История возникновения психолингвистики.

Зарождение психолингвистики датируется летом 1953 г., когда Ч. Осгуд и Дж. Кэрролл проводили в университете штата Индиана (США) семинар по лингвистике и психологии. Термин «психолингвистика» впервые употребил американский психолог Н. Пронко в 1946 г. Советские учёные приняли термин «психолингвистика» в 1966 г., когда в Москве проходил первый семинар по психолингвистике под руководством А.А. Леонтьева.

Психолингвистика имеет давние философские, психологические и лингвистические корни. В основании психолингвистики лежит несколько идей:

1) динамический подход к языку как творческой деятельности (Вильгельм фон Гумбольдт, А.А. Потебня, М.М. Бахтин, представители французской постструктуральной школы, Ю. Лотман, Б.М. Гаспаров и др.). Язык рассматривается как явление, лишённое структурного единства, как подвижно-текучий творческий феномен;

2) осознание важности эксперимента в лингвистике (В. Вундт, И.А. Бодуэн де Куртенэ, Л.В. Щерба). Л.В. Щерба создал фонетическую лабораторию в Петербурге. По мнению Щербы, только наблюдая над речью, лингвист может проверить правильность своих теоретических построений;

3) концепция речевой деятельности в советской и зарубежной психологии. Л.С. Выготский в 30-е годы ХХ в., наблюдая над детской речью, заметил, что она строится не по языковым моделям, а путём запоминания целых выражений. Он рассматривал речь как динамическое явление, зависящее от ряда факторов, и ввёл в науку понятие внутренней речи.

Существует международная организация прикладной психолингвистики, которая проводит международные симпозиумы один раз в три года. В России существует психолингвистический центр в Институте языкознания Российской Академии наук.

Структура курса «Основы теории речевой деятельности».

В наш курс входят следующие темы:

1. Введение в психолингвистику.

2. Уровни языка в свете психолингвистики.

3. Текст в речевой деятельности.

4. Мышление и речь. Речевая структура мозга.

5. Детская речь в дошкольном возрасте.

6. Социальная психолингвистика. Психолингвистика межличностного общения.

7. Социальная психолингвистика. Речь как творчество.

8. Овладение иностранным языком как психолингвистическая проблема.

9. Стратегии изучения разговорной речи.