Семинарское занятие
Тема: Дистанционное обучение. Его особенности и принципы.
Цель: Изучить систему дистанционного обучения. Дать оценку, как современной системе обучения. Выявить дидактические категории, используемые в разработке теории ДО.
Основные понятия и категории :
Обучение – целенаправленный процесс взаимодействия педагога с учащимися, их совместной деятельности, в ходе которой осуществляется образование, воспитание и развитие. Общение, в ходе которого происходит накопление знаний, умений, навыков, развитие, образование.
Преподавание – упорядоченная деятельность педагога, направленная на реализацию цели обучения, обеспечение информирования, осознания и практического применения знаний.
Учение – процесс деятельности учащегося по освоению знаний, умений и навыков (опыта, творчества и эмоционально-ценностных отношений), в ходе которого возникают новые формы поведения и деятельности, применяются ранее приобретенные знания и навыки.
Образование – процесс становления культурного человека и результат обучения, система приобретенных знаний, умений, навыков, способов мышления, мировоззрения, нравственности и общей культуры.
Знания– информация, которая может преобразовываться и использоваться, совокупность информационных идей человека, в которых выражается теоретическое овладение этим предметом.
Умения – овладение способами применения знаний на практике. Разделяются на четыре группы:
Навыки– умения, доведенные до автоматизма.
Цель – конечного результата, то, к чему стремится процесс обучения.
Содержание – знаний, умений, навыков, способов деятельности и мышления, ценностных отношений, которыми учащиеся овладевают в процессе обучения.
Познавательная активность – характеристика деятельности учащихся, заключающаяся в мобилизации интеллектуальных, нравственных и волевых сил для решения учебно-познавательной задачи. Без активности учащегося процесс обучения не состоится. Однако и учитель должен активно воздействовать на учащихся, мотивировать их.
Задание студентам :
Студентам были розданы следующие темы докладов:
· Дистанционное обучение в системе профессионального образования,
· Дидактическая система дистанционного обучения,
· Принципы дистанционного обучения.
Вопросы :
1. Применима ли СДО (система дистанционного обучения) к условиям России?Какие факторы могут препятствовать или способствовать внедрению СДО в России?
2. О каких СДО вы знаете?
Работа студентов на занятии :
Студенты должны законспектировать доклады выступающих и выделить дидактические принципы, после выступления задавать вопросы выступающему и активно участвовать в дискуссии.
Форма проведения занятия :
1. занятия проводятся в виде форума, где сначала выступает студент с подготовленным докладом, а потом остальные студенты задают вопросы докладчику и происходит дискуссия по рассматриваемой теме;
2. студентам раздаются заранее подготовленные ситуации, в которых неявно используются принципы дистанционного обучения. Одна из групп студентов формирует ответы остальных групп, тем самым, выделяя основные принципы. Выделенные таким образом принципы сравниваются с принципами, приведенными в этом докладе и обсуждается их соответствие.
Заключение :
Результатом семинарского занятия должно стать ознакомление студентов с дистанционным образованием, его понятиями, структурой, особенностями, принципами, проблемами. Рассмотрение теории ДО с точки зрения дидактических принципов.
Рекомендованные темы рефератов :
Дистанционное обучение в системе профессионального образования,
· Дидактическая система дистанционного обучения,
· Принципы дистанционного обучения.
Рекомендуемая литература
1. Активные формы проведения занятий по социальным дисциплинам. – Новочеркасск: Изд-во ЮРГТУ, 1998.
2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.:Педагогика,1989.
3. Векслер С.И. Современные требования к уроку : Пособие для учителя.– М.1985.
4. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. – М.,1991.
5. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. – М.: Просвещение, 1991.
6. Кабанова – Миллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение.– М.: Знание, 1981
7. Кудрявцева В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. –М.: Знание, 1991.
8. Матюнин Б.Г. Нетрадиционная педагогика. – М., 1995.
9. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения. – М.: Педагогика, 1997.
10. Махненко С.Г. Педагогические технологии: Программа и рекомендации по курсу. – Ростов н/Дону: Изд-во РГПУ, 1993.
11. Подласый И.П. М., Педагогика, 1997 г.
12. Харламов И.Ф. М., Педагогика, 1996 г.
13. Педагогика в понятиях и определениях, 1991 г., издательство Саратовского Университета.
ТЕМА 10. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
План