Д-ть уполномоченных органов по определению цен в частности в отношении продукции субъектов естественных монополий.
Цена – денежное выражение стоимости продукции, работ, услуг.
Тариф– разновидность цены – определяется к опр услугам, когда это предусмотрено законом. *Тариф грузовых перевозок, на эл/эн, коммунальные услуги.
Различные виды цен – классификация в зависимости от критериев.
1) В зависимости от способа определения цены:
ü Свободные цены – формируются в результате рыночных законов, цена определяется услугодателем. В конечном счете регулятором выступает – соглашение сторон, содержащее условие о цене продаваемого товара. Цены даже если прямо не регулируются (рег-ся на самом деле косвенными методами), но контролируются, например, антимонопольными органами. Юридически цена свободна, но экономически – нет.
ü Регулируемые цены – гос-во, в случаях, предусмотренных законом, устанавливает цены. Фед служба по тарифам – уст-т цены для естественных монополий и их же контролирует. В чем выражается директива установления цен? Например, мб
а) установлен предельный уровень рентабельности производства (что цены должны обеспечивать 25% от уровня рентабельности производства, нельзя установить выше цены и т.д.),
б) мб установлены минимальные/максимальные предельные цены (мин цена на алкогольную продукцию),
в) могут устанавливаться базовые цены и предельные коэффициенты их изменения
г) могут устанавливаться предельные размеры надбавок к цене (например, для посредников). Обратите внимание, сейчас речь не про косвенное регулирование.
д)фиксированный тариф – например, на проезд в метро
2) В зависимости от назначения цены различают:
ü Оптовые цены – применяются при расчетах со всеми потребителями кроме покупателей розничной торговли. Включает в себя:
-затраты на производство продукции
-накладные расходы по транспортировке, хранению
-сумму НДС, акцизы
-сумму прибыли
ü Розничные цены – выше, чем оптовые цены по определению. Помимо размера оптовой цены включают:
-накладные расходы и торговые надбавки самих розничных организаций с учетом получения собств прибыли (магазины занимаются транспортировкой, складированием, куча работников у магазина, аренда и электричество в магазине).
3) В зависимости от сферы применения:
ü Внутренние цены – цены по сделкам во внутр обороте. Не различаются от мировых в развитых странах. Резкое различие есть в закрытых странах. В РФ на газ для внутр и внеш потребления тоже различаются цены..
ü Мировые цены!!! Свободные цены, применяемые по регулярным экспортным и импортным контрактам, которые заключаются в важнейших центрах международной торговли на товары важнейших (ведущих) поставщиков. Например, мир цены на металлы определяются по данным биржевых котировок Лондонской биржи металлов, на нефть – в странах ОПЕК и т.д. Цены, которые складываются на торговых площадках – биржах – являются ориентиром для заключения конкретных контрактов (внешних контрактов в открытой экономике и внутренних).
4) В зависимости от распределения в контракте расходов по доставке товаров, страхованию, оплате таможенных сборов. ИНКОТЭРМС – обычаи делового оборота. Если на продавце соотв обяз-ти – то это его издержки, цена будет выше. Если покупатель это осущ-т – лучше ему приобрести у поставщика и дальше понести расходы.
5) Расчетные цены – внутрихозяйственные цены. В цехах осущ-ся производство продукции, бухгалтерия на этапе производства считает издержки, все внутр расходы войдут в товарную цену. Есть система связи юрлиц – холдинги, система договоров – не исключается внутрифирменная политика, что во внутрифирм отношениях будут определенного рода цены. Антимонопольные органы могут признать данную политику незаконной.
Товарные цены - то, о чем говорили выше (свободные, регулируемые и т.д.)
Ценообразование как деятельность опосредуется 2 блоками отношений:
1) Между изготовителями продукции с потребителями товаров. Свободное отношение – рег-ся договором (ГП, Коммерческое право – регуляторы)
2) Между органами тарифного регулирования – гос-вом – и изготовителями продукции, а также потребителями. Эти отношения основаны на административных актах. Точнее, на административных актах и договорах, условием которого будет цена, уст тарифными органами.
Тарифное з-д-во:
Оно недостаточно унифицировано. Нет универсального закона о ценах и ценообразовании, в отличие от таких стран, как Австрия, Дания, Казахстан, Украина – там есть основополагающие акты. Предлагается в РФ создать закон.
ü Конституция. З-д-во о ценах отнесено к ведению РФ – п. 6 ст. 71.
ü ГК РФ: п. 1 ст. 424. Свободное ценообразование, цена опр-ся по соглашению, если иное не установлено законом.
ü Серия ФЗ и подзаконных актов ФТС
-З об основах регулирования тарифов орг-ций коммунального комплекса от 30.12.2004
-З 2003 об электроэнергетике
-З 2010 о теплоснабжении
-З о газоснабжении в РФ 1999
-З о ж\д транспорте 2003
-З о связи 2003
И т.д. Тарифное з-д-во дифференцировано по отраслям экономике, относится главным образом к таким сферам экономики, которые обеспечивают субъекты естественных монополий. Хорошо бы закон о тарифах – что в тех случаях, где гос-вом дб установлены цены, они дб установлены гос-вом таким образом (это не только естеств монополий касается).
ü Подзаконные нпа
-Указ Президента 28.02.1995 – о мерах по упорядочиванию гос регулирования цен, тарифов
-ППравительства от 7.03.1995 – с идентичным названием.
Эти акты определяют ту схему регулирования, которая могла быть отражена в самом законе о тарифах. В актах зафиксирована стратегия тарифной политики. Закреплен принцип: цены определяется свободно договором, нужна либерализация цен. Гос регулирование цен – только в отношении продукции ест монополий. Дается 3 перечня (перечни нельзя расширять) соотв продукции – фикс цены, предельные цены, надбавки, предельный уровень рентабельности, декларирование повышения цен и т.д как регуляторы:
1) Продукция, цены регулируют Правительство и фоив: газ, кроме реализуемого населению, эл\эн, тепловая энергия, тарифы на перевозку/перекачку/налив нефти, услуги почтовой связи.
2) Продукция и услуги, гос регулирование цен на которые осущ-т оив субъектов РФ: топливо твердое, керосин для гр-н, перевозки общественным транспортом, оплата жилья и коммунал услуг населением
3) Услуги транспортных, снабженческо-бытовых орг-ций – где оив субъекта РФ могут вводить гос регулирование тарифов и надбавок. Право вводить, исходя из обстановки.