Источники учения о речевой структуре мозга.

Моделирование речевого поведения человека происходит и благодаря исследованию патологии речи.

Афазиями называют такие виды нарушений речи, которые связанны с повреждением зон мозга, которые отвечают за работу тех или других речевых механизмов. Афазии изучает афазиология. Причинами афазий могут быть механическое повреждение мозга, инсульт, опухоли мозга. Афазия динамическая: в процессе реабилитации происходит частичное или полное восстановления речевых механизмов.

5. Открытие речевых зон мозга Пьером Брока и Карлом Вернике.

В 1863 г. француз П. Брока открыл в мозге человека один_из центров речи. Он находится в задней части лобной частицы левого полушария. Люди с повреждением зоны Брока понимают речь, но с большим усилием объединяют слова во фразу, колеблются построить последовательность звуков. Афазия, при которой в упадке производство речи, называется моторной.

Второй центр речи, открытый в 1874 г. немецким ученым К.Вернике, находится в височной доле левого полушария. У больных с повреждением этой зоны страдает восприятие чужой речи. Это сенсорная афазия. Таким образом, в результате исследований П. Брока и К. Вернике было установлено, что производство и восприятие речи – это два разных механизма, которые имеют четкую локализацию. Вблизи от них расположены двигательный и слуховой центры, тесно связанные с зонами Брока и Вернике. Левое полушарие мозга было признано главным, доминантным, так как оно отвечало за речь и интеллектуальную деятельность человека.

6. Роль А.Р. Лурии в открытии новых речевых зон мозга.

А.Р. Лурия, ученик Л.С. Выготского, в годы Великой Отечественной войны был главным специалистом Советской Армии по восстановлению деятельности военных, которые получили травму головы. Обобщая свой опыт, уже в мирное время он разрабатывает новое направление исследований, которое объединяет данные лингвистики, психологии, физиологии и медицины – нейролингвистику. Новые языковые зоны он предлагает искать в передней части лобной доли и в височно-теменно-затылочной части левого полушария – в местах, которые отличают современного человека от первобытного. А.Р. Лурия обнаружил, что впереди от зоны Брока есть несколько речевых зон, которые отвечают за механизмы синтагматики речи, при этом каждая более передняя руководит более высоким уровнем организации речи (от сцепления звуков в слоги до объединения предложений в связный текст). Если больной хорошо строит отдельные высказывания, но теряет стратегию построения связного текста, такое нарушение речи А.Р. Лурия предложил называть динамической афазией.

Задняя часть левого полушария (височно-теменно-затылочная) отвечает за языковые механизмы парадигматики. Чем дальше от середины левого полушария, те более сложные, утонченные механизмы втягиваются в парадигматику. Больным с нарушением этих зон мозга присущи парафазии трех видов: а) литеральная, связанная с путаницей звуков (гонмада вместо комната. Парис вместо Борис): 2) вербальная, связанная с путаницей слов (в осознании больного план выражения и план содержания отдаляются один от другого настолько, что возникает отчужденность смысла, больной не может вспомнить значения слова или переходит на очень высокий уровень обобщения: футбол – это что-то физкультурное); 3) семантическая – путаница предлогов и отношений времени.

7. Исследование роли правого полушария в речевом механизме человека.

Роль правого полушария в речевой деятельности человека исследовалась в связи с клиникой тяжелого депрессивного состояния людей методом электросудорожного шока. В результате действия то на левое, то на правое полушарие мозга с помощью тока у врачей появилась возможность наблюдать за речевыми реакциями больных с каким-то одним «отключенным» полушарием мозга и сопоставлять эти реакции. Было установлено, что правое полушарие совсем не равнодушно к речи; оно отвечает за распознание интонации высказывания, актуального членения предложений, мотива песен, тембровой окраски речи. Правое полушарие уменьшает чрезмерную деятельность левого полушария, создавая своеобразную динамическое равновесие в деятельности двух полушарий мозга. Правое полушарие принимает участие в понимании человеком идиом и метафор, комплексное значение которых связано с целым выражением, а не с отдельными его компонентами. Например, человек с «отключенным» правым полушарием не может соединить значения некоторых идиом: стальные нервы – сильный человек, лезть в бутылку – сердиться. Правому полушарию присуща номеноцентрическая грамматика. Человек с «отключенноым левым и работающим правым полушарием не различает грамматическую структуру предложений типа: Ваня побил Петю. Ваней побит Петя (рус.), так как для такого больного ядро предложения – подлежащее, первое слово предложения.

8. Совместная деятельность левого и правого полушарий мозга.

Вообразим механизм мовленнєвої поведения человека с точки зрения общей деятельности двух полушарий. Сигналы внешнего мира поступают в правое полушарие мозга. Здесь возникает целостная невербализованная картина информации, которая поступила. Она не расчленена на слова, диффузна. Эта картина кажется человеку недостаточной. Информация, которая поступила, переводится в левое полушарие, где она анализируется с помощью грамматического аппарата. Эта более сложная по структуре картина снова переводится в правое полушарие для сопоставления с целостной картиной-эталоном. Если новая картина адекватна этому эталону, обработка информации прекращается.

Таким образом, правое полушарие не только первым воспринимает всю одновременную информацию, но и принуждает левое полушарие осуществлять ее аналитико-синтетическую обработку, а также контролирует эту работу.