Раздел 1. История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки. Исследователь и исторический источник

1. Воспитательная функция истории состоит в

а) формировании научного мировоззрения на основе понимания исторического развития

б) воспитании нравственных и гражданских качеств

в) изучении исторического прошлого, познании всех его сторон, явлений, событий

г) выявлении закономерностей развития общества, определении оптимального варианта исторического развития

2. Познавательная функция истории состоит в

а) формировании научного мировоззрения на основе понимания исторического развития

б) воспитании нравственных и гражданских качеств

в) изучении исторического прошлого, познании всех его сторон, явлений, событий

г) выявлении закономерностей развития общества, определении оптимального варианта исторического развития

3. Хронологический метод в истории предполагает

а) изложение исторических событий в строгом временном, последовательном порядке

б) выявление истоков изучаемого процесса

в) выявление ведущих тенденций в развитии общества

г) изучение событий, которые происходят одновременно в разных регионах

4. Метод периодизации истории заключается в

а) сопоставлении исторических событий в пространстве и во времени

б) изложении событий в строгой последовательности

в) выделении этапов развития каких-либо событий, процессов

г) установлении взаимосвязи между явлениями и процессами, протекающими в одно и то же время

5. Статистический метод в истории позволяет

а) проследить количественные параметры исторических явлений, процессов

б) классифицировать исторические явления, события

в) сопоставить исторические явления в пространстве

г) выявить истоки изучаемых процессов

6. Изучение событий, происходящих в разных регионах на протяжении одного и того же периода времени, предполагает

а) метод синхронизации

б) метод актуализации

в) системно-структурный метод

г) метод социологических исследований

7. Установление взаимосвязи между явлениями и процессами, протекающими в один и тот же период времени в разных регионах, предполагает

а) системно-структурный метод

б) статистический метод

в) ретроспективный метод

г) проблемно-хронологический метод

8. Совокупность научных принципов и приемов исследования называется

а) рационализмом

б) историографией

в) библиографией

г) методологией

9. Использование всей полноты информации и учет событий при рассмотрении исторических явлений предполагает принцип

а) объективности

б) историзма

в) социального подхода

г) индукции

10. Историю как процесс существования самобытных, региональных культур рассматривает

а) марксистская концепция

б) рационализм

в) цивилизационная теория

г) теология

11. Исторический процесс как результат проявления божественной воли рассматривает _____________________ подход.

12. Исторический процесс как смену общественно-экономических формаций рассматривает _____________ подход.

13. Из перечисленных ученых не занимался разработкой теории цивилизационного развития общества

а) Тойнби А.

б) Данилевский Н.

в) Шпенглер О.

г) Маркс К.

14. Автором капитального труда «История Российская с самых древнейших времен», написанного в XVIII в., был

а) Ломоносов М. В.

б) Миллер Г. Ф.

в) Татищев В. Н.

г) Шлецер А. Л.

15. Автором многотомного труда «История государства Российского» был

а) Карамзин Н. М.

б) Костомаров Н. И.

в) Погодин М. П.

г) Полевой Н. А.

16. Особое значение природному фактору в развитии государства придавал историк, автор «Истории России с древнейших времен»

а) Милюков П. Н.

б) Соловьев С. М.

в) Покровский М. Н.

г) Державин Г. Р.

17. Русский историк, отошедший от периодизации исторических событий по царствованиям монархов, автор «Курса русской истории»

а) Вернадский Г. В.

б) Гумилев Л. Н.

в) Иловайский Д. И.

г) Ключевский В. О.

18. Выдающимся российским историком XX в. является

а) Державин Г. Р.

б) Лобачевский Н. И.

в) Карамзин Н. М.

г) Милюков П. Н.