Предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Решение задачи по защите населения и территории от ЧС достигается осуществлением комплекса различных мероприятий органами исполнительной власти на федеральном и территориальном уровнях, а также органами местного самоуправления. Усилия всех этих органов сосредоточены в рамках Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, далее именуемой единой системой.

Единая система состоит из функциональных и территориальных подсистем и действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

Функциональные подсистемы единой системы создаются федеральными органами исполнительной власти для решения задач ГО и ЧС в подведомственных им предприятиях, учреждениях, организациях. Некоторые министерства несут ответственность за закрепленными за ними постановлением Правительства РФ функциональными подсистемами.

МВД России отвечает за функциональную подсистему охраны общественного порядка.

МЧС России создает подсистемы:

-предупреждения и тушения пожаров;

-мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС;

-предупреждения и ликвидации ЧС на подводных потенциально опасных объектах во внутренних водах и в территориальном море РФ;

-организации поиска и спасения людей во внутренних водах и в территориальном море РФ.

Минздрав России создает подсистемы:

- резервов медицинских ресурсов;

- надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой.

Минсельхоз России создает подсистемы:

- защиты сельскохозяйственных животных;

- защиты сельскохозяйственных растений.

Госгортехнадзор России несет ответственность за подсистему контроля за химически опасными и взрывоопасными объектами.

Госатомнадзор России - за подсистему контроля за ядерно-и радиационно опасными объектами.

Территориальные подсистемы создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территории и состоят из звеньев, соответствующих административному делению этих территорий.

Каждый уровень единой системы имеет:

- координационные органы;

- постоянно действующие органы управления по делам ГО и ЧС;

- органы повседневного управления;

- силы и средства;

- резервы финансовых и материальных ресурсов;

- системы связи, оповещения, информационного обеспечения.

Координационными органами единой системы являются:

на федеральном уровне - Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти;

на региональном уровне (в пределах территории субъекта РФ) - комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

на местном уровне (в пределах территории муниципального образования) - комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;

на объектовом уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности организации.

Комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций возглавляются соответственно руководителями указанных органов и организаций или их заместителями.

Основными задачами комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности в соответствии с их полномочиями являются:

а) разработка предложений по реализации единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности;

б) координация деятельности органов управления и сил единой системы;

в) обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций при решении вопросов в области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате ЧС.

Постоянно действующими органами управления единой системы являются:

-на федеральном уровне - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС), структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от ЧС;

-на межрегиональном уровне - региональные центры МЧС России;

-на региональном уровне – Главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации;

на муниципальном уровне – органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;

на объектовом уровне - структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) гражданской обороны.

Органами повседневного управления единой системы являются:

-Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России;

-центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;

-центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;

-центры управления в кризисных ситуациях Главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

-единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;

-дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

Размещение органов управления единой системы в зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащаемых техническими средствами управления, средствами связи, оповещения и жизнеобеспечения, поддерживаемых в состоянии готовности к использованию.

Проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС в рамках единой системы осуществляется на основе федерального плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС, региональных планов взаимодействия субъектов РФ, а также планов действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организации.

При отсутствии угрозы возникновения ЧС на объектах, территориях или акваториях органы управления и силы единой системы функционируют в режиме повседневной деятельности.

Решениями руководителей органов исполнительной власти для органов управления и сил единой системы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:

-режим повышенной готовности - при угрозе возникновения ЧС;

-режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации ЧС.

Для ликвидации ЧС создаются и используются:

- резервный фонд Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий;

- запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации последствий ЧС, находящиеся в составе государственного материального резерва;

-резервы материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти;

- резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций.

Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются органом, их создающим.

Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась ЧС, под непосредственным руководством соответствующей КЧС.

При недостаточности имеющихся сил и средств в установленном порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

В отдельных случаях для ликвидации ЧС и ее последствий может быть образована правительственная комиссия.

В случае недостаточности ресурсов они могут быть выделены из других резервов единой системы по ходатайству руководства администрации организации, органа местного самоуправления, администрации субъекта РФ, руководства федерального органа исполнительной власти.

Финансирование единой системы осуществляется на каждом уровне за счет соответствующего бюджета и средств организаций.

При отсутствии или недостаточности указанных средств выделяются в установленном порядке средства из резервного фонда Правительства РФ.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется:

-локальной – силами и средствами организации:

муниципальной – силами и средствами органов местного самоуправления;

-межмуниципальной и региональной – силами и средствами органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации;

-межрегиональной и федеральной – силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.

При недостаточности указанных сил и средств в установленном порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.