Земельная реформа в Российской Федерации: предпосылки, особенности и противоречия, этапы и сроки.

Экономические преобразования, проводимые в России, потребовали существенно изменить земельные отношения. Формирование рыночных отношений в экономике привело к необходимости ликвидации монополий государственной собственности, включение земли в гражданский оборот и создание земельного рынка. В условиях рыночной экономики необходима была и децентрализация в регулировании земельных отношений. Изменение экономических отношений повлекло и введение платы за земельные участки. Российская Федерация в начале 90-х гг. XX в. встала на путь земельной реформы. Земельная реформа представляла собой комплекс экономических, организационных и социально-политических мер, которые были направлены на преобразование земельноправового строя на основе создания множественности форм собственности и использования земли, включения ее в систему рыночных отношений. Начало земельной реформы было заложено в 1990 г. принятием «Закона о собственности в СССР» и «Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о земле». Этими актами была ликвидирована исключительная государственная собственность на землю союзного государства. Законодательство признало субъектами права собственности на землю союзные и автономные республики, автономные области и округа, допустило аренду земли, ввело плату за землю. Правовой основой для проведения земельной реформы являлись: Закон РСФСР «О земельной реформе» от 23 ноября 1990 г. и Земельный кодекс РСФСР 1991 г., которые распространили право частной собственности на землю граждан и на их коллективы. Земельный кодекс 1991 г. установил в РФ три формы собственности на землю: государственная (федеральная и республиканская), частная, общая (долевая и совместная). В ст. 1 Закона РСФСР «О земельной реформе» 1990 г. определялись цели проведения земельной реформы: перераспределение земель в интересах создания условий для равноправного развития различных форм хозяйствования; формирование многоукладной экономики, рациональное использование и охрана земель. В ст. 16 этого Закона определены этапы проведения земельной реформы: первый этап — это выявление потребностей граждан, предприятий, организаций и учреждений в земле; формирование специального фонда земель для их последующего перераспределения и др. Второй этап — передача и закрепление земли в собственность, пользование, в том числе в аренду гражданам, предприятиям, организациям, учреждениям в соответствии с действующим земельным законодательством.Сроки проведения земельной реформы были определены в ст. 7 Закона. Они предусматривали, что граждане и юридические лица должны пере-оформить право на землю в течение двух лет. Был принят Указ Президента РФ «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» от 27 декабря 1991 г. Указ устанавливал, что право принимать решения о предоставлении земель должно принадлежать органам местной администрации. Право граждан на создание крестьянских (фермерских) хозяйств, экономические, социальные и правовые основы их деятельности определялись Законом РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 22 ноября 1990 г. Данные крестьянские (фермерские) хозяйства представляли собой форму свободного предпринимательства.С принятием Указа Президента РФ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» от 27 октября 1993 г. открылся новый этап в земельном законодательстве РФ.Гражданам и юридическим лицам было предоставлено право совершать гражданско-правовые сделки с землей, передавать земельные участки и их части в качестве взносов в уставные фонды коммерческих организаций.После принятия Земельного кодекса (ЗК) РСФСР 1991 г. была принята новая Конституция РФ 1993 г., и поэтому многие положения ЗК 1991 г. устарели и были признаны недействующими.

 

16. Понятие и особенности источников земельного права. Система и классификация источников земельного права.Источниками зп являются нпа, принятые компетентными органами государственной власти и органами местного самоуправления, регулирующие отношения, возникающие при использовании земли. В юридической литературе источники земельного права классифицируются на: федеральные акты РФ; акты субъектов РФ; акты органов местного самоуправления, а также законы и подзаконные нормативные акты.
Основным нормативным актом, определяющим конституционные основы земельных отношений, является КРФ, в которой выделяют две группы норм:1) нормы, непосредственно регулирующие земельные отношения (ст.ст. 9, 36 КРФ);2) иные статьи КРФ опосредовано регулируют земельные отношения (ст.ст. 42, 58, 2, 17, 18, 45).Кодифицированным нормативным актом, регулирующим земельные отношения, является Земельный кодекс РФ. В конце октября 2001 г. принят и вступил в силу Зем кодекс РФ.24 июля 2002 г. принят Фз «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», который призван обеспечить реализацию конституционных норм о частной собственности на землю, а также упорядочить отношения в сфере государственного управления земельными ресурсами в части распоряжения землями приоритетных категорий, которыми являются земли сельскохозяйственного назначения.Имущественные отношения, возникающие при использовании земли, регулируются нормами гражданско-правовых актов (ГК РФ). В гл. 17 ГК РФ предлагаются нормы, непосредственно регулирующие земельные отношения. Земля и прочно связанные с ней объекты объявлены недвижимым имуществом.Имущественные отношения, возникающие при использовании земли, регулируются и земельно-правовыми нормативными актами: Указами Президента РФ (Указ Президента от 7 марта 1996 г. «О реализации конституционных прав граждан на землю» и др.) и постановления Правительства РФ (постановлениями ПравительстваРФ от 25 августа 1992 г. «О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра» и др.). К источникам зп относятся акты других отраслей зак-ва.Взаимосвязь земли и других природных ресурсов — недр, лесов, вод, окружающей природной среды в целом — предопределяет наличие норм, которые регулируют отношения, связанные с землей, в источниках водного, лесного, горного, природоохранительного права (в Фз «О недрах» 1994 г. определено право собственника земельного участка на добычу полезных ископаемых, находящихся в границах данного участка). Правовые нормы, связанные с регулированием земельных правоотношений, содержатся в источниках адм-го и уг-го права — меры ответственности за совершение земельных правонарушений; жилищного права — нормы о праве граждан на получение земельного участка под жилищное строительство и др.Особое место среди источников земельного права занимают международные двусторонние договоры, касающиеся земельных отношений, заключенные в установленном порядке или утвержденные компетентным государственным органом РФ, договоры, заключенные РФ с ее субъектами. К этой же группе относятся типовые договоры, позволяющие раскрыть содержание земельно-правовых норм, различные санитарные нормы и правила.Не являются источниками зп правовые акты индивидуального значения, т. е. акты применения права (решение местной администрации, адресованное к конкретному гражданину либо организации).Не рассматриваются также принимаемые Пленумом Высшего Арбитражного Суда и Верховного Суда РФ постановления, содержащие руководящие разъяснения судам по вопросам применения земельного законодательства и разрешения земельных споров.