Обогащенная письменной речью среда
• Взрослые, читающие для собственных целей
• Взрослые, пишущие для собственных целей
• Частое чтение вслух
• Опыт письма под диктовку
• Доступ к литературе высокого качества
• Возможность знакомиться со значениями слов и выражений в соответствующем этим значениям контексте
• Возможность знакомиться с функциональными печатными материалами (например, инструкциями), читая которые ребенок может понять, что требуется сделать
• Возможность получать ответы на свои вопросы относительно написанных или печатных материалов
Обогащенная устной речью среда
• Языковые модели взрослых
• Взрослые, слушающие детей
• Свободное знакомство с устной речью
• Беседы со сверстниками
• Сюжетно-ролевые игры
• Возможности обогащения словарного запаса
• Доступ к необходимой информации о значении слов
Приобретение интересного опыта
• Игры
• Повседневность
• Загородные прогулки
• Исследования природы
Опыт символической репрезентации
• Театральные постановки
• Рисование и живопись
• Музыка и танцы
Добровольное экспериментирование с письменной речью
• Проведение отдельных линий
• Каракули
• Нефонетическое письмо
• Написание сообщения кому-либо
Добровольные пробы сил в чтении
• «Чтение по памяти»
• Чтение с контекстными подсказками
• Поиск письменной формы услышанных слов
Источник: Let's begin reading right: Developmentally appropriate beginning literacy, Third edition, by M. V. Fields and K. L. Spangler, p. 104. Copyright © 1995 by Prentice-Hall. Перепечатано с разрешения.
)
Глава 9. Физическое и когнитивное развитие в среднем детстве 431
Контрольные вопросы к теме «Когнитивное развитие»
. Мышление детей, находящихся на стадии конкретных операций, является как обратимым, так и децентрированным.
. Большинство теоретических построений Пиаже относительно конфетных операций были опровергнуты и поэтому не нашли применения в образовании.
• В течение среднего детства дети улучшают стратегии запоминания и обработки информации, но использование ими умственных образов остается очень ограниченным.
. В течение среднего детства большинство детей приобретают способность к метапозна-нию.
• Теоретики, разделяющие целостный подход к речи, фокусируются на теории эмер-джентной грамотности.
Вопрос для размышленияКак взаимодействуют приобретение ребенком грамотности и социокультурный контекст?
В целом социальное взаимодействие детей значительно важнее для приобретения грамотности, чем просто овладение элементами письменной речи. Так же как общение или решение различных проблем происходит в конкретной окружающей обстановке, читать и писать дети учатся тоже в социальной среде. Понимание этого факта способствует более широкому взгляду на процесс освоения грамотности. Вместо того чтобы рассматривать его исключительно через призму индивидуальных проблем ребенка, специалисты в области педагогики уделяют в настоящее время больше внимания его отношениям с членами семьи, сверстниками и учителями, которые определяют устройство его социального мира (Daiu-te, 1993).