Схема педагогического процесса
Содержание образования связано с общей образовательной потребностью общества и личностной потребностью в образовании.
Образовательная потребность носит локальный характер и определяется масштабами государства и его культурой. В этом случае образование оформлено нормативными документами, составляющими государственную политику. Каждое государство формирует свою систему образования, которая регулирует образовательные потребности государства. Например, в Японии система образования ориентирована на блестящее выполнение задания в группе по указанному образцу. В Америке – ориентация на индивидуальный успех и личные достижения.
Государственная политика в сфере образования всегда конкретна и реализует следующие цели:
· воспроизводства и развития национальной культуры;
· воспроизводства статуса государства на мировом рынке;
· воспроизводства человеческого капитала в соответствии с потребностями экономики страны;
· удовлетворения личной образовательной потребности исходя из особенностей культуры и этапов социализации личности.
Образовательная потребность обладает свойством расширенного воспроизводства, т.е., чем выше уровень образования, тем выше потребность в дальнейшем образовании.
Существуют три основных уровня образования: начальное, среднее, высшее.
Общее образование – это основные знания о природе, человеке, мире, трудовые умения и навыки, которые являются фундаментом для дальнейшего развития человека.
Обучение – это целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся, в основе которого лежат передача и усвоение знаний.
Образованиепредставляет собой не только общественное явление, но и педагогический процесс.
Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых.
Это процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качества личности. В педагогической литературе прежних лет употреблялось понятие «учебно-воспитательный процесс». Исследования П.Ф. Каптерева, А.П. Пинкевича, Ю.К. Бабанского и других педагогов показали, что это понятие, суженное и неполное, не отражающее всей сложности процесса и, прежде всего его главных отличительных черт – целостности и общности. Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности составляет главную сущность педагогического процесса.
Педагогический процесс следует рассматривать как систему. Он объединяет множество подсистем, внедренных одна в другую или объединенных между собой другими типами связи. Система педагогического процесса не сводима ни к одной из своих подсистем, какими бы большими и самостоятельными они ни были.
Педагогический процесс – это главная, объединяющая все отрасли система. В ней воедино слиты процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания. К ним относятся закономерности:
§ динамики педагогического процесса; развития личности в педагогическом процессе; управления учебно-воспитательным процессом; стимулирования;
§ единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе;
§ единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности;
§ обусловленности педагогического процесса.
Этап осуществления педагогического процесса можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные, элементы:
· постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;
· взаимодействие педагогов и учеников;
· использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса;
· создание благоприятных условий для школьников;
обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами. В педагогической литературе существует ряд определений понятия «педагогические технологии».
«Педагогические технологии – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств: она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса» (Б.Т. Лихачев).
«Технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния» (В.М. Шепель).
«Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных
условий для учащихся и учителя» (В.М. Монахов).
«Педагогическая технология – это системный метод сознания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования» (ЮНЕСКО).
Новые образовательные технологии зарождаются как результат научных исследований. Например, появление кибернетики способствовало развитию программированного обучения, результаты развития человеческого мышления привели к необходимости проблемного обучения.
Количество современных педагогических технологий достаточно велико – около 100.
Эти технологии охватывают все основные тенденции и направления развития образования, зарубежные образовательные технологии прошлых лет, технологии, заложенные в современных вариативных учебниках, воспитательные технологии. Например, в книге Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии» описаны 50 педагогических технологий, и среди них:
§ педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса (гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили и другие).
§ педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии; технологии коммуникативного обучения иноязычной культуре – Е.И. Пассов);
§ альтернативные технологии (технологии свободного труда – Селестен Френе);
§ природосообразные технологии (технологии саморазвития – Мария Монтессори);
§ технологии развивающего обучения (технологии саморазвивающего обучения) – Г.К. Селевко и педагогические технологии авторских школ.
Современная дидактическая система исходит из того, что обе стороны – преподавание и учение – составляют процесс обучения. Современную дидактическую концепцию создают такие направления, как программированное, проблемное обучение, развивающее обучение (П. Гальперин, Л. Занков, В. Давыдов), гуманистическая психология (К. Роджерс).
Развивающее обучение – это организация учебного процесса с реализацией потенциальных возможностей человека:
· актуализация ранее усвоенных знаний
· выдвижение гипотезы
· разработка оригинального плана решения задачи
· способ самостоятельной проверки.
Развивающее обучение вовлекает учащегося в дидактические игры, дискуссии, другие методы творческого воображения, мышления, памяти, речи.
Проблемное обучение – это решение нестандартных научно-учебных задач нестандартными методами. Проблемные задачи – это поиск новых способов решения. Суть – преподаватель не сообщает знаний в готовом виде, а ставит проблемные задачи, предлагая искать пути и средства их решения.
Примерами проблемных ситуаций, в основу которых положены противоречия, могут быть:
§ понимание научной важности проблемы и отсутствие теоретической базы для решения;
§ многообразие концепций и отсутствие надежной теории для объяснения данных фактов;
§ доступный результат и отсутствие теоретического обоснования.
Проблемный методпредполагает шаги:
· проблемная ситуация
· проблемная задача
· модель поисков решения
Интенсивное обучениевключает целостные технологии, нелинейность педагогических структур и потенциальную избыточность учебной информации. Интенсивное обучение дает студенту возможность выбора подходящей ему технологии обучения и разработки индивидуальной программы развития личности.
Условия реализации интенсивного обучения:
§ всесторонний учет характеристик педагогической среды
§ соблюдение принципа адаптации процесса обучения к личности студента
§ ускорение индивидуального освоения студентом общей программы.
Методы активного обучения в сравнении с традиционными готовят обучающихся к творческой самостоятельной деятельности.
Основной задачей является повышение активности студентов. Методы активного обучения бывают неимитационные и имитационные.
Наиболее распространенным методом служитделовая игра.
Принципы организации деловых игр:
– имитационного моделирования ситуации;
– проблемности содержания;
– ролевого взаимодействия в совместной деятельности;
– диалогического общения;
– двуплановости игровой учебной деятельности.
Разработка деловой игры начинается с двух моделей – имитационной и игровой, которые войдут в сценарий.
Имитационная модель – цель, предмет игры, система оценки.
Компоненты игровой модели – сценарий, правила, цели, роли и функции игроков.
Игровая модель включает педагогическую, целью которой служит обучение и воспитание.
Правил игры не много, они должны включать технологию, регламент, роли игроков и ведущих, систему оценивания.
Разбор игры в конце несет основную, обучающую и воспитательную нагрузку.
Примеры деловых игр:
1. имитационные упражнения закрепляют в творческой обстановке важные навыки или понятия;
2. анализ конкретных производственных ситуаций, когда конкретное событие создает условие для коллективного решения и обсуждения;
3. разыгрывание ролей – исполнение ролей, оценка действий в различных ситуациях;
4. полномасштабная деловая игра, создающая профессиональную деятельность и последствие принимаемых профессиональных решений.
Популярным методом эвристического поиска является «Мозговой штурм» – это метод активизации коллективной деятельности. Решением задачи управляет руководитель.
1. Он ставит условия задачи перед «штурмом».
2. Группа «генераторов идей» за 20-30 минут выдвигают максимальное количество гипотез, любые фантастические, шутливые, дополняя друг друга. Идеи записываются.
3. Группа экспертов оценивает гипотезы.
4. Для активизации «штурма» используют приемы: инверсия(сделай наоборот), аналогия, эмпатия (выясни свои чувства), фантазия.
5. Гипотезы оцениваются по 10-бальной системе.
Контрольные вопросы
1. Технология обучения как категория педагогики.
2. Схема педагогического процесса.
3. Альтернативные технологии обучения:
§ развивающее обучение;
§ проблемное обучение;
§ интенсивное обучение;
§ дистанционное и др.
4. Примеры деловых игр.
5. Условия для инновационного обучения.