Обогащенная письменной речью среда

• Взрослые, читающие для собственных целей

• Взрослые, пишущие для собственных целей

• Частое чтение вслух

• Опыт письма под диктовку

• Доступ к литературе высокого качества

• Возможность знакомиться со значениями слов и выражений в соответствующем этим значениям контексте

• Возможность знакомиться с функциональными печатными материалами (например, инструкциями), читая которые ребенок может понять, что требуется сделать

• Возможность получать ответы на свои вопросы относительно написанных или печатных материалов

Обогащенная устной речью среда

• Языковые модели взрослых

• Взрослые, слушающие детей

• Свободное знакомство с устной речью

• Беседы со сверстниками

• Сюжетно-ролевые игры

• Возможности обогащения словарного запаса

• Доступ к необходимой информации о значении слов

Приобретение интересного опыта

• Игры

• Повседневность

• Загородные прогулки

• Исследования природы

Опыт символической репрезентации

• Театральные постановки

• Рисование и живопись

• Музыка и танцы

Добровольное экспериментирование с письменной речью

• Проведение отдельных линий

• Каракули

• Нефонетическое письмо

• Написание сообщения кому-либо

Добровольные пробы сил в чтении

• «Чтение по памяти»

• Чтение с контекстными подсказками

• Поиск письменной формы услышанных слов

Источник: Let's begin reading right: Developmentally appropriate beginning literacy, Third edition, by M. V. Fields and K. L. Spangler, p. 104. Copyright © 1995 by Prentice-Hall. Перепечатано с разрешения.

)

Глава 9. Физическое и когнитивное развитие в среднем детстве 431

Контрольные вопросы к теме «Когнитивное развитие»

. Мышление детей, находящихся на стадии конкретных операций, является как обратимым, так и децентрированным.

. Большинство теоретических построений Пиаже относительно конфетных операций были опровергнуты и поэтому не нашли применения в образовании.

• В течение среднего детства дети улучшают стратегии запоминания и обработки информации, но использование ими умственных образов остается очень ограниченным.

. В течение среднего детства большинство детей приобретают способность к метапозна-нию.

• Теоретики, разделяющие целостный подход к речи, фокусируются на теории эмер-джентной грамотности.

Вопрос для размышленияКак взаимодействуют приобретение ребенком грамотности и социокультурный контекст?

В целом социальное взаимодействие детей значительно важнее для приобретения грамотности, чем просто овладение элементами письменной речи. Так же как общение или решение различных проблем происходит в конкретной окружающей обстановке, читать и писать дети учатся тоже в социальной среде. Понимание этого факта способствует более широкому взгляду на процесс освоения грамотности. Вместо того чтобы рассматривать его исключительно через призму индивидуальных проблем ребенка, специалисты в области педагогики уделяют в настоящее время больше внимания его отношениям с членами семьи, сверстниками и учителями, которые определяют устройство его социального мира (Daiu-te, 1993).