Перспективы развития легкой промышленности России

Главная цель развития легкой промышленности России [ ] состоит в преобразовании ее в динамично развивающуюся, высокотехнологичную, эффективную и конкурентоспособную отрасль, обеспечивающую увеличение доли отечественных товаров на внутреннем рынке и выход на внешний рынок.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

– проведение технологической модернизации организаций и обеспечение на этой основе стабильного инновационного развития отрасли;

– повышение уровня переработки отечественного натурального сырья (льна, шерсти, кожи и меха), сокращение, а в последующем и полное прекращение экспорта сырья в не переработанном или недостаточно переработанном виде;

– увеличение удельного веса химических волокон и нитей в сырьевом балансе отрасли;

– повышение рентабельности производства до уровня 20-25%;

– повышение уровня менеджмента и маркетинга в организациях;

– ликвидация убыточных производств и оптимизация структуры отрасли на основе концентрации производства;

– повышение производительности труда, решение социальных проблем, связанных с высвобождением работников легкой промышленности;

– обеспечение защиты внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции;

– создание экономических условий для постепенного сокращения использования организациями толлинговых схем работы;

– создание системы систематической подготовки, переподготовки и аттестации кадров технического и управленческого звеньев;

– расширение интеграции России в мировое производство товаров легкой промышленности.

Основным условием роста производства в легкой промышленности, увеличения объема продаж на внутреннем рынке и выхода на международный рынок является повышение конкурентоспособности продукции. Оно может быть достигнуто только путем технологической модернизации предприятий, минимизации затрат, повышения критериев оценки качества сырья, повышения уровня научно-технического и кадрового обеспечения отрасли.

В этих целях необходимы следующие направления развития базовых технологий в отраслях легкой промышленности:

в хлопчатобумажной промышленности:

– внедрение в прядильном производстве автоматизированных поточных линий для разрыхления и смешивания волокна, кардочесальных и ленточных машин с авторегулятором линейной плотности ленты, прядильных и мотальных машин с автоматическими съемниками паковок и электронной очисткой пряжи;

– внедрение в отделочном производстве оборудования периодического и непрерывного действия для отделки в расправку как чисто хлопчатобумажных тканей, так и тканей с использованием химических волокон и нитей;

в шерстяной промышленности:

– расширение ассортимента шерстяных тканей за счет использования химических волокон нового поколения, освоение производства новых моделей одежды в модном художественно-колористическом оформлении;

в шелковой промышленности:

– увеличение производства тканей бытового назначения с использованием перспективных видов химического сырья, в том числе полиэфирных, полипропиленовых, биологически активных и других модифицированных нитей и волокон;

– расширение ассортимента шелковых тканей технического и специального назначения для медицинской промышленности и силовых структур;

в льняной промышленности:

– расширение производства льносодержащих смесовых изделий на основе новых технологий, обеспечивающих высокие потребительские свойства изделий;

в трикотажной промышленности:

– увеличение выпуска легкого верхнего трикотажа, белья и изделий, в том числе для спорта, на основе освоения модифицированных полиамидных, полиэфирных и вискозных нитей малых линейных плотностей;

– широкое внедрение кругловязальных машин с электронным управлением, основовязальных машин с расширенными технологическими возможностями, в том числе рашель-машин для высокорастяжимого гипюра;

в промышленности нетканых материалов:

– увеличения выпуска материалов для дорожного строительства;

– автомобильной промышленности и стройиндустрии;

– расширение номенклатуры выпуска медицинских изделий и фильтровальных материалов;

в швейной промышленности:

– реформирование производства путем его разукрупнения для большей мобильности и выпуска одежды небольшими партиями;

– расширение ассортимента спецодежды для различных производств;

в кожевенно-обувной промышленности:

– расширение ассортимента натуральных кож с заданным комплексом потребительских свойств в широкой цветовой гамме с различными видами отделки для обуви, одежды, кожгалантереи, обивочных материалов;

– повышение экологичности кожевенного производства;
в меховой промышленности:

– промышленное освоение химических препаратов нового поколения для обработки мехового сырья;

– оснащение центров моделирования и конструирования меховых изделий программным обеспечением последних версий.

Важнейшим направлением является разработка технических регламентов на производство изделий легкой промышленности в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» и разработка национальных стандартов, обеспечивающих повышение качества продукции.

Бизнес-сообщество отрасли приложило немало усилий, чтобы в корне изменить ситуацию и, в первую очередь, доказать необходимость поддержки и развития отечественного текстиля. Понимание этого есть на всех уровнях государственной власти. Проблемы отрасли стали предметом обсуждения на заседании президиума Госсовета, постоянно находятся в поле зрения Правительства Российской Федерации, исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации. Инициатором решения многих проблем отрасли стали Российский союз предпринимателей текстильной и легкой промышленности, отраслевые ассоциации и союзы. Их инициативы нашли активную поддержку в министерствах и ведомствах, Совете Федерации, Государственной Думе, в Правительстве.

В 2009 г. принята Стратегией развития легкой промышленности России на период до 2020 года, которая предусматривает, что в 2020 году доля отечественных товаров текстильной и легкой промышленности в объеме продаж на российском рынке составит не менее 50 %.

Решение этих задач может быть обеспечено на основе ускоренной модернизации отрасли.

Основными направлениями модернизации текстильной и легкой промышленности являются:

– модернизация и техническое переоснащение оборудования;

– модернизация межотраслевого взаимодействия на основе создания промышленных кластеров;

– модернизация отраслевого планирования и координации.

Модернизация и техническое переоснащение оборудования осуществляются на основе инвестиционных проектов в прядении, ткачестве и отделке тканей, в трикотажном и нетканом производствах. Финансовые вложения преимущественно направляются на технологические процессные инновации и приобретение современного прядильного оборудования фирм «Шляффхорст», «Трючлер», «Ритер»; широкоширинных ткацких станков фирмы «Пиканоль»; высокопроизводительного автоматизированного отделочного оборудования фирм «Шторк», «Риджани», «Шторман», «Пробан», «Текстима» и других, в результате чего не только производится конкурентоспособная продукция, но повышается производительность труда в 8–10 раз, заработная плата более чем в 3 раза, бюджетная эффективность от налоговых поступлений в расчете на одного работающего – до 20 раз. Однако модернизация осуществляется исключительно на основе импортного оборудования, поскольку состояние отечественного текстильного машиностроения, соответствующее третьему технологическому укладу, может оцениваться как катастрофическое отставание.

Учитывая высокую капиталоемкость текстильных производств, для модернизации отрасли необходимы значительные инвестиционные ресурсы. Так усредненная стоимость модернизации предприятий со средним объемом производства требует затрат на реализацию проекта от 100 до 125 млн. руб., а для крупных текстильных предприятий – от 750 до 1500 млн. руб. [ ]. Даже без учета роста цен на оборудование и строительно-монтажные работы по экспертным оценкам для модернизации отрасли потребуется 170–180 млрд. руб., а в среднем до 2020 г. ежегодно необходимо будет привлекать и осваивать инвестиции в объеме 14–15 млрд. руб. Такими ресурсами отрасль не располагает, но они могут и должны быть изысканы.

В первую очередь это расширение доступа предприятий к долгосрочным кредитным ресурсам. Однако только 8 % российских банков рассматривают текстильную и легкую промышленность привлекательными для долгосрочного кредитования. Остальные банки занимают сдерживающую политику по вопросам отраслевого кредитования предприятий, что проявляется не только в размере ставки кредитования, которая существенно выше общемировой практики, но и в том, что банки порой принимают на себя не свойственные им функции в кредитовании. Это относится к тенденции банков стать собственником предприятия-заемщика, запрашивающего кредит для инвестирования в развитие. Часто данное условие является решающим в отказе руководителей предприятия от своих инновационных намерений или их отсрочке.

Другая возможность модернизации оборудования заключается в создании региональных отраслевых лизинговых компаний с участием государственного капитала. Значительные средства можно было бы привлечь из прибыли предприятий, освободив от уплаты налога ту ее часть, которая направляется на внедрение инноваций. Этот вопрос требует законодательного решения, и такой положительный опыт государственной поддержки отрасли есть. Так за последние два-три года серьезными мерами государственной поддержки отрасли стали:

1. Отмена ввозных таможенных пошлин практически на всю товарную номенклатуру ВЭД РФ технологического и лабораторного оборудования (комплектующих и частей к нему), предназначенного для текстильной и легкой промышленности.

2. Отмена НДС на ввозимое технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, не имеющее аналогов в Российской Федерации, в том числе 39 позиций ТН ВЭД для отрасли, или 25 % от числа утвержденных наименований.

3. Увеличение размера возмещения части затрат предприятий на уплату процентных ставок по кредитам с 1/2 до 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

4. Выделение из федерального бюджета в 2008–2009 гг. по 100 млн. руб. на субсидирование процентных ставок по кредитам на техническое перевооружение производства с перспективой увеличения размера субсидий до 200 млн. руб. в 2010 г.

В России необходимо модернизировать, а точнее, восстанавливать отечественное текстильное машиностроение совместно с ведущими импортерами. Для этого необходимо научное сопровождение, необходимо возродить научный потенциал отрасли. Это позволит осуществить технологические «прорывы».

Таким прорывом может стать разработка и реализация программы «Нефть, продукты ее переработки, готовые товары текстильной и легкой промышленности». Эта идея положена в основу модернизации отрасли путем организации новой формы межотраслевого взаимодействия на основе создания текстильных промышленных кластеров.

В соответствии с Поручениями Президента Российской Федерации первый пилотный проект текстильного кластера запущен в 2008 г. в Ивановской области как комплекс взаимодействия текстильной промышленности и смежных отраслей, включая нефтегазовый комплекс, машиностроение, швейные производства, торговлю, финансово-кредитную систему.

В состав кластера должны войти: стержневая отрасль – это предприятия текстильной промышленности; вспомогательная отрасль – предприятия, производящие текстильное сырье, химические материалы и красители, текстильное оборудование и запасные части к нему, учебные организации; обслуживающая отрасль – предприятия торговли, складские комплексы и таможенные терминалы, финансово-кредитные организации. Однако в настоящее время отсутствует концепция текстильно-промышленного кластера, и это сдерживает процессы его развития. Остается неясным механизм формирования кластера: кто должен организовать кластер - администрация региона или он самоорганизуется как объективное экономическое явление, присущее рынку. Каждый участник кластера является хозяйствующим субъектом со своими экономическими интересами и коммерческими выгодами. Для того чтобы он стал участником межотраслевого взаимодействия, ему должны быть понятны механизмы извлечения коммерческой выгоды, и если она не будет доступна каждому участнику кластера, то рассчитывать на их добровольное участие в этом процессе не придется. Должны быть понятны выгоды каждого. Важно эти интересы учесть и объединить.

Интеграция предприятий и отраслей в кластер должна осуществляться в соответствии с региональной промышленной политикой, направленной не на поддержку отдельных предприятий и отраслей, а на развитие межотраслевого взаимодействия и кооперации, в результате чего в Ивановской области будет сформирован локальный экономический комплекс с сильными чертами устойчивости, способный вывести текстильную отрасль из стагнации, сформировать условия для экономического роста и инициирования положительной экономической динамики региона.

Объективными условиями формирования регионального текстильного кластера стали практические действия текстильных предприятий Ивановской области, направленные на самосохранение, сохранение отрасли и защиту ее интересов путем объединения в вертикально интегрированные финансово-промышленные группы и холдинги, основанные на слиянии капитала.

В результате образованы крупные региональные интегрированные структуры, функционирующие на текстильном рынке страны, такие как ОАО «ФПК «Росконтракт», ОАО ХБК «Шуйские ситцы», ЗАО «Компания «Мега», Ассоциация предприятий «ТДЛ», ЗАО ТК «Русский Дом», ООО «Промышленная группа «Роско», ООО «Яковлевская мануфактура», ОАО «Альянс «Русский текстиль», Ассоциация предприятий «Восток-Сервис», ОАО ЦК ФПГ «Текстильный холдинг «Яковлевский», объединяющие около сорока текстильных предприятий области.

Это позволило на новом уровне сформировать региональное рыночное равновесие, обеспеченное не только с учетом требований рынка, но необходимой сопряженностью между производствами текстильного кластера.

Для обеспечения сопряженности требуется техническое перевооружение ведущих предприятий текстильной промышленности и строительство дополнительных мощностей в прядении и ткачестве, швейном и трикотажном производствах, входящих в текстильный кластер региона, при координационной и финансовой поддержке Правительства Ивановской области.

Такие решения приняты и в 2005–2007 гг. ведущими текстильными предприятиями области за счет собственных средств реализованы следующие объемы инвестиций в основной капитал: ОАО «Самтекс» – 3,5 млн. евро; ОАО «Родники-Текстиль» – 1500 млн. руб.; ОАО ХБК «Шуйские ситцы» – 1150 млн. руб.; ОАО «Альянс «Русский текстиль» – 720 млн. руб.; ООО «Промышленная группа «Роско» – 350 млн. руб.; ОАО ЦК ФПГ «Текстильный холдинг «Яковлевский» – 300 млн. руб. При этом темп роста инвестиций в основной капитал в 2006 г. в Ивановской области был выше, чем в среднем по Российской Федерации и составил 108,6 % против 105,6 %.

Эти меры позволили ускорить модернизацию отрасли и повысить ее конкурентоспособность.

Модернизация отраслевого планирования и координации требует объединения усилий, но это не может рассматриваться как возврат к прошлому, поскольку должно решаться на иных подходах. За хозяйствующим субъектом должны оставаться полная свобода и самостоятельность в принимаемых решениях. Необходимо вернуться к отраслевому планированию и координации, но на иных, нежели ранее, подходах, учитывающих интересы частного бизнеса и региональные выгоды от консолидации усилий, более эффективного распределения и использования ресурсов. «Форпостами» корпоративной солидарности, защиты интересов отрасли могут и должны стать вертикально интегрированные центры, финансово-промышленные группы, что повысит конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность отрасли.

К интегрированным структурам типа ФПГ в текстильной промышленности можно отнести концерн «Ростекстиль». В настоящее время это крупнейшее в России объединение производителей текстильной продукции, включающее около 350 предприятий, расположенных по всей территории России, которые выпускают до 80 % продукции отрасли.

Концерн «Ростекстиль», созданный на базе бывшего Министерства текстильной промышленности СССР, представляет разновидность горизонтально интегрированной структуры с тенденцией к построению вертикально интегриро­ванных промышленных цепочек.

Основной целью акционерного общества «Ростекстиль» является предоставление предприятиям текстильной промышленности представительских, консультативных и информационных услуг, производство и сбыт текстильных товаров. Свои функции концерн видит в организации торговли, проведении маркетинга, организации ярмарок, участии в федеральных и региональных программах поддержки текстильной отрасли, создании производственных цепочек, а в основном – в представлении интересов текстильной отрасли в государственных органах.

Благодаря ранее наработанным связям, руководству концерна достаточно хорошо удается справляться с представительскими функциями. По мнению независимых экспертов, ОАО «Ростекстиль» является одной из немногих организаций, которые могут оказывать влияние на состояние дел в текстильной промышленности. В то же время «Ростекстиль» не ставит целью помощь членам концерна на уровне предприятий.

Оценить рыночную эффективность концерна достаточно сложно в связи с тяжелым положением отрасли вообще. Однозначно утверждать, что объединение текстильных предприятий в концерн сыграло положительную роль и усилило их положение на рынке, нельзя. Однако с учетом пассивности большей части отечественных текстильных производителей, маркетинговые мероприятия, проводимые центральной компанией концерна, помощь в организации продаж, поставок сырья и развития межрегиональных связей оказывают позитивное влияние на положение предприятий и самой отрасли.

Таким образом, модернизацию системы планирования и координации следует рассматривать как фактор стабилизации отрасли и инициирования ее положительной экономической динамики.