собственности субъектов РФ; нормативными правовымиактами омс - из земель, находящихся в собственности мун-ных образований.3. Для целей, не указанных в п. 1 наст. Ст.и, предельные размеры ЗУ устанавливаются в соот.с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной,градостроительной и проектной документацией.

41.Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства и для комплексного освоения в целях жилищного стороительства. Статья 30.1. Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности1. Земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.2. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.3. Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.Статья 30.2. Особенности предоставления земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности1. Земельные участки для их комплексного освоения в целях жилищного строительства, которое включает в себя подготовку документации по планировке территории, выполнение работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, осуществление жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду без предварительного согласования места размещения объекта.2. Предоставление в аренду земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства осуществляется на аукционе в порядке, установленном статьей 38.2 настоящего Кодекса.3. Арендатор земельного участка, предоставленного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, обязан выполнять требования, предусмотренные подпунктами 6 - 8 пункта 3 статьи 38.2 настоящего Кодекса.4. Арендатор земельного участка, предоставленного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, имеет право, предусмотренное пунктом 9 статьи 22 настоящего Кодекса, независимо от срока договора аренды такого земельного участка. При этом к новому правообладателю переходят обязанности по выполнению указанных в пункте 3 настоящей статьи требований, касающихся комплексного освоения земельного участка в целях жилищного строительства.5. Арендатор земельного участка, предоставленного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, после утверждения в установленном порядке документации по планировке территории и государственного кадастрового учета земельных участков, предназначенных для жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования, в границах ранее предоставленного земельного участка имеет исключительное право, если иное не предусмотрено федеральным законом, приобрести указанные земельные участки в собственность или в аренду.6. Собственник или арендатор указанных в пункте 5 настоящей статьи земельных участков, предназначенных для жилищного и иного строительства, обязан выполнить требования, предусмотренные подпунктом 8 пункта 3 статьи 38.2 настоящего Кодекса.7. При обороте указанных в пункте 5 настоящей статьи земельных участков, предназначенных для жилищного и иного строительства, к новым правообладателям переходят обязанности по выполнению требований, предусмотренных подпунктом 8 пункта 3 статьи 38.2 настоящего Кодекса.8. В случае неисполнения обязанностей, указанных в пунктах 3, 4, 6 и 7 настоящей статьи, а также в случае ненадлежащего их исполнения права на земельные участки могут быть прекращены в соответствии с настоящим Кодексом и гражданским законодательством.9. В случае неисполнения обязанностей, указанных в пунктах 3, 4, 6 и 7 настоящей статьи, а также в случае ненадлежащего их исполнения взимается неустойка в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения таких обязанностей, от размера арендной платы или размера земельного налога за каждый день просрочки, если договором не предусмотрено иное.

 

42.Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.2. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.3. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.4. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".5. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.6. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.

 

43. Переход права на земельный участок при переходе права собственности на здание, строение, сооружение.Ст. 35. Переход права на земельный участок при переходе права собственности

на здание, строение, сооружение 1. При переходе права собственности на здание, строение, сооружение,находящиеся на чужом ЗУ, к др.лицу оно приобретает право на использование соответствующей части ЗУ, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.В случае перехода права собственности на здание, строение, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования ЗУ определяется с учетом долей в праве собственности на здание, строение, сооружение или сложившегося порядка пользования ЗУ. 2. Площадь части ЗУ, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соот.с п. 3 ст. 33 ЗК.3. Собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом ЗУ, имеет преимущественное право покупки или аренды ЗУ, которое осущ-ся в порядке,установленном гражданским законода-вом для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае, если земельный участок находится в гос-ной или муниц-й собственности, применяются правила,установленные п.1 ст. 36 ЗК.4. Отчуждение здания, строения, сооружения,находящихся на ЗУ и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с ЗУ, за исключением следующих случаев: 1) отчуждение части здания, строения,сооружения, которая не м.б выделена в натуре вместе с частью ЗУ;2) отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на ЗУ, изъятом из оборота в соответствии со ст. 27 ЗК.Отчуждение здания, строения, сооружения,находящихся на ограниченном в обороте ЗУ и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с ЗУ, если ФЗ разрешено предоставлять такой ЗУ в собственность граждан и юр-ких лиц. Не допускается отчуждение ЗУ без находящихся на нем здания, строения,сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу. Отчуждение доли в праве собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на ЗУ,принадлежащем на праве собственности нескольким лицам, влечет за собой отчуждение доли в праве собственности на ЗУ, размер которой пропорционалендоле в праве собственности на здание, строение, сооружение. 5. Иностр-е гр-не, лица без гражд-ва и иностр-е юр-ие лица - собственники зданий,строений, сооружений, находящихся на чужом ЗУ, имеют преимущественное право покупки или аренды ЗУ в порядке, установленном наст ст., и в соответствии с п 2 ст 5, п 3 ст 15, пу 1 ст22 и пи 4 и 5 ст 28 ЗК. Президент РФ может установить перечень видов зданий, строений, сооружений, на кот-е это правило не распространяется.

 

44. Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения.Ст. 36. Приобретение прав на земельные участки, кот-е находятся в гос-ной или муниц-ной собственности и на которых расположены здания, строения,сооружения.1. Гр-не и юр-кие лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании,хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения,сооружения, расположенные на ЗУ, находящихся в гос-ной или муниц-й собственности, приобретают права на эти ЗУ в соответствии с ЗК.Исключительное право на приватизацию ЗУ или приобретение права аренды ЗУ имеют гр-не и юр-кие лица -собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, кот-е установлены ЗК, фз.Религиозным организациям, имеющим в собственности здания, строения,сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на ЗУ, находящихся в гос-ной или муниц-ной собственности, эти ЗУ предоставляются в собственность бесплатно. Религиозным организациям,имеющим в соответствии с фз на праве безвозмездного пользования здания,строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения,расположенные на ЗУ, находящихся в гос-ной или муниц-ной собственности, эти ЗУ предоставляются на праве безвозмездного срочного пользования на срок безвозмездного пользования этими зданиями, строениями, сооружениями.2. В существующей застройке ЗУ, на которых находятся сооружения, входящие в состав кондоминиума, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, кот-е установлены Фз "О товариществах собственников жилья".3. Если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом ЗУ, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного ЗУ в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусм. ЗК, фз. Если в здании, находящемся на неделимом ЗУ, помещения принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения или всем лицам на праве хозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение данного ЗУ в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено ЗК, фз. При этом договор аренды ЗУ заключается с условием согласия сторон на вступление в этот договор иных правообладателей помещений в этом здании. Федеральные казенные предприятия и гос-е или муниц-е учреждения - правообладатели помещений в этом здании обладают правом ограниченного пользования ЗУ для осуществления своих прав на принадлежащие им помещения.4. В случае, если помещения в здании, расположенном на неделимом ЗУ,закреплены за несколькими федеральными казенными предприятиями и гос-ми или муници-ми учреждениями, данный ЗУ предоставляется одному из этих лиц на основании решения собственника ЗУ в постоянное (бессрочное) пользование, а другие из этих лиц обладают правом ограниченного пользования ЗУ для осуществления своих прав на закрепленные за ними помещения.5. Для приобретения прав на ЗУ гр-не или юр-кие лица, указанные в наст.ст.,совместно обращаются в исполнительный орган гос-ной власти или ОМС, предусме ст. 29 ЗК, с заявлением о приобретении прав на ЗУ с приложением его кадастровой карты (плана).6. Исполнительный орган гос-ной власти или ОМС, предусм-е ст. 29 ЗК, в 2недельный срок со дня поступления указанного в п.5 наст. Ст. заявления принимает решение о предоставлении ЗУ в собственность бесплатно в соот. С п.2 ст. 28 ЗК, а в случаях, указанных в п. 1 ст.и 20 ЗК, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли- продажи или аренды ЗУ и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.7. В случае отсутствия кадастровой карты (плана) ЗУ ОМС на основании заявления гражданина или юр-кого лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 ЗК исполнительного органа гос-ной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении ЗУ, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) ЗУ и утверждает проект его границ.Границы и размеры ЗУ определяются с учетом фактически используемой площади ЗУ в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодва. Границы ЗУ устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных ЗУ (при их наличии), естественных границ ЗУ.8. Исполнительный орган гос-ной власти или ОМС, предусм-е ст. 29 ЗК, в 2недельный срок со дня представления проекта границ ЗУ принимает решение о предоставлении этого ЗУ лицам, указанным в п.5 наст. статьи, и направляет им копию решения с приложением проекта границ ЗУ.На основании проекта границ ЗУ за счет указанных лиц устанавливаются границы ЗУ на местности и обеспечивается изготовление кадастровой карты (плана) ЗУ.9. Иност-е гр-не, лица без гражд-ва и иностр-е юр-кие лица - собственники зданий, строений, сооружений имеют право на приобретение ЗУ в собственность в порядке, установленном наст. ст., и в соот. с п. 2 ст. 5, п. 3 ст.15 и п.

4 и 5 ст. 28 ЗК.

 

45. Право пользования земельным участком собственником недвижимости. Последствия утраты собственником недвижимости права пользования земельным участком. Статья 40. Права собственников земельных участков на использование земельных участков1. Собственник земельного участка имеет право:1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации;2) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;3) проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;4) осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.2. Собственник земельного участка имеет право собственности на:1) посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации, за исключением случаев, если он передает земельный участок в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение либо безвозмездное срочное пользование;Статья 272. Последствия утраты собственником недвижимости права пользования земельным участком1. При прекращении права пользования земельным участком, предоставленного собственнику находящегося на этом участке недвижимого имущества (статья 271), права на недвижимость, оставленную ее собственником на земельном участке, определяются в соответствии с соглашением между собственником участка и собственником соответствующего недвижимого имущества.2. При отсутствии или недостижении соглашения, указанного в пункте 1 настоящей статьи, последствия прекращения права пользования земельным участком определяются судом по требованию собственника земельного участка или собственника недвижимости.Собственник земельного участка вправе требовать по суду, чтобы собственник недвижимости после прекращения права пользования участком освободил его от недвижимости и привел участок в первоначальное состояние.В случаях, когда снос здания или сооружения, находящегося на земельном участке, запрещен в соответствии с законом и иными правовыми актами (жилые дома, памятники истории и культуры и т.п.) либо не подлежит осуществлению ввиду явного превышения стоимости здания или сооружения по сравнению со стоимостью отведенной под него земли, суд с учетом оснований прекращения права пользования земельным участком и при предъявлении соответствующих требований сторонами может:признать право собственника недвижимости на приобретение в собственность земельного участка, на котором находится эта недвижимость, или право собственника земельного участка на приобретение оставшейся на нем недвижимости, либо
установить условия пользования земельным участком собственником недвижимости на новый срок.
3. Правила настоящей статьи не применяются при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 283), а также прекращении прав на земельный участок ввиду его ненадлежащего использования (статья 286).

46. Защита прав собственников, владельцев, пользователей, арендаторов земельных участков. Вмешательство в деятельность собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, связанную с использованием земли, со стороны государственных, хозяйственных и других органов и организаций запрещается, за исключением случаев нарушения земельного законодательства.Нарушенные земельные права подлежат восстановлению в порядке разрешения земельных споров, предусмотренном статьями 115—123 настоящего Кодекса.Убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, подлежат возмещению в полном объеме.Споры о возмещении убытков рассматриваются судом или арбитражным судом.Права собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов могут быть ограничены в интересах других природопользователей, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством республик, входящих в состав РСФСР.Статья 55