Анализ конъюнктуры рынка почтовой связи

При анализе конъюнктуры рассматриваются факторы общего внешнего окружения: экономические, политические, правовые, научно-технические, социально-культурные. А также проводится анализ ближайшего внешнего или отраслевого окружения.
а) экономические факторы
ФГУП «Почта России» - огромная государственная организация с обширной филиальной сетью по всей России предоставляющая широкий спектр услуг и товаров народного потребления и имеющая эксклюзивные права на рекламу. Однако компания испытывает на себе влияние таких экономических факторов как изменение курса доллара, поскольку он влияет на стоимость доставки отправлений до конечного потребителя. Рост цен на недвижимость что препятствует организации дополнительных отделений в населенных пунктах. На деятельность организации также влияет уровень дохода населения, поскольку от этого зависит, будут ли востребованы услуги предлагаемые данным предприятием, а значит и прибыль организации.
б) политические и правовые факторы
Что касается правовых факторов, то основное влияние могут оказывать
законы, регламентирующие деятельность государственных унитарных предприятий.
Политические факторы также оказывают влияние на поведение потребителей.
в) научно-технические факторы
Наибольшее влияние на деятельность ФГУП «Почта России» оказывают научно-технические факторы. Развитие технологий вынуждает почтовые компании не только переосмысливать струк­турное разделение, но и менять технологию работы. Автоматические линии сортировки вытесняют ручной труд. IT-процессы опти­мизируют взаимодействие внутри компаний. Технические новинки требуют серьезных бюд­жетных затрат. Например, Почта Испании пла­нирует потрать более одного миллиарда евро на воплощение своих амбициозных планов по превращению в самого быстрого почтового оператора. Они делают ставку на информаци­онные технологии - ярлыки с радиочастотной идентификацией, и систему радиочастотного контроля за отправлениями (в крупных эксплу­атационных центрах установлены антенны, которые способны считывать информацию с прикрепленных к отправлению ярлыков вне зависимости от места нахождения этих ярлы­ков - в машине, контейнерах, на поддонах). В Израиле хорошо себя зарекомендовали автоматы почтового самообслуживания, поз­воляющие взвесить письмо, выбрать место назначения, купить подходящую марку. С совершенствованием высоких технологий появляется много новых способов отправлений писем (электронная почта), приема и получения переводов, необходимо совершенствовать предприятие в ногу с научно-техническим прогрессом. Тем не менее, переоснащение отделений связи на использование новых технологических достижений может привести к дополнительным финансовым затратам.
г) социально-культурные факторы

По результатам опроса, проведенного на сайте ФГУП «Почта России», 47% респондентов хотели бы в первую очередь изменить отношение поч­товых работников к клиентам на более доб­рожелательное.

Одна из наиболее значимых проблем, о которой говорят люди, может быть сформулирована так: «На Почте злые работни­ки». Персонал отделений почтовой связи иногда не соблюдает элементарных правил вежливого общения: не говорит даже такие простые слова, как «пожалуйста», «спасибо» и «до свидания». А потребитель - живой человек, он копит эти «впе­чатления» и однажды задумывается: может ли компания быть хорошей, если она не способна хорошо относиться к своим клиентам?

В июле 2005 года в структуре ФГУП «Почта России» был организован Департамент пре­тензионной работы. В его функции по сей день входит рассмотрение обращений пользовате­лей услугами почтовой связи по внутреннему почтовому обмену.

Количество жалоб на куль­туру обслуживания, поступающих сюда, не уменьшается. На предприятии регулярно проводятся мониторинговые исследования потреби­тельского поведения в разрезе основных услуг. Результаты передаются в профильные подразделения ФГУП «Почта России» для принятия управленческих решений - с целью совершенствования услуг и формата их предоставления.

Главное это повышение культурного и профессионального уровня самих работников. Это можно сделать путем введения стимулирующих мер для сотрудников: премий, дополнительных отпусков, и т.д.. в общем ввести так называемою «систему мотиваций». Исследованиями установлено, что 50% пот­ребителей, у которых возникли проблемы, никогда не высказывают претензии на месте. Это означает, что: не работает обратная связь. Фирма получает одну претензию от одного кли­ента, но есть еще примерно 20 недовольных потребителей - «молчальников». И каждый из них поведает, как его плохо обслу­жили, не менее 10 своим знакомым. То есть о плохом сервисе узнают в общей сложности 200 человек.

А каковы действия недовольных клиентов? Они уходят в другие компании. 90% из них никогда уже не возвра­щаются туда, где им плохо оказали услуги. Потерянный клиент - упущенная прибыль. Привлечение новых клиентов в пять-семь раз дороже удержания существующих. А дурная молва распространяется куда быстрее, чем добрая: оказывается, всего один обратившийся из 27 расскажет своим знакомым о фирме, об­служиванием в которой он остался доволен.

По сведениям о рентабельности ФГУП «Почта России» за 2010 году составила 15,7 %, за 2011 год 11%, за 2012- 18,3 % и это при всех преимуществах и перспективах убыточными остаются сельские отделения это в среднем -9%.
Конкурентами ФГУП «Почта России» являются компании, работающие на сходном профиле рынка. Качество их продукции сравнимо выше с продукцией данной компании. Но эти компании выполняют только отдельные виды услуг, например: только доставку писем и посылок (ООО «ПЭК», ООО «Грузовозофф», и др.) или только прием оплаты услуг сотовой связи. Этих конкурентов можно назвать неполноценными. Единственный наиболее приближенный к полноценному конкуренту это фирма ООО «Экспресс почта». Но она конкурентна лишь в том, что осуществляет доставку отправлений значительно быстрее чем ФГУП «Почта России». Так что аналогов ФГУП «Почта России» почти нет.