Технологическая схема АКУ
Блок 1. Создание специализированной рабочей группы.
Блок 2. Предполагается проверка целесообразности и своевременности проведения мероприятий по антикризисному управлению.
Блок 3. Создаются антикризисные управленческие решения.
Блок 4. Создается система реализации мероприятий по разрешению острых противоречий в организации.
Блок 5. Осуществляется организация выполнения управленческих решений.
Блок 6. Необходимы оценка и анализ качества выполнения управленческих решений по показателям деятельности организации.
Блок 7. Проверяется целесообразность проведения дальнейших работ по выводу организации из кризисной ситуации, определению стадии антикризисной программы.
Блок 8. Разрабатываются мероприятия по прогнозированию будущих кризисных ситуаций.
Неоплатностьв качестве критерия несостоятельности не может быть объективной оценкой, так как она не отражает экономическое состояние, обязательно влекущее к кризису. Неплатежеспособностьв экономической литературе подразделяется на практическую (временную) и абсолютную (хроническую).
Практическая неплатежеспособностьвызвана отсутствием или недостаточностью денежных средств для погашения своих обязательств в данный момент времени.
Абсолютная неплатежеспособностьхарактеризуется таким превышением пассивы над активом, при котором должник при обычном ведении дел не может выполнить свои обязательства в срок. Именно абсолютная неплатежеспособность и называется несостоятельностью того или иного хозяйствующего субъекта.
Понятие банкротство правомерно рассматривать в трех значениях:
1) Как одно из возможных последствий, проявлений несостоятельности
2) Как частный случай несостоятельности, когда неплатежеспособный должник совершает уголовно наказуемые деяния
3) Как несостоятельность, перешедшая из сферы права в сферу экономики, т.е. возможность воздействовать на собственность должника с целью ее трансформации легитимным путем.
Банкротство в конечном счете представляется как несостоятельность, подтвержденная арбитражным судом.
Управление банкротством – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь поставленные экономические цели на макроуровне и на уровне предприятия. Система управления банкротством состоит из двух взаимосвязанных блоков:
1) Государственного управления, строящегося на отношениях подчинения
2) Менеджмента, базирующегося на горизонтальных взаимоотношениях
По мере трансформации экономических отношений по поводу несостоятельности предприятий (выделения правовой базы из общегражданского и уголовного законодательства в самостоятельную отрасль права, формирования институционально организационной базы) системы банкротства оформляется в соответствующий институт, который имеет свои отличия по целям и способам их решения.
Основной целью и назначением института несостоятельностиявляются:
· Воспроизводство собственности посредством системы банкротства
· Обеспечение предсказуемого распределения рисков для кредиторов
· Сохранение жизнеспособных предприятий и организаций, испытывающих временные трудности с платежеспособностью.
Институт банкротствавключает в себя:
§ Банкротство – инструмент, который призван цивилизованным путем выводить из строя неработающие хозяйственные единицы
§ Банкротство-механизм как комплекс ликвидационных и реабилитационных процедур, применяемых по отношению к участника рыночной экономики в случае установленного факта их несостоятельности.
Мировая история банкротствавключает достаточно длинные периоды различных оценок неуплаты долгов и разных форм воздействия в отношении должников. Обычно выделяют четыре сравнительно обособленных периода отношений к должникам:
1) «жесткий» (он простирается от зарождения экономической цивилизации до ХV в. и характеризуется крайними – вплоть до смертной казни – мерами наказания должников)
2) «осмотрительный» (его наступление связывают в середине XVI в. законодательства о несостоятельности, в котором последнее трактуется как явление, сопутствующее коммерческой деятельности; однако и здесь меры воздействия к должникам были весьма суровы)
3) «справедливый» (вторая половина XVIII – начало ХХ в., его особенность – в стремлении к справедливому распределению имущества должника между кредиторами, в предоставлении освобожденному от долгов банкроту возможностей возобновления предпринимательской деятельности)
4) «гуманный» (это современный период оценок несостоятельности и форм и методов работы с банкротами)
Основное содержание современного («гуманного») подхода к должникам заключает в глубоко дифференцированном анализе состояние дел в кризисных организациях, поиске путей и средств сохранения их жизнедеятельности. Этот подход имеет целью защиту следующих субъектов отношений:
§ Кредиторов – от недобросовестного должника
§ Кредиторов – от недобросовестных кредиторов
§ Должника – от недобросовестных кредиторов
§ Стремящегося к развитию должника – от формально-бюрократических действий должностных лиц.
Гражданский кодекс РФ предусматривает, что лицо, которое не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, может быть признано по решению суда несостоятельным (банкротом). Основания для признания должника банкротом устанавливаются Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Данный закон регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности, порядок и условия проведения процедур банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов. Действие Закона о банкротстве распространяется на все юридические лица, которые могут быть признаны несостоятельными в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
Закон о банкротстве определяет несостоятельность (банкротство)как признанную арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Внешними признаками несостоятельности гражданина являются неисполнение денежных обязательств и (или) обязанностей по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения и превышение суммы обязательств над стоимостью его имущества. Индивидуальный предприниматель, к которому имеет неудовлетворенное в течение трех месяцев требование (совокупность требований) на общую сумму не менее 10 тыс. руб., может быть признан банкротом вне зависимости от того, превышает ли сумма его обязательств стоимость принадлежащего ему имущества. В отношении юридического лица применяется только один из названных признаков – неисполнение денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев (для стратегических предприятий и организаций и для субъектов естественных монополий – в течение шести месяцев).
У должника есть ряд возможностей выдвинуть свои возражения на требования кредиторов и (или) уполномоченных государственных органов.
1. В соответствии со ст. 47 Закона о банкротстве должник обязан в течение 10 дней с даты получения определения о принятии заявления кредитора или заявления уполномоченного органа о признании должника банкротом направить в арбитражный суд, конкурсному кредитору или в уполномоченный орган, а также представителю учредителей должника и (или) собственнику имущества должника – унитарного предприятия отзыв на такое заявление.
2. В течение 30 дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения (ст. 71 Закона о банкротстве) кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику (в целях участия в первом собрании кредиторов). Возражения относительно требований кредиторов могут быть предъявлены в арбитражный суд не позднее чем через 15 дней со дня истечения срока для предъявления требований кредиторов.
3. В ходе внешнего управления в течение месяца с даты направления внешним управляющим кредиторам уведомлений о получении требований кредиторов к должнику внешним управляющим, представителем учредителей должника или представителем собственника имущества должника – унитарного предприятия, а также кредиторами, требования которых включены в реестр требований кредиторов, могут быть предъявлены возражения в арбитражный суд.
Дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в т.ч. ИП, рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом РФ, с особенностями, установленными Законом о банкротстве.
Все действия в отношении должника от имени конкурсных кредиторов и уполномоченных органов осуществляются собранием и комитетом кредиторов.
Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых включены в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов. Без права голоса в собрании кредиторов имеет право участвовать представитель: работников должника, учредителей (участников должника), собственника имущества должника – унитарного предприятия, СРО, членом которой является арбитражный управляющий (утвержденный в деле о банкротстве), органа по контролю (надзору).
Число голосов, принадлежащих каждому конкурсному кредитору и уполномоченному органу, определяется пропорционально сумме их требований к должнику по обязательствам, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания.
Интересы конкурсных кредиторов и уполномоченных органов представляет комитет кредиторов, который избирается собранием кредиторов на период проведения наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства. Выборы членов комитета осуществляется кумулятивным голосованием (при избрании комитета кредиторов каждый конкурсный кредитор и уполномоченный орган обладают числом голосов, равным размеру его требований в рублях, умноженному на число членов комитета кредиторов). Если кредиторов менее 50 – можно не принимать решение об образовании комитета кредиторов.
Для проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий арбитражным судом утверждается арбитражный (временный, административный, внешний или конкурсный) управляющий. Им может быть гражданин РФ, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Арбитражный управляющий – это общее понятие. В конкретных процедурах банкротства – наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство – арбитражный управляющий имеет особое название.
В частности, процедуру наблюдения проводит временный управляющий, который анализирует финансовое состояние, участвует в рассмотрении требований кредиторов в арбитражном суде и так далее.
В процедуре финансового оздоровления действует административный управляющий, который следит за исполнением графика погашения задолженности.
В процедуре внешнего управления, целью которой является восстановление платежеспособности, работает внешний управляющий.
Соответственно, в процедуре конкурсного производства – в которой распродается имущество и из полученных денег погашаются требования кредиторов – действует конкурсный управляющий.
Есть еще и пятая процедура банкротства – мировое соглашение, но в ней нет арбитражного управляющего, так как она считается наступивший после подписания мирового соглашения, которое влечет прекращение производства по делу о банкротстве.
Арбитражным судомявляется субъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую Законом о банкротстве деятельность, занимаясь частной практикой.
Формой финансового обеспечения ответственности арбитражного управляющего является договор обязательного страхования ответственности, который заключается на срок не менее чем один год с его обязательным последующим возобновлением на тот же срок. Страховая сумма по данному договору не может быть меньше 3 млн. руб. в год.
В течение 10 дней с даты утверждения судом внешнего управляющего он дополнительно должен заключить договор обязательного страхования своей ответственности по возмещению убытков, причиненных лицам, участвующим в деле о банкротстве. Размер страховой суммы зависит в данном случае от балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату, предшествующую дате введения соответствующей процедуры, и составляет:
· 3% от суммы превышения балансовой стоимости активов должника над 100 млн. руб. (при балансовой стоимости активов от 100 до 300 млн руб.)
· 6 млн. руб. и 2% от суммы превышения балансовой стоимости активов должника над 300 млн. рую. (при балансовой стоимости активов от 300 млн до 1 млрд руб.)
· 20 млн руб. и 1% от суммы превышения балансовой стоимости активов должника над 1 млрд руб. (при балансовой стоимости активов должника более 1 млрд руб.)
Для регулирования и обеспечения деятельности арбитражных управляющих законодательством предусмотрено создание саморегулируемых организаций арбитражных управляющих –некоммерческих организаций, основанных на членстве граждан РФ и включенных в Единый гос. реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Организует работу по выработке государственной политики и нормативного правового регулирования в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления, а также предупреждения банкротства Департамент корпоративного управления Министерства экономического развития России.
Концептуальные основы действующего Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», несмотря на вносимые в него поправки, остаются неизменными. Совершенствование законодательства о несостоятельности 2002 г. с учетом практики его применения осуществляется по нескольким направлениям:
· Совершенствование системы саморегулирования деятельности арбитражных управляющих;
· Совершенствование норм об ответственности менеджмента должника при банкротстве и защита имущественных интересов кредиторов;
· Совершенствование механизмов защиты интересов залоговых кредиторов в рамках процедур, применяемых в деле о банкротстве;
· Банкротство небанковских финансовых организаций;
· Совершенствование процедуры финансового оздоровления и развитие практики досудебного урегулирования задолженности;
· Введение особенностей рассмотрения дел о банкротстве, осложненных иностранным элементом (трансграничная несостоятельность);
· Правовое регулирование вопросов несостоятельности предпринимательских групп;
· Реабилитационные процедуры, применяемые в отношении граждан-должников;
· Совершенствование процедур, применяемых в деле о банкротстве стратегических организаций;
· Реструктуризация и финансовое оздоровление стратегических предприятий и организаций.
Процедуры банкротства имеют строгое логическое описание. Они начинаются с подачи заявления о признании должника банкротом и заканчиваются прекращением производства по делу о несостоятельности. Согласно статье 27 Закон № 127-ФЗ, при рассмотрении дела о банкротстве должника – юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:
· Наблюдение
· Финансовое оздоровление
· Внешнее управление
· Конкурсное производство
· Мировое соглашение.
Досудебная санация – это финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей, оказываемая как безвозмездно, так и с возвратом задолженности путем принятия на себя должником и иными лицами обязательств в пользу третьих лиц, предоставивших эту помощь.
Возбуждение дела о несостоятельности (банкротстве). Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом в следующих случаях:
· Требования к предприятию-должнику в совокупности составляют не менее 100 тыс. руб.
· Соответствующие обязательства не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены.
Правом подачи заявления о признании предприятия-должника банкротом обладают:
Должник
Конкурсные кредиторы
Уполномоченные органы.
Закон определяет должника как гражданина, в т.ч. ИП или юридическое лицо, оказавшегося неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного законодательством.
Под денежным обязательством понимается обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному ГК РФ основанию.
Кредиторы – лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору.
Обязательные платежи – налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством РФ.
Конкурсные кредиторы – кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредителей (участников) должника по обязательства, вытекающим из такого участия.
Уполномоченные органы – это федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования РФ по денежным обязательства, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов РФ и муниципальных образований.
В соответствии с Законом они имеют право:
· Подать заявление о признании должника банкротом
· Участвовать в судебных заседаниях, собраниях кредиторов и других процедурах в целях взыскания задолженности с должника
Наблюдение – это процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа его финансового состояния, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.
Порядок введения процедуры наблюдения.
1. В арбитражный суд поступает заявление о признании должника банкротом. К заявлению должны быть приложены документы согласно требованиям з-на.
2. Не позднее чем через пять дней с даты поступления заявления арбитражный суд выносит определение о принятии заявления о признании должника банкротом.
3. Арбитражный суд направляет определение о принятии заявления о признании должника банкротом:
1) Заявителю
2) Должнику
3) В регулирующий орган
4) В саморегулируемую организацию арбитражных управляющих.
4. Саморегулируемая организация представляет в арбитражный суд три кандидатуры на должность временного управляющего.
5. Арбитражный суд проводит судебное заседание по рассмотрению обоснованности требований заявителя. Это заседание проводится не ранее 15 дней с даты вынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом.
6. По результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику арбитражный суд выносит одно из следующих определений:
· о признании требований заявителя обоснованными и введении наблюдения
· отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу о банкротстве.
Финансовое оздоровление – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Финансовое оздоровление вводится на срок не более чем на 2 года.
Финансовое оздоровление может быть введено по ходатайству:
· должника на основании решения учредителей (участников)
· третьего лица по согласованию с должником.
Решение о введении арбитражной процедуры финансового оздоровления несостоятельного предприятия принимает, как правило, первое собрание кредиторов. Это решение должно содержать:
· утвержденный план финансового оздоровления и график погашения задолженности
· предлагаемый срок данной арбитражной процедуры
· требования к кандидатуре административного управляющего
· запрос в саморегулируемую организацию о представлении кандидатур административных управляющих
· ходатайство в арбитражный суд об утверждении данного решения собрания кредиторов.
Внешнее управление – процедура, применяемая к должнику с целью восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему. Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов.
Внешнее управление вводится на срок не более 18 месяцев и может быть продлен не более чем на 6 месяцев.
Внешнее управление не применяется:
· к индивидуальным предпринимателям
· ликвидируемому должнику
· отсутствующему должнику
· должнику, добровольно заявившему в суд о своем банкротстве
Конкурсное производство. Принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет открытие конкурсного производства – процедуры банкротства, применяемой к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Конкурсное производство вводится сроком на один год и может быть продлено по решению арбитражного суда не более чем на 6 месяцев.
Мировое соглашение. Это соглашение между должником и кредиторами о прекращении судебного спора на основе мирного урегулирования взаимных претензий и утверждения взаимных уступок. По сути мировое соглашение фиксирует волеизъявление сторон, направленное на окончание судебного процесса и разрешение спорных взаимоотношений между сторонами. Мировое соглашение является реабилитационной процедурой, призванной обеспечить продолжение функционирования должника. Должник и кредиторы вправе заключить мировое соглашение на любой стадии дела о несостоятельности, включая конкурсное производство.