Единицы мышления.

В мире существует разнообразие языков: естественные, искусственные, жестовый язык глухих, выпуклая печать и письмо слепых. Всё это проявление средств общения, а не мышления. Разобраться с тем, при помощи чего мы мыслим, можно, если проследить, как обучают слепоглухонемых детей. Им доступен лишь один канал поступления информации – тактильный. Поэтому при обучении им дают слепки предметов действительности: яблока, ложки, ручки. Ощупывая их, а потом реальные предметы мира, они получают опыт знакового отражения мира в слепках. Для обычного человека таким «слепком» является слово. Постепенно в их сознании возникает связь между знаком (слепком) и реальным предметом. Эта связь находится непосредственно в сознании человека и может считаться единицей мышления. Наблюдению над речевой деятельностью человека, в частности над единицами мышления (языковыми образами), посвящена монография Б.М. Гаспарова «Язык, память, образ». По Гаспарову, языковой образ– это «способность человека откликаться на фрагменты речи спонтанно возникающими в сознании картинками», ассоциациями, схемами, опорными конспектами, двигательными импульсами, чувственными ощущениями, написанными словами (это могут быть служебные слова) и т.д. Например, слово трава может вызывать в нашем сознании образ сочной зелёной травы в начале лета, или сухой степной травы, или картинку из учебника биологии, или начало известного романа, где описана трава. Эти образы возникают в нашем сознании, начиная с глубокого детства, и формируют наш речевой опыт. У людей одной культуры речевой опыт имеет сходство, поэтому и понимание между ними облегчено. С другой стороны, понимание не может быть абсолютным даже у людей одной национальности в силу индивидуального характера внутренних образов.

Роль внутренних образов достаточно велика: без проведения содержания получаемой нами информации через опыт внутренних образов нет понимания речи. Языковые образы не статичны, они развиваются, взаимодействуют, изменяются в зависимости от речевой ситуации. При понимании текста необходимо найти нечто общее между всеми ассоциативно разрастающимися образами, возникающими в нашем сознании, и объединить их в целостную картину, делающую информацию более связанной и мотивированной. Этот процесс Б.М. Гаспаров называет смысловой индукцией (порождением смысла).