ТЕМА 6.

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛИНГВИСТИКА

План

1.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО КУРСУ

«ОСНОВЫ ТЕОРИИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

(16 часов)

МОДУЛЬ 1 (6 часов)

Практическое занятие № 1 (2 часа)

ВВЕДЕНИЕ

Вопросы

1. Опрос по лекции:

1. Что изучает психолингвистика?

2. Охарактеризуйте научную парадигму, в рамках которой возникла психолингвистика.

3. Что такое язык?

4. Что такое речь?

5. Что такое речевая деятельность по Л.С. Выготскому?

6. Что такое речевая деятельность по Л.В. Щербе?

7. Какова структура речевого акта?

8. Какова единица мышления? Дайте ей определение.

9. Каковы методы психолингвистики?

10. Что такое эксперимент?

11. Что такое интроспекция?

12. В чём заключаются трудности психолингвистических исследований?

13. Когда и где возник термин «психолингвистика»?

14. Какова история появления психолингвистики в СССР?

15. Каковы корни психолингвистики?

16. Охарактеризуйте динамический подход к языку.

17. Охарактеризуйте такой корень психолингвистики, как осознание важности эксперимента в лингвистике.

18. Охарактеризуйте концепцию речевой деятельности в советской и зарубежной психологии.

19. Какие психолингвистические организации существуют сегодня?

20. Какова структура курса «Основы теории речевой деятельности»?

2. Самонаблюдение над языковыми образами, сопровождающими восприятие и понимание какого-либо художественного текста; над порождением смысла этого текста в вашем сознании (текст по выбору преподавателя)

Задания для самостоятельной работы

1. Подберите текст, не очень простой для понимания, и в то же время глубокий по смыслу.

2. Запишите языковые образы, возникающие во время чтения стихотворения (к каждой строчке).

3. Напишите, в какие группы объединяются эти образы.

4. Объясните непонятные места текста путём выдвижения гипотез.

5. Напишите, какой смысл рождается благодаря объединению групп образов и объяснению непонятных мест текста.

Литература к занятию

1. Горелов И.П., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. -М., 2001.

2. Ушакова Т.Н. Основы психолингвистики.

3. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики

4. Фрумкина Р.М. Психолингвистика: Учебник для студ. высш. учеб,
заведений. М., 2001.

5. Гаспаров Б.М. Язык, память, образ: Лингвистика языкового
существования. - М., 1996.

6. Методині вказівки до вивчення курсу «Основи мовленневої діяльності». -
Дніпропетровськ, 2001.

Практическое занятие № 2