ЗАНЯТИЕ 11. Биологическая роль липидов. Превращения в желудочно-кишечном тракте. Транспортные формы.

Цель: Изучить биологическую роль липидов в организме человека, исходя из химического строения и физико-химических свойств, их источники в питании, механизмы переваривания и всасывания, их возможные нарушения. Изучить строение и классификацию транспортных форм.

Студент должен знать:

1. Строение липидов тканей человека, их классификацию и функции.

2. Строение, номенклатуру, биологические функции эссенциальных жирных кислот, их роль как предшественников синтеза эйкозаноидов, суточную потребность, источники липидов в питании.

3. Основные этапы превращений липидов в желудочно-кишечном тракте, роль желчных кислот, их строение, происхождение и значение, а также причины, признаки и последствия нарушений переваривания и всасывания (стеатореи).

4. Ресинтез липидов в клетках кишечника.

5. Образование транспортных форм липидов в стенке кишечника, их транспорт к тканям; свойства липопротеинлипазы, локализацию, значение; понятия «гиперхиломикронемия», «гипертриацилглицеролемия».

6. Состав и строение транспортных липопротеинов крови, функции апопро­теинов.

7. Строение жирорастворимых витаминов.

Студент должен уметь:

1. Дифференцировать по биохимическим показателям тип стеатореи (гепатогенная, панкреатическая и энтерогенная ).

2. Экспериментально сравнить степень эмульгирования липидов различными эмульгаторами.

Студент должен владеть:принципами планирования экспериментального исследования и анализа полученных данных; информацией о роли эйкозаноидов в развитии воспалительного процесса и аллергических реакций; молекулярных механизмах патогенеза семейной гиперхиломикронемии, гипертриглицеролемии, характерные проявления этих заболеваний.

Сведения из базовых дисциплин, необходимые для изучения темы:

1. Химическое строение соединений, относящихся к классу липидов.Структурные формулывысшихжирных кислот, три-, ди- и моноацилглицеридов, фосфатидилхолина, фосфатидилсерина, фосфатидилэтаноламина, холестерола.

2. Эссенциальные жирные кислоты (w-3 и w-6 класса).

3. Физико-химические свойства липидов. Понятие «амфифильность».

4. Анатомия и физиология отделов желудочно-кишечного тракта

Задания для самоподготовки:

Изучите материал темы в соответствии с целевыми вопросами («студент должен знать») и письменно выполните следующие задания:

1. Дайте определение термина «липиды». Классификация липидов.

2.Вспомните из курса органической химии и запишите общую формулу высших жирных кислот. Запомните,что полиеновые-эссенциальные кислоты делят на две группы- ω -3 и ω -6 – в зависимости от положения первой двойной связи по отношению к концевой метильной группе. Эти кислоты являются предшественниками эйкозаноидов и в организме не синтезируются.

Закончите заполнение таблицы: Строение жирных кислот

Название кислоты Сn : m ω Структура кислот
Насыщенные:  
пальмитиновая 16:0    
стеариновая 18:0    
Ненасыщенные (моноеновые)  
олеиновая 18:1 Δ 9    
Ненасыщенные (полиеновые)  
линолевая 18:2 Δ9,12  
линоленовая 18:3 Δ9,12,15  
арахидоновая 20:4 Δ5,8,11,14  

* Сn : m –число углерода (n) и число двойных связей (m) в молекуле;

ω- (6,3)- номер углеродного атома, у которого находится первая двойная связь, считая от ω (последнего т.е.метильного)атома углерода

*звездочкой отметьте эссенциальные (несинтезируемые в организме)жирные кислоты

2. Закончите заполнение таблицы: Строение и функции основных липидов человека

Класс липидов Схема строения или структурная формула Функция Преимущественная локализация в организме
Триацилглицерины      
Глицерофосфолипиды: Фосфотидилхолин Фосфотидилэтаноламин фосфотидилсерин В таблице запишите общую структурную формулу. Чем отличаются представители?    
Сфингофосфолипиды – сфингомиелины Сфингозин │ │ Р жирная │ кислота холин    
Гликолипиды: А. цереброзиды, если углевод-моносахарид; Б. ганглиозиды, если углеводы сложного состава (например, ацетилнейраминовая кислота) цереброзид │ │ углевод жирная кис-та    
Стероиды:      

*Отметьте на схемах строения гидрофильную и гидрофобную части молекул. Сравните степень растворимости этих соединений.

3. Запишите название соединений, относящихся к группе эйкозаноиды. Субстрат их синтеза и значение в организме.

4. Запишите важнейшие пищевые источники липидов. Суточную потребность. Калорийность жира.

5. С физиологических позиций липиды организма подразделяют на категории: структурные и резервные. Запишите представителей этих категорий и их функции.

6. Заполните таблицу: Этапы переваривания и всасывания жира

Локализация процесса Название процесса Условия, необ- ходимые Результат процесса
Полость 12-перс-тной кишки А.Эмульгирование Б. В. Желчные кислоты и их соли: (названия)   ?
Слизистая оболочка тонкой кишки А Б. В.    
Кровь      

7. В соответствии с таблицей выполните следующие задания:

а. Назовите желчные кислоты, изучите их структуру, происхождение и биологическое значение;

б. Нарисуйте схему эмульгирования жира желчными кислотами;

в. Составьте схему (с использованием структурных формул) переваривания нейтрального жира, глицерофосфолипидов. г. Назовите соединения, обеспечивающие всасывание гидрофобных продуктов гидролиза;

д. Назовите транспортные формы, образующиеся в слизистой оболочке кишечника. Изучите по учебнику их строение.

8. Определите понятие «Стеаторея». Причины ее возникновения.

9. Заполните дифференциальную таблицу.

Тип стеатореи Причины Цвет кала В кале изменено содержание
       
       
       

10. Назовите все транспортные формы липидов, переносимые кровью. Изучите по учебнику строение, относительное процентное соотношение составляющих; назовите компоненты, которые составляют внутреннее ядро, наружную часть; назовите место образование всех липопротеинов.

11. Назовите роль липопротеинлипазы.

Проверьте свои знания:

1. К липидам относятся (все верно, кроме одного; укажите неправильный ответ):

а. триацилглицериды ( нейтральные жиры)

б. фосфоглицеролипиды

в. сфинголипиды

г. гликопротеиды

д. холестерол

2. Полиненасыщенные жирные кислоты часто относятся к витаминам на основании (один правильные ответ):

а. не синтезируются в организме

б. обусловливают текучесть мембран

в. являются предшественниками простагландинов

3. Эссенциальные жирные кислоты это (один правильный ответ):

а. насыщенные высшие жирные кислоты

б. ненасыщенные высшие жирные кислоты

4. Липопротеины различают по (все верно, кроме одного; укажите один неправильный ответ):

а. количеству в их составе белка

б. количеству в их составе липидов

в. скорости транспорта в крови