ТЕМА 4. МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ. РЕЧЕВАЯ СТРУКТУРА МОЗГА.

План

1. Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин о соотношении мышления и речи.

2. Мышление и речь в формировании речевого высказывания.

3. Мышление и речь в при восприятии и понимании речи.

4. Источники учения о речевой структуре мозга.

5. Открытие речевых зон мозга Пьером Брока и Карлом Вернике.

6. Роль А.Р. Лурии в открытии новых речевых зон мозга.

7. Исследование роли правого полушария в речевом механизме человека.

8. Совместная деятельность левого и правого полушарий мозга.

 

1. Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин о соотношении мышления и речи.

Взгляды Л.С. Выготского на взаимодействие мышления и речи изложены в

работе «Мышление и речь» (30-е годы XX века). Главный вопрос, на который отвечал учёный, был «Что лежит между мыслью и словом?». В решении этой проблемы важная роль отводилась различению значения и смысла. Значение - это то, что объединяет всех носителей языка в понимании слова; то, что зафиксировано в толковых словарях. Смысл - это индивидуальное значение слова, связанное с личным опытом говорящего или ситуацией общения. Если смысл несёт первичное, личное содержание слова, которое должно быть воплощено в речь, значение содержит уже результат речепорождения. Слово верёвка в ситуации, когда нужно повязать торт, будет иметь иной смысл, нежели в ситуации, когда возникает необходимость повеситься.

Этапу превращения смысла в значение предшествует другой важный этап: смысл зарождается от потребностей человека, от той сферы, которая охватывает все наши влечения и эмоции. Другими словами, за мыслью стоит мотив, причина речи. Он формирует намерение общаться, готовность человека к речевым действиям.

Превращение мысли в слово происходит во внутренней речи. Эта категория - ключевая в концепции Л.С. Выготского. Это не «речь минус звук». Внутренняя речь имеет особое строение и качественно отличается от внешней. Она состоит из предикатов, ключевых слов, набора рем будущей речи. Рема - это часть предложения, несущая новую, актуальную информацию. Внутренняя речь напоминает разговорное ситуативное общение: «Идёт!» - об автобусе, которого давно все ждут на остановке. Это свёрнутая, сжатая, грамматически не оформленная речь; это опорный конспект будущего высказывания.

Внутренняя речь имеет свою эволюцию. Её ещё нет у дошкольников. Она развивается из эгоцентрической речи маленьких детей, когда они разговаривают сами с собой. Позже эта речь становится шёпотной, а затем уходит внутрь нашего сознания. Превращение эгоцентрической речи во внутреннюю завершается у ребёнка к 10 - 11 годам.

В процессе превращения мысли в слово идёт борьба индивидуально-личностного смысла и общепринятых языковых форм. О ней говорил Л.С. Выготский в своей знаменитой фразе: «Мысль не воплощается, а совершается в слове». То есть именно во время выбора нужного слова результат поиска слова начинает удовлетворять говорящего. В этот момент мысль ещё продолжает формироваться. Поэтому за красивыми и связными высказываниями не всегда
стоит глубокий смысл. Зазубрив, мы уже не думаем, мысль в слове не
совершается, она была у того, кто речь создавал. Другая знаменитая строчка из стихотворения Ф. Тютчева «Мысль изречённая есть ложь» говорит нам о том, что зачастую человек не до конца удовлетворяется высказанным. Все эти факты показывают, что единицы мысли и речи не совпадают: Л.С. Выготский сравнивал поэтому процесс порождения высказывания с нависающим облаком, которое проливается дождём слов.

Н.И. Жинкин в 60 - 70-е годы XX века ввёл в психолингвистику понятие
«универсальный предметный код (УПК)» - система несловесных знаков,
чувственно отражающих действительность в сознании человека. Это схемы,

образы, двигательные импульсы, обонятельные и осязательные отпечатки реальности. УПК - это язык замысла речи. Он интернационален, поэтому мы способны понять иностранную речь. Для порождения речи мы должны перекодировать информацию с языка УПК на словесный язык.

2. Мышление и речь в формировании речевого высказывания.

Формирование речевого высказывания происходит в несколько этапов, протекающих не последовательно, а параллельно:

1. Зарождению речи предшествует мотив, который может быть осознан или не осознан говорящим, однако он всегда существует. ; ^

2. Мотив формирует коммуникативное намерение, которое выражается в: 1) настрое на жанр (ситуацию) общения (болтовня, разговор по душам, ссора, светское общение, публичное выступление); 2)настрой на модальность общения (отношение к собеседнику): конфликтная, центрированная, кооперативная. Этотэтап так важен, что ещё' до момента речи органы артикуляции приходят в напряжение, активизируются. В этот момент в сознании говорящего проносятся сценарии типичного взаимодействия людей, а также соответствующие им жанры.

3. В УПК вызревает общий замысел речи. Автор уже знает, о чём он будет говорить, но ещё не знает как. В его сознании появляются ключевые слова, ядерные фразы, рематические обрывки предложений.

4. Происходит перевод смысла с языка образов и схем на национальный язык. Ключевые слова, ядерные фразы, рематические обрывки предложений разворачиваются в целостный связный текст. В это время мысль продолжает
формироваться, поэтому в речи могут возникать паузы, всевозможные «э-э-э...» или «м-м-м...», слова-паразиты (так сказать, значит, вот). Всё это хезитации - колебания, свидетельствующие о поиске слова. Возникают также
автокоррекции - самоисправления: перестройки предложений или лексические замены.

5. Происходит артикуляция звуков, слогов, слов, фраз.
3. Мышление и речь в при восприятии и понимании речи.

Понимание речи начинается с поиска общей мысли высказывания. Здесь
важную роль играет предвосхищение и установки в сознании слушателя. С первых минут общения слушатель проявляет встречную мыслительную активность, направленную на постижение цели, мотива говорящего, скрытого смысла сообщения. При восприятии и понимании речи также возможны несколько этапов:

1. Смысловое восприятие начинается с выделения слов в речевом потоке.
Чтобы это сделать, необходим фонематический слух - способность выделять и
узнавать звуки речи по отношению к звуковым эталонам - фонемам. Фонема -
это абстрактная единица, выполняющая смыслоразличительную функцию. В
родном языке такой слух вырабатывается у ребёнка к двум годам.

2. Понимание слов зависит от понимания ситуации, подсказывающей их
смысл:

 

- Чёрная?

- Нет, красная.

- А почему белая?

- Потому что зелёная.

Не зная, что разговаривают дачники, трудно понять, о чём идёт здесь речь.

3. Другим источником затруднённого понимания слов являются
многозначность и омонимия:

Из анекдота: Встречаются два кандидата наук. Один, Указывая с завистью на пухлый портфель другого, говорит:

- У тебя там, небось, докторская?

- Нет, к сожалению, ливерная. \^
Существует два омонима/ докторская (докторская диссертация) и (докторская |.^
колбаса). | ':;*

 

4. Источником затруднённого понимания слов является также расхождение ! ^
глубинной и поверхностной структур фразы. Поверхностные структуры находят I Л
выражение в реальных синтаксических моделях: СП: Утро раннее, СГ: Солнце \ 1а
взошло. Глубинные структуры отражают наиболее общие логические схемы ;'Ц
выражения мысли. Например, в предложениях Мальчик позвал собаку, Девочка ••*
пьёт чай поверхностная и глубинная структуры совпадают. Восприятие ; ч
пассивной конструкции Мальчик укушен собакой предполагает перевод Н
поверхностной структуры на глубинную, выраженную активной конструкцией: \ 3
Собака укусила ребёнка. То же происходит при восприятии фразы с двойным :.^
отрицанием: Я не привык не подчиняться правилам (= Я всегда подчиняюсь гд
правилам) или фразы Он был последним по скромности (Он был самым наглым). \.'^

5. В понимании нуждается и структура целого текста. Нормативные тексты ^
строятся по принципу иерархии тем: от общей темы через подтемы к выводам. \"м

В целом понимание текста - это свёртывание речи к исходному замыслу. \-%

Истинное понимание текста базируется на выделении замысла и формулировании
его собственными словами слушателя.