Задания для самостоятельной работы
1. Провести ассоциативный эксперимент с любым словом-стимулом для 30-ти испытуемых, составить статью ассоциативного словаря с указанием частотности ответов. Классифицировать ассоциации по основаниям: синтагматические – парадигматические – фразовые.
Литература к занятию
1. Горелов И.П., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. -М., 2001.
3. Ушакова Т.Н. Основы психолингвистики.
4. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики
5. Фрумкина Р.М. Психолингвистика: Учебник для студ. высш. учеб,
заведений. М., 2001.
5. Гаспаров Б.М. Язык, память, образ: Лингвистика языкового
существования. - М., 1996.
6. Методині вказівки до вивчення курсу «Основи мовленневої діяльності». -
Дніпропетровськ, 2001.
7. Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. [Изд-е 2-е, перераб. и доп.] – М.: Высшая школа, 1986. – С. 283 – 303.
Практическое занятие № 3
ПСИХОЛИНГВИСТИКА И ТЕКСТ (2 часа)
План
1. Опрос по лекции:
1. Что такое текст?
2. Какие проблемы, связанные с текстом, решает психолингвистика?
3. Назовите свойства текста и охарактеризуйте их.
4. По отношению к каким текстам остро стоит вопрос их интерпретации? Почему?
5. Какая классификации иллюстраций известна в искусстве книгоиздания?
6. В чём заключается процесс понимания текста, по Б.М. Гаспарову?
7. Что такое эмоционально-смысловая доминанта текста? На основе чего и для чего она выделяется?
8. Что такое тип акцентуации личности? Какие типы акцентуации выделяет В.П. Белянин?
9. Какие типы текстов соответствуют данным типам акцентуации?
10. Охарактеризуйте «светлые» тексты и тип акцентуации личности, которому они соответствуют.
11. Охарактеризуйте «активные» тексты и тип акцентуации личности, которому они соответствуют.
12. Охарактеризуйте «тёмные» тексты и тип акцентуации личности, которому они соответствуют.
13. Охарактеризуйте «печальные» тексты и тип акцентуации личности, которому они соответствуют.
14. Охарактеризуйте «весёлые» тексты и тип акцентуации личности, которому они соответствуют.
15. Охарактеризуйте «красивые» тексты и тип акцентуации личности, которому они соответствуют.
16. Охарактеризуйте «сложные» тексты и тип акцентуации личности, которому они соответствуют.
2. Приведите примеры смешных ошибок из школьных сочинений. Как они связаны с игнорированием основных свойств текста: связности, целостности, композиционной завершённости?
3. Выделите ключевые слова и напишите ядерную формулу к повести Н. Лескова «Левша», стихотворению Б.Ахмадулиной «По улице моей …»;
г) приведите пример сложно интерпретируемого текста, объясните причины трудностей, попытайтесь его объяснить;
д) принесите примеры различных типов иллюстраций к текстам, докажите их принадлежность к этим типам.