Классификация информационных систем (ИС) и информационных технологий (ИТ) в экономике.

ИС подразделяются на 3 группы по различные признакам:

1. По сфере функционирования объекта управления: ИС промышленности, ИС связи, ИС транспорта , ИС строительства и т.д.

2. По виду процессов управления:

ИС управления технологическими процессами – это человеко-машинные системы, обеспечивающие управление технологическими устройствами, станками, автоматизированными линиями.

ИС управления организационно - технологическими процессами представляют собой многоуровневые системы, сочетающие ИС управления технологическими процессами и ИС управления предприятиями.

Для ИС организационного управления объектом служат производственно-хозяйственные, социально-экономические функциональные процессы, реализуемые на всех уровнях управления экономикой, в частности: банковские ИС; ИС фондового рынка; финансовые ИС; страховые ИС; налоговые ИС; ИС таможенной службы; статистические ИС;

- ИС промышленных предприятий и организаций (особое место по значимости и распространенности в них занимают бухгалтерские ИС) и др.

ИС научных исследований обеспечивают высокое качество и эффективность межотраслевых расчетов и научных опытов. Методической базой таких систем служат экономико-математические методы, технической базой – самая разнообразная вычислительная техника и технические средства для проведения экспериментальных работ моделирования.

Обучающие ИС получают широкое распространение при подготовке специалистов в системе образования, при переподготовке и повышении квалификации работников разных отраслей.

3. По уровню в системе государственного управления выделяют отраслевые, территориальные и межотраслевые ИС, которые одновременно являются системами организационного управления, но уже следующего – более высокого уровня иерархии.

Территориальные ИС предназначены для управления административно -территориальными районами. Деятельность территориальных систем направлена на качественное выполнение управленческих функций в регионе, формирование отчетности, выдачу оперативных сведений местным государственным и хозяйственным органам.

Межотраслевые ИС являются специализированными системами функциональных органов управления национальной экономикой (банковских, финансовых, снабженческих, статистических и др.). Они обеспечивают разработку экономических и хозяйственных прогнозов, государственного бюджета, осуществляют контроль результатов и регулирование деятельности всех звеньев хозяйства, а также контроль наличия и распределения ресурсов.

ИТ в настоящее время можно квалифицировать по ряду признаков: способу реализации в ИС, степени охвата ИТ задач управления, классам реализуемых технологических операций, типу пользовательского интерфейса, вариантам использования сети ЭВМ, обслуживаемой предметной области.

По способу реализации ИТ в ИС выделяют традиционно сложившиеся, существовавшие в условиях централизованной обработки данных, до массового использования ПЭВМ и новые информационные технологии, связанные с информационным обеспечением процесса управления в режиме реального времени.

Новые информационная технология – это технология, которая основывается на применении компьютеров, активном участии пользователей (непрофессионалов в области программирования) в информационном процессе, высоком уровне дружественного пользовательского интерфейса, широком использовании пакетов прикладных программ общего и проблемного назначения, доступе пользователя к удаленным базам данных и программ благодаря вычислительным сетям ЭВМ.

По степени охвата ИТ задач управления выделяют электронную обработку данных, когда с использованием ЭВМ без пересмотра методологии и организации процессов управления ведется обработка данных с решением отдельных экономических задач, и автоматизацию управленческой деятельности. Во втором случае вычислительные средства используются для формирования регулярной отчетности и работы в информационно-справочном режиме для подготовки управленческих решений. ИТ поддержки принятия решений предусматривают широкое использование экономико-математических методов, моделей и ППП для аналитической работы и формирования прогнозов, составления бизнес-планов, обоснованных оценок и выводов по изучаемым процессам. ИТ электронного офиса – это полный автоматизированный набор управленческих процедур, реализуемых в условиях конкретного рабочего места и офиса в целом. ИТ экспертной поддержки составляют основу автоматизации труда специалистов-аналитиков. Эти работники кроме аналитических методов и моделей для исследования складывающихся в рыночных условиях ситуаций по сбыту продукции, услуг, финансового положения предприятий и т.д. используют накопленный в системе опыт оценки ситуаций, т.е. сведения, составляющие базу знаний в конкретной предметной области.

По классам реализуемых технологических операций ИТ рассматриваются по существу в программном аспекте и включают текстовую обработку, электронные таблицы, автоматизированные банки данных, обработку графической и звуковой информации, мультимедийные и другие системы. Особенности приведенных в квалификации технологий детально изучаются в курсе "информатика".

По типу пользовательского интерфейса можно рассматривать ИТ с точки зрения возможностей доступа пользователя к информационным и вычислительным ресурсам.

Так, пакетная ИТ исключает возможность пользователя влиять на обработку информации, пока она производится в автоматическом режиме, т.к. обработка информации основана на выполнении программно-заданной последовательности операций над заранее накопленными в системе и объединенными в пакет данными. В отличие от пакетной диалоговая ИТ предоставляет пользователю неограниченную возможность взаимодействовать с хранящимися в системе информационными ресурсами в реальном масштабе времени. Интерфейс сетевой ИТ предоставляет пользователю средства теледоступа к территориально распределенным информационным и вычислительным ресурсам благодаря развитию средствам связи.

Локальные , многоуровневые и распределенные системы организационного управления объектами (банковские, налоговые, снабженческие, статистические и другие службы) реализуют информационное обеспечение с помощью сети автоматизированных банков данных, которые строятся с учетом организационно-функциональной структуры соответствующего многоуровневого экономического объекта. Эту проблему решают распределенные системы обработки данных с использованием каналов связи для обмена информацией между базами данных различных уровней.

 

Использование автоматизированных информационных технологий в производственной сфере, также как и в любой другой сфере способствует повышению эффективности производства экономического объекта и обеспечивает качество управления. Особенно это проявляется при оптимизации планов работы предприятий, фирм и отраслей, быстрой выработке оперативных решений, четком маневрировании материальными и финансовыми ресурсами и т.д.

Информационная технология управления предприятием обеспечивает:

- единое централизованное управление, администрирование и техническое обслуживание информационно-коммуникационных ресурсов;

- реализацию унифицированного доступа специалистов различных подразделений крупных предприятий к коммуникационным ресурсам;

- организацию единой системы электронной почты и электронного документооборота;

- реализацию единого пользовательского интерфейса, предоставляющего пользователям средства работы с коммуникационными ресурсами корпоративной организации

- взаимодействие корпоративной сети крупных предприятий с бизнес -системами других организаций, вычислительными сетями государственных учреждений, финансово-кредитных органов, участвующих в информационном обмене на правах абонентов телекоммуникационной корпоративной системы.