Предмет психолингвистики. Специфика психолингвистического подхода к языку.

Теория речевой деятельности, или психолингвистика – это наука, изучающая психические процессы, происходящие в сознании человека, 1) когда он говорит, слушает, читает, пишет, изучает иностранный язык, овладевает родным языком; 2) а также, когда нормальный ход владения речью нарушен (из-за травм, инсультов и т.д.). Другими словами, психолингвистикаизучает процессы порождения, восприятия, понимания, развития речи; разрабатывает модели речевой деятельности и психофизиологической речевой организации человека.

Психолингвистика возникла в мировой науке в ХХ веке в рамках нового научного (антропоцентрического) подхода, когда в центр исследования ставится человек. Ранее в науке преобладала системно-структурная парадигма, в рамках которой язык рассматривался как отделённый от человека, как абсолютный объект изучения, не связанный с человеком. Поэтому психологические и мыслительные процессы, происходящие во время речи, игнорировались.

К новой антропоцентрической парадигме относятся такие лингвистические дисциплины: теория коммуникации (в центре внимания – акт общения и его структура), прагматика (эмоционально-экспрессивные человеческие проявления в языке), когнитивная лингвистика (наука о способах формирования, хранения и переработки знаний в сознании человека), лингвокультурология (изучает отражение в языке культурной информации), психолингвистика (наука о моделях речевой деятельности и речевом устройстве мозга).