Сущность, содержание, основные принципы и функции

Современный менеджмент

Курс лекций для студентов всех форм обучения

специальности 030602 - "Связи с общественностью"

 

Краснодар 2011

Теоретические основы менеджмента

План лекции

1. Сущность, содержание, основные принципы и функции

2. инфраструктура, социофакторы и этика менеджмента

3. интеграционные процессы в менеджменте

4. моделирование ситуаций и процесс принятия решений

5. природа и состав функций менеджмента

6. стратегические и тактические планы

7. организационные отношения в системе менеджмента

8. формы организации

9. мотивация деятельности

10. регулирование и контроль в системе управления

11. динамика групп и лидерство

12. руководство

13. власть и партнерство

14. стиль менеджмента

15. конфликтность

16. факторы эффективности

Сущность, содержание, основные принципы и функции

Менеджмент (от англ. management — управление, организация) — система программно-целевого управления, перспективного и те­кущего планирования, организации производства и реализации продукции. Он изучает наиболее рациональную организацию и управление производством, коллективом.

Менеджмент — это комплекс взаимосвязанных действий: организация и управление (производством и коллективом); постановка и корректировка задач; разработка этапов работы; принятие решений; налаживание коммуникаций (методов и форм передачи ин­формации); регулирование процессов; сбор и обработка информации; анализ информации; подведение итогов работы.

Существует более 200 определений менеджмента. Одно из наи­более современных определений приводится в английском изда­нии «Международного справочника по менеджменту»: «Менеджментэффективное использование и координация таких ресур­сов, как капитал (производительный, финансовый и человеческий) для достижения целей с максимальной эффективностью». В послед­ние годы растет значимость информационных ресурсов в менедж­менте, поэтому приведенное выше определение можно расширить, добавив в перечень ресурсов еще и информационный.

Цели менеджмента: получение (увеличение) прибыли; повышение эффективности хозяйствования; удовлетворение потребностей рынка; решение социальных вопросов.

Задачи менеджмента:

- организация производства конкурентоспособных товаров;

- совершенствование производственного процесса; внедрение новейших наукоемких технологий;

- повышение качества продукции; снижение затрат на производство.

Основные функции менеджмента — организация и управление производством продукции.

Менеджер — это профессионал по организации и управлению производством, сбытом и сервисом, обладающий административ­но-хозяйственной самостоятельностью. Менеджеры бывают разных уровней, и задачи они решают не одинаковые.

В каждой организации существует определенная дифференциа­ция по вертикали, которая связана с уровнем сложности задач и функций, возлагаемых на того или иного менеджера (рисунок 1).

 

 


 

Рисунок 1.1 - Структура распределения служебных полномочий на предприятии

 

Условно менеджеров подразделяют на три основные группы:

- высший уровень (top manager) — это генеральные директоры, директоры, члены правления предприятия;

- среднее звено (middle manager) — руководители управлений, отделов, цехов;

- низшее звено (entry manager) — руководители подотделов, сек­торов, бригад, групп.

Менеджеры высшего уровня определяют основное направле­ние деятельности предприятия, ее цели и задачи.сКак показывает практика работы крупных компаний, такой менеджер более 80 % рабочего времени отдает формированию стратегии развития биз­неса, осуществлению контактов с федеральными, региональными и местными органами власти, банками, поставщиками сырья, ма­териалов, комплектующих и т.д. Оставшееся время уходит на реа­лизацию программ и планов работы, контроль за работой подчи­ненных. Естественно, такому менеджеру необходимо знать техно­логию производства. Однако в гораздо большей степени он должен обладать умением подбора и расстановки кадров, в первую оче­редь руководящих, т. е. менеджеров среднего и низшего звеньев.

Принципы управления - общие правила, отражающие требования к управлению в определенных условиях общественного развития.

Автором первых принципов управления был А.Файоль. Содержание этих принципов представлены в таблице 1.

 

Таблица 1 - Принципы управления по А.Файолю
Принцип Содержание принципа
1 Разделение труда Специализация работ для эффективного использования труда работающего
2 Полномочия и ответственность Делегирование полномочий каждому работающему, ответственность за выполнение работы
3 Дисциплина Выполнение условий соглашения между рабочими и руководством, применение санкций к нарушителям дисциплины
4 Единоначалие Получение распоряжений и отчет только перед одним непосредственным начальником
5 Единство действий Объединение действий с одинаковой целью в группы и работа по единому плану
6 Подчиненность личных интересов Преимущество интересов организации перед индивидуальными интересами
7 Вознаграждение Получение работниками справедливого вознаграждения за работу
8 Централизация Достижение лучших результатов при правильном соотношении между централизацией и децентрализацией
9 Скалярная цепь Передача распоряжений и осуществление коммуникаций между уровнями иерархии через непрерывную цепь команд ("цепь начальников")
10 Порядок Рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем месте
11 Справедливость Справедливое проведение в жизнь правил и соглашений на всех уровнях скалярной цепи
12 Стабильность персонала Установка работающих на лояльность к организации и долгосрочную работу
13 Инициатива Поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах их полномочий и работ
14 Корпоративный дух Гармония интересов персонала и организации (в единении-сила")

Концепция менеджмента по Э.М. Короткову основывается на следующих принципах:

а) принцип органичности (эффект целостности) заключается в том, что свойства любой системы зависят от свойств ее элементов, но при этом не определяются полностью этими свойствами. Свойства системы в целом не сводятся к свойствам ее элементов или сумме этих свойств. Система обладает собственными свойствами, не присущими ни одной из ее элементов. Это свойство очень заметно проявляется в таких понятиях, как эффективность и качество управления;

б) принцип генетической определенности, который требует при решении любой проблемы в процессе управления подходить с позиций ее происхождения, природы, анализировать ее истоки, и последствия. Менеджер чаще должен задавать себе вопросы "почему?" и "что же дальше?";

в) принцип пространственно-временного существования системы. Он не сводится к пониманию внешней среды как нередко полагают. Все связи, и внутренние и внешние, все элементы существуют в определенных пространственно-временных отношениях, которые влияют на их существование, проявление и функционирование. Это протяженности связей и место элементов системы в этих протяженностях. Проанализируйте структуру системы управления транснациональными корпорациями, изучите динамику коммуникаций при росте и развитии фирмы - и вы получите практическое подтверждение важности этого принципа;

г) принцип историчности или этапности, можно сказать, цикличности существования и развития системы. Этот принцип требует учета тенденций развития системы, предвидение подъемов и спадов в этом развитии, готовности к кризисным ситуациям и рискованным решениям, определения особенностей современного этапа существования системы, и не как отделенного от общей тенденции варианта, а как связующего звена предыдущего и последующих этапов;

д) принцип условности границ системы. Любая система имеет границу с внешней средой, но эта граница имеет условный характер. При этом целостность системы не исчезает. Просто она включается в другую систему, более высокого порядка или больших масштабов. Этот принцип можно назвать "принципом матрешки". В управлении он проявляется в потребности управлять не только внутренними процессами функционирования системы, но, насколько это возможно, и внешними процессами. Именно в таком смысле говорят, что маркетинг -это управление процессами продвижения товаров на рынке. Конечно, внешнее и внутреннее управление различны по методам управления, и по функциям, и по целям. Видеть их различие и связь -очень важная проблема в методологии практического управления;

е) принцип разделения системообразующих и системоразрушающих, их флуктуации, т. е. взаимопереходов, взаимодействия. В функционировании и развитии любой системы объективно существуют и те, и другие факторы. Нельзя построить эффективное управление без соответствующей оценки и понимания этих факторов;

ж) принцип соотносительности. Его содержание заключается в том, что для любой системы необходимо определенное соотношение ее элементов и частей. Это соотношение может меняться, в определенных пределах оно нормативно задано. В управлении большое значение имеют оценки социально-структурных соотношений, соотношений технических средств, видов информации, затрат времени и пр.;

и) принцип коммуникативности заключается в том, что объект управления- социально-экономическая система существует благодаря связям социально-информационного характера. Коммуникации между людьми в процессах их совместной деятельности определяет функционирование и развитие системы.

Принципы системного подхода должны занимать центральное место в методологии управления, служить связующим звеном методологии и организации управления.