ТЕМА 2. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ ЗАТРАТ И РАСХОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ

План:

1. Основные понятия, используемый при учете расходов и затрат.

2. Классификация расходов организации.

3. Направления классификации затрат:

3.1 Классификация затрат по способу включения в себестоимость

3.2 Классификация затрат для принятия решений и планирования

3.3 Классификация затрат для контроля и регулирования.

 

Основные понятия, используемые при учета расходов и затрат

Для более полного понятия системы управленческого учета важно знать и разграничивать экономическую сущность следующих понятий.

Затраты - стоимость ресурсов, потребленных на приобретение средств и предметов труда, на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг и отражаемых в балансе как активы организации, способные принести доход в будущем. Отсюда следуем, что понятие «затраты» шире понятия «Затраты на производство», которые представляют собой лишь ту часть ресурсов, которая была потреблена непосредственно в процессе производства продукции, работ, услуг.

В отечественной практике для характеристики производственных затрат за определенный период применяют термин «издержки производства» - денежное выражение производственных затрат и производственных факторов, необходимых для осуществления организацией своей производственной деятельности.

Часто в экономической литературе термин «затраты» отождествляют с понятием «расходы». Однако более внимательное изучение этих категорий свидетельствует об их серьезном отличии. В соответствии с МСФО расходы включают в себя затраты и убытки. Аналогичное определение содержится и в РСПБУ 10/99 «Расходы организации».

Объекты учета затрат - представляют собой объекты, по которым учитываются затраты в ходе производственно-хозяйственной деятельности: виды работ, услуг, заказов и т. п.

Объекты калькуляции представляют собой виды продукции, полученные из производства, завершенные работы, услуги, имеющие потребительную стоимость, и по которым исчисляется себестоимость. Понятие «объект калькуляции» отождествляется с понятием «носитель затрат».

Место возникновения затрат - структурное подразделение организации (цех, участок, бригада, отдел, фирма), по которому организуется планирование и учет издержек производства для контроля и управления ими.