Б. Вопросы естественнонаучной апологетики.
Библия и современная космология. Согласно библейскому учению, мир получил бытие от Бога посредством творения из ничего. Эта истина явилась камнем преткновения для многих поколений рационалистов и религиозных скептиков. Пожалуй, ни одно из положений христианского вероучения не подвергалось такой резкой критике и нападкам со стороны материалистов, как эта истина. Но в XX веке о ней начинают вопить «камни» мироздания. На основании фундаментальных физических исследований в настоящее время научно доказано, что мир возник практически из ничего. Это явствует из новейшей космологической теории, называемой теорией расширяющейся Вселенной, или «Большим взрывом». Согласно этой теории, в момент рождения Вселенной «все вещество и вся энергия могли образоваться практически «из ничего». Эта же научная теория нанесла удар по важнейшему пункту учения материалистов о том, что материя вечна и бесконечна. Современная физика утверждает: «Начало времени неизбежно». Но неизбежно
* «Вопросы философии».1990, №8, с.26.
** Макс Планк. Религия и естествознание.»Вопросы философии»1990, №8, с.35.
не только начало времени, а, следовательно, и материального мира, но и его конец. По непреложным физическим законам, открытым современной физикой, существующую Вселенную ждет неминуемое разрушение. Вот картина этого разрушения, описанная ученым-астрофизиком. «Достигнув некоторого конечного размера. Вселенная в конце концов начнет сжиматься... Температура излучения при сжатии повышается. Рано или поздно галактики начинают сталкиваться и разрушать друг друга. Столкновения происходят и между звездами. В ходе неудержимого, непрекращающегося сжатия... вся структура Вселенной разрушается». Как здесь не вспомнить слова Священного Писания о том, что день Господень придет, как тать ночью, «и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Петр. 3,10). До последнего времени в среде ученых господствовало мнение, что изменению подвержены только окружающие нас физические и биологические системы,но Вселенная — в больших масштабах — остается неизменной. Оказывается, это не так. Вселенная в целом — все существующее — также подвержена изменениям . И в этом вопросе современная наука вторит слову Божию: «Все они (земля и небеса), как риза обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся» (Пс. 101,27).
Большой интерес представляет сравнение некоторых библейских текстов о творении мира с научной картиной процессов, протекавших в первые мгновения возникновения мира.
Библия: 1. «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною» (Быт. 1,1-2).
Космология: «О часов 00 минут 0,01 секунды с момента «икс». Мир представляет собой однородный хаос».
Библия: 2. «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Быт, 1,3).
Космология: «Человечество ищет решение этой величайшей загадки «первого дня»: как мог из начального хаоса, беспорядка развиться порядок, который мы находим повсюду в природе... Библия, например, усматривает в космическом порядке труд Творца. Его первым делом было создание энергии: «Исказал Бог: да будет свет. И появился свет».
Согласно научным данным, дальнейшее развитие Вселенной совершалось по заданной программе. Физики свидетельствуют, что скорость расширения вещества материи была наилучшей для возникновения мироздания. Если бы космос расширялся быстрее или медленнее этой оптимальной скорости, то не произошло бы возникновения жизни. Однако в действительности реализовалась «золотая середина». Подобные научные факты приводят современных ученых к выводу: скорость расширения материи и плотность пространства были заданы еще до «Большого взрыва», т.е. до появления Вселенной . Возникает вопрос: кем заданы? Когда не было материального мира и самого пространства, кто мог заранее дать программу творения и ее осуществить? Ответ может быть только один — Высший Разум, Бог. К этому ответу подводят нас научные факты. Однако для верующего человека нет необходимости углубляться в проблемы современной физики и космологии: первые главы Библии весьма ясно излагают план Божественного творения.
Нетрудно видеть, что современная наука своими открытиями вышла на рубежи богословия, ибо, проникнув в тайны возникновения материального мира, она остановилась перед последней проблемой естествознания: что было
до начала возникновения Вселенной? «Космология, — пишет один из астрофизиков, — пока не в состоянии дать достоверный ответ на это»*. И это неудивительно, ибо ответ на этот величайший вопрос бытия принадлежит религии.
Как видно из вышесказанного, научное познание природы, основанное на новейших открытиях в области естествознания, приближает, а иногда вплотную подводит к основам религиозного мировоззрения. Это явление в настоящее время приобретает социальную окраску, ибо «в наши дни, как отмечают многочисленные исследователи, ситуация такова, что именно физики наиболее расположены к религии и религиозному пониманию вещей»
Проблема возникновения жизни. Большой интерес с апологетической точки зрения представляют современные научные данные о происхождении жизни на земле. Отвергнув истины Откровения о творении мира и человека, ученые-материалисты с большим энтузиазмом бросились на штурм извечной тайны. К каким же выводам они пришли на исходе XX века? Замечательный комментарий на состояние дел в современной биологии содержится в статье «Наука о жизни в поисках объяснений, что такое жизнь» («Знание — сила», 1982, № 6). Автор статьи пишет, что постоянное крушение надежд на возможность найти «золотой ключик» к двери, за которой находится разгадка
тайн жизни, становится привычным в наше время явлением. «Только-только настроимся на то, что генетика, либо молекулярная биология, либо экология, этнология и т.д. объяснят «саму суть» феномена жизни, как обнаруживается вскоре, что появление новых областей знания породили и новые, ранее не известные проблемы». Кратко остановимся на этих проблемах.
Прошло около 60 лет с того времени, когда академик Опарин и несколько позднее английский биолог Холдейн предложили принципиально новый подход к решению проблемы происхождения жизни на Земле. Они выдвинули гипотезу о постепенной эволюции простых органических соединений под воздействием различных источников энергии, в частности, энергии солнца. Эта гипотеза была принята «на вооружение» многими биологами мира.Однако со временем выяснилось, что данная гипотеза содержит противоречие в себе самой. В настоящее время доказано, что ультрафиолетовая радиация солнца на первозданной Земле могла способствовать не синтезированию, а разрушению органических молекул. Наконец, сам эволюционный принцип этой гипотезы, согласно которому жизнь возникла в результате постепенного усложнения и отбора органических соединений, оказался несостоятельным. Это связано с
* Силк Дж. «Большой взрыв».М.,1982, с.5.
проблемой генетического кода. Во всех живых организмах, начиная с бактерий и кончая человеком, закодирована информация о построении белковых молекул. В настоящее время научно доказано, что генетический код на протяжении огромного промежутка времени не претерпел никаких изменений. «Невозможность построения эволюционной схемы развития генетического кода составляет сегодня главную проблему всей биологии». Конечно, указанная гипотеза не единственная в своем роде. Однако, по утверждению ученых, «ни одна из гипотез, предполагающих самоорганизацию и самовоспроизведение органических соединений, не находится в сколько-нибудь лучшем положении».
Выход из этого «обескураживающего теоретического тупика» некоторые биологи видят в принятии идеи о том, что зачатки жизни прибыли извне, из космоса. Но и «такие поиски обречены на неудачу, поскольку условия в космическом пространстве чрезвычайно неблагоприятны для жизни» . К тому же эта гипотеза не имеет под собой каких-либо серьезных оснований, ибо до сих пор ученые не располагают примерами жизни вне Земли. Итак, выражаясь словами современного биолога, «ни один из подходов к решению проблемы происхождения жизни не обрел достаточного подтверждения», и указанные гипотезы о происхождении жизни оказались несостоятельными.
Почему же так бессильна современная наука перед тайнами жизни? Причина этого — в чрезвычайно сложных процессах, происходящих в любом живом организме. Один из ведущих специалистов в области происхождения жизни говорит об этом так: «Даже самая простая бактерия устроена столь сложно, что невозможно представить себе, как она могла возникнуть». Возникновение жизни граничит с чудом, так как для этого требовалось великое множество условии. Эта научная истина полностью исключает предположение о случайном возникновении жизни. Ибо самопроизвольное появление даже одноклеточного организма имеет такую же вероятность, как сборка ураганом современного самолета: «Скорее ураган, проносящийся по кладбищу старых самолетов, соберет новехонький суперлайнер из кусков лома, чем в результате случайных процессов возникнет из своих компонентов жизнь».
Однако для материалистов феномен жизни представляет неразрешимую загадку не только в плане ее возникновения. Само развитие жизни, наличие жизненных процессов на земле также является маловероятным состоянием с точки зрения науки. Согласно второму закону термодинамики, всякая статистическая система, изолированная от внешних воздействий, деградирует от более упорядоченного состояния к менее упорядоченному до полного выравнивания энергий и наступления термодинамического равновесия. Более популярно эту истину можно изложить так: в материальном мире действует закон, ведущий прямо к деградации и смерти. (В данном случае уместно сравнение с маятником, который всегда стремится к состоянию покоя). Само явление жизни, по мнению ученых, является одним из маловероятных состояний . Однако жизнь на земле преодолевает процессы деградации и смерти. Современные ученые пришли к выводу о существовании целенаправленных сил, движущих природные явления, о действии особых законов, сохраняющих жизнь и бытие всего сущего.
В настоящее время высказывается мысль, что наша планета наделена чудесной способностью контролировать химический состав атмосферы и сохранять температуру, когда внешние условия изменяются. То есть речь идет об общепланетарной регуляции физических условий на Земле, осуществляемой биосферой. «Планетарный же контроль должен требовать существования некоей гигантской «няньки», которая «присматривала» бы за Землей с тех пор, как возникла жизнь» .
Подобные наблюдения привели ученых к установлению антропного принципа, действующего в природе. Суть этого принципа в том, что «наблюдаемое значение всех физических и космологических величин не случайно, но продиктовано требованием обеспечить существование областей, где могла бы возникнуть жизнь». Антропный принцип, лежащий в основе природных явлений, является лучшим доказательством наличия в мире высшего разумного законодательства, без которого нельзя правильно объяснить органическую природу с действующей в ней целесообразностью . В настоящее время познание тайн окружающего нас мира приобретает не только научное, но и мировоззренческое значение. Даже индифферентно настроенные по отношению к религии ученые считают, «что за покровом наличного бытия Вселенной, за ее организацией должен скрываться некий Разум».
При рассмотрении настоящей темы мы умышленно дали слово специалистам соответствующих научных отраслей. Ибо при непредвзятом подходе к решению вопроса о происхождении жизни, только на основании научных данных, со всей очевидностью является истина о бытии Высшего Разума, Который именуется Богом.
Однако для более глубокого и правильного взгляда на окружающий мир необходимо дополнить научные знания истинами Божественного Откровения. «Если кто пожелал бы сказать, — учит Климент Александрийский, — что наука в соединении с разумом все объяснить в состоянии, тот пусть знает, что первоначальные причины не поддаются объяснению... Через веру же... можно дойти до постижения начала всех вещей» . Ибо истоки всего сущего сокрыты в Боге. «Я —Начало», — говорил Христос Своим слушателям (Ин. 8,25). Все вещество и образованный из него мир приведены словом Божиим из небытия в бытие.
Следующим важным моментом в понимании особенностей окружающего мира является тот факт, что Господь повелевает земле действовать своими силами: «Да произрастит земля» (Быт. 1,11), «да произведет земля» (Быт, 1,24). Этим объясняется жизненная активность природы, устремленность всего сущего к жизни и бессилие перед этой устремленностью законов смерти и разрушения (2-й закон термодинамики). Бог повелел земле дать жизнь растениям и различным организмам, и возникло то, что само по себе не могло возникнуть. «Это и эволюция (ибо земля «произвела» растения и простейшие организмы), а в то же время и «скачок к жизни», который произошел по повелению Божью». Именно такой подход вполне объясняет как возникновение самой жизни на Земле,так и особенности ее развития.
Библейское учение и теория эволюции. При рассмотрении проблем возникновения жизни нельзя обойти молчанием вопрос об эволюционной теории, которая часто используется в качестве одного из аргументов «воинствующего атеизма». Эта теория, как правило, противопоставляется религиозному мировоззрению. При этом делается ни на чем не основанное утверждение, что религиозная точка зрения на возникновение жизни исключает возможность эволюции, что развитие от низших форм жизни к высшим противоречит учению Библии.
Ошибочность таких утверждений делается явной при ознакомлении со словом Божиим. Именно в библейском учении открывается идея о необходимости и смысле развития богозданного мира. Разумная тварь создана для свободного восхождения к своему Творцу. Жизнь человека и окружающего его мира, согласно библейскому учению, есть постоянное движение и развитие. Еще до грехопадения первозданному человеку была дана заповедь возделывать и хранить рай (Быт. 2,15). С пришествием в мир Сына Божия человечеству открылся путь бесконечного совершенствования: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5,48).
Таким образом, сама идея развития и совершенствования, как видим, не противоречит христианскому вероучению. Относительно же эволюционной теории следует сказать, что она не может быть правильно воспринята без религиозного начала. Ведь само понятие эволюции предполагает не хаотическое развитие без направления и смысла, а целесообразное восхождение от низшего к высшему, от простого к сложному, что говорит о разумном начале, лежащем в основе развития мира. Сам Дарвин в своем основном труде «Происхождение видов» предостерегал от каких-либо попыток делать антирелигиозные выводы из его теории. Теория эта, по утверждению самого автора, совместима с христианским учением о творении так же, как и всякая другая биологическая теория происхождения видов .
Происхождение человека. Исключительное значение для религиозного сознания имеет вопрос о происхождении человека. Библия учит об особом акте творения человека, который предварялся предвечным Советом Святой Троицы (Быт. 1,26). Человек как творение Божие имеет духовно-телесный состав: душа его — образ и подобие Божие. А тело принадлежит к материальному миру —оно есть персть из земли (Быт. 1,26:27). Образ Божий выделяет человека из окружающего материального мира, ставит в царственное положение над всем творением.
Библейский взгляд на происхождение человека господствовал в науке вплоть до XVIII века. В XVIII веке среди ученых появляются мнения, что не все виды живых существ были созданы Богом, но некоторые из них «развились» из других. Наконец, у французского натуралиста Ламарка (XVIII в.) впервые появляется мысль, что и человек «развился» из определенного вида обезьян. Когда же вышли в свет сочинения Дарвина «О происхождении видов», а позже «О происхождении человека», то принцип «естественной эволюции» в мире стал восприниматься как положение, не требующее доказательств. С тех пор все усилия естествоиспытателей были направлены на то, чтобы найти промежуточные звенья между современным человеком и обезьяной. Непосредственно этим стала заниматься палеонтология — наука, исследующая остатки живых существ, обнаруживаемых при раскопках. Однако до сих пор промежуточные звенья не найдены, переходные ступени между обезьяной и человеком не установлены.
Человека отделяют от обезьяны и других живых существ не только количественные различия (абсолютный вес мозга у человека в 4 раза больше, чем у высших обезьян), но прежде всего особенность психических свойств —работа мысли и связанная с ней речь человека. Эти свойства присущи только человеку. Способность производить звуки есть у многих представителей животного мира,нонигде это не ведет к возникновению осознанной речи. Появление речи в бытии мира является необычным явлением и не может рассматриваться как следствие эволюции. Речь как особенное явление в видимом мире может быть правильно осмыслена только в свете библейского повествования: Священное Писание говорит о беседах Бога с первыми людьми, и, безусловно, сама речь является высочайшим Божественным даром (Быт. 3,9-13)
Однако, кроме указанных, есть еще одно существенное отличие человека от мира животных — это возможность духовной жизни, духовного развития. Если психическая жизнь человека всегда замыкается в пределах конкретных событий и связанных с ними переживаний, то духовные его способности в своих высших проявлениях относятся к области сверхчувственного бытия. «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2, 7). Душа, дух человека — творение Божие, это та сила, которую вдохнул Бог в лицо человека. Поэтому дух, как сила от Бога исшедшая, ищет Бога, стремится к Богу и в Нем одном находит покой. Существенные способности человеческого духа — сознание и свобода. Эти способности даны человеку для того, чтобы он сознательно и свободно направлял все свое существо к высшей и единой цели бытия — вечной жизни, подчиняя этой цели все душевные и телесные способности. Ничто вещественное, материальное не может удовлетворить запросов человеческого духа. Эти запросы удовлетворяются только религиозной жизнью. Поэтому подобно другим формам духовной жизни (познавательной, эстетической, моральной) религиозность присуща всему человечеству. И хотя христианское вероучение вполне определенно говорит о причастности человека к миру материальному, главное отличие его от других живых существ — это образ и подобие Божие (Быт. 1,26). Именно с творением человека появляется особый мир, особая сфера бытия на земле, по отношению к которой все видимое творение — минеральный, растительный, животный мир — имеет служебное значение.
Проблема чуда. Рассмотрение данной темы для апологетики христианства имеет немаловажное значение, ибо при рационалистическом подходе к чудесным явлениям всегда возникает вопрос о их возможности и достоверности. Первая причина, порождающая эту проблему, сокрыта в самом рационализме, который ограничивает область познания лишь доступными для ума предметами. При таком подходе все, что не может быть рационально воспринято, отвергается, объявляется фальсификацией, ложью. Вторая причина неприятия чуда коренится в убеждении, что чудесные явления противоречат закономерностям природы, выходят за границы нормального течения естественных процессов.
Рассмотрим указанные причины и покажем их несостоятельность. Прежде всего надо указать на то, что сам факт непостижимости для человеческого ума какого-либо явления не означает его нереальности, фиктивности. И в настоящее время, в эпоху огромных научных достижений, далеко не все явления видимого мира доступны для разумного постижения. Иллюстрацией этому могут быть многочисленные тайны окружающего нас материального мира. Возьмем для примера обычную воду и дадим возможность высказаться относительно ее свойств современным ученым. По их мнению, нет вещества более необыкновенного, удивительного и загадочного, чем обыкновенная вода. Свойства воды аномальны, т.е. противоречат естественным законам природы. Все мы привыкли видеть плавающий лед и считаем это обычным природным явлением. Но в действи-тельности мы имеем дело с природным чудом — прямым противоречием законам физики. Дело в том, что плотность всех твердых веществ всегда выше плотности их расплава (жидкого состояния). Следовательно, они тяжелее и всегда тонут в собственном расплаве (кусок твердого олова тонет в расплавленном олове). Но лед — твердое состояние воды — легче ее жидкого состояния и поэтому плавает.
Для обычных химических веществ справедливо утверждение: чем ниже температура, тем больше плотность вещества. Пресная вода, однако, имеет наибольшую плотность не в точке замерзания, а при температуре +4°С.Благодаря атому у дна водоемов температура всегда положительная, они не промерзают до дна, сохраняя жизнь своим обитателям. Причины аномальности воды науке объяснить не удается.
Мы рассмотрели необычное природное явление, которое можно назвать «естественные чудом». Явления такого рода заставили современных ученых по-новому подойти к пониманию подобных фактов. Особенное внимание обращается на то, что аномальность природных явлений является не случайной, а целесообразной и даже необходимой. Так, в случае с водой благодаря аномальности ее свойств сохраняется жизнь обитателей рек и водоемов.
От этого примера легко перейти к христианскому пониманию чуда. Чудеса, так же, как и аномальные явления окружающего нас мира, не являются противоестественными. Они — проявление действий высшего Разума, высшей Силы, и являются обнаружением единого промышления Божия о мире. «Чудо не противоестественно, но сверхъестественно (что далеко не одно и то же), оно выходит лишь за пределы данной ограниченной плоскости, данного ограниченного плана бытия». В чуде явно проявляются действия высших сфер бытия — мира духовного — на низшие, земные сферы. При этом действии не устраняются законы природы, они только преодолеваются и приводятся во взаимодействие с высшей разумностью и целесообразностью, источником которых является Бог.
Именно эта особенность является характерной для евангельских чудес и исцелений. Пораженное грехом, ослабленное духовно и телесно человечество при соприкосновении с Источником жизни — Богочеловеком Христом — исцеляется, преображается духовно и физически. Чудеса в христианстве всегда имеют духовно-нравственное значение, ибо, приоткрывая завесу духовного мира, они направляют сознание и волю человека к Богу, к высшим нравственным ценностям и добру. Этим истинные чудеса отличаютсяотложных.
Чудесные явления всегда имели место в жизни святой Церкви; сколько чудотворных икон, сколько нетленных мощей Божиих угодников, сколько вошедших в историю явлений всемогущего действия Божественной силы Не оскудел Божественными чудесами и наш многоскорбный XX век. Всего лишь малая часть их описана в книге «Православные чудеса в XX веке. Свидетельства очевидцев». И вот уже на исходе XX века множество людей становятся свидетелями обретения мощей святителя Тихона, патриарха Московского (1925 г.), очевидцами мироточения святых икон в Смоленске, Уфе, Риге, Москве и других городах.
Чудеса и знамения совершались и совершаются на протяжении всей истории христианства, однако замечаются и правильно воспринимаются они далеко не всеми людьми. Все зависит от самого человека. Тот, кто проводит бездуховную жизнь, кто во всем полагается только на свой разум, заглушая в себе ростки веры, тот не поймет и не примет Божьего чуда. О таких в Евангелии сказано, что «если бы кто из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16,31). Воспринять чудо, осознать его как действие высшего. Божественного порядка можно только посредством веры, будучи причастным к истокам истинной духовной жизни.
Из вышесказанного нетрудно видеть, что истины Божественного Откровения, на протяжении тысячелетий воспринимаемые верой, на исходе XX века подтверждаются научными данными и становятся достоянием человеческого разума. Еще совсем недавно задача апологетической проповеди сводилась к тому, чтобы показать непротиворечивость научных данных опыту веры. В настоящее время речь идет уже не об «оправдании» библейского учения, а о прямых доказательствах в его пользу со стороны фундаментальных наук. Один из отечественных ученых на вопрос журналиста, свидетельствуют ли современные научные достижения в пользу бытия Божия, ответил следующее: «Да, современная классическая наука, я имею в виду — квантовая и волновая механика, теория систем, теория биосферы и научная логика — полностью доказала существование духовных творческих сил, то есть Творца — Бога. Если бы сейчас всю эту информацию опубликовать, то мир стал бы иным, все сознание человека изменилось бы коренным образом. Но есть силы, которые тормозят это. И, фактически, классическая наука может сейчас развиваться только в прикладном значении; в фундаментальном она закончила свое существование, доказав бытие Божие»*.
Все это еще раз свидетельствует об истинности христианского вероучения, без которого нельзя правильно понять ни саму разумность и целесообразность в устройстве видимого мира, ни того, каким образом возникли этот видимый мир и человек.
В. Христианство и отрицательная критика.
Один из актуальных вопросов апологетики — вопрос об истинности и Божественном происхождении христианства. Ответ на этот вопрос каждый верный последователь Христа находит прежде всего в своем внутреннем и религиозном опыте. И малограмотная старушка, и высокообразованный ученый в глубине своей души носят свидетельство истинности своей веры, Божественности ее спасительных истоков. Однако это внутреннее свидетельство не исключает необходимости свидетельств исторических, внешних, утверждающих истинность христианства перед лицом всего мира.
К таким свидетельствам необходимо отнести прежде всего саму историю распространения в мире веры Христовой, которая являет характер необычайности и чудесности. Появившись в не большой римской провинции Иудее, христианство в непродолжительное время покорило огромную Римскую империю, а затем, выйдя за ее пределы, стало мировой религией. Чудесность распространения христианства заключается в том, что дело это, по словам святителя Иоанна Златоуста, совершили 12 беззащитных простолюдинов, которых гнали, бичевали, заключали в темницы. Однако апостолы Христовы победили мир. И победа эта далась не силой человеческой, а Божественной силой Духа. Святитель об этом говорит так: «Если язычник спросит: откуда видно, что Христос есть Бог? то я для доказательства не укажу на небо или на что-либо другое подобное. ...Если я наперед скажу, что Христос сотворил небо и прочее, то он не скоро согласится поверить. Что же это такое, что и язычник признает делом Христа
* Шипунов Ф.Я.Мир подошел к своему концу.М.1992, №11-12, СС.203-204.
и чему он никогда не станет противоречить? То, что Христос насадил христианство; и язычник, конечно, не будет противоречить тому, что Христос основал церкви по всей вселенной. Отсюда мы и заимствуем доказательство силы Его и покажем, что Он есть Бог, и скажем, что для простого человека невозможно в краткое время обойти столь обширную вселенную, и землю и море, и привлечь к христианству столько людей»*.
В пользу Божественного происхождения христианства говорит не только чудесность его распространения в мире, но и высота, надмирность его догматического и нравственного учения. Это учение не могло быть изобретением человеческим хотя бы потому, что «много превышает наше естество». Чего некогда языческие мудрецы не могли и во сне представить, говорит святитель Иоанн Златоуст, о том апостолы проповедовали с великой уверенностью и убедительностью. «Оставив земное, — говорит Святитель, — они говорят только о небесном, предлагают нам другую жизнь и новый образ жизни, иное богатство и иную бедность, иную свободу и иное рабство, иную жизнь и смерть, иной мир, иной устав жизни — все иное»**.
Сила христианства — в Божественной Личности его Основателя Господа Иисуса Христа. Христос — самая выдающаяся, замечательная и могучая Личность в истории человечества. Факты совершенных Им чудес. Его смерть,
воскресение и вознесение на небо указывают, что Он не только человек, но и истинный Бог. На протяжении тысячелетий Божественный лик Спасителя покоряет и привлекает к Себе сердца миллионов людей.
Исключительность личности Иисуса Христа необъяснима с позиций рационализма и неверия. Для имеющих предубеждение против христианства остался один выход — отвергнуть историческое существование Самого Христа Спасителя. По этому пути пошли представители так называемой «мифологической школы». Все доводы в защиту христианства, основанные на Евангельских повествованиях, на преданиях Церкви, представителями этой школы стали отвергаться. В этом случае лучшими доказательствами становятся нехристианские свидетельства о Христе. Обратимся к подобного рода историческим свидетельствам.
В сочинениях иудейского историка Иосифа Флавия, римских писателей Светония, Плиния Младшего и Тацита мы находим первые по времени нехристианские свидетельства о Христе и Его последователях. Эти авторы жили в I — начале II века и были современниками нарождавшегося христианства.
Иудейский историк Иосиф Флавий (37—100 н.э.) В своих «Иудейских древностях» три раза говорит о событиях и лицах из Евангельской истории. Он упоминает о Иоанне Крестителе, называет его «добродетельным мужем», к которому стекался народ, в другом месте касается смерти Иакова, брата Господня, и, наконец, сообщает о Самом Христе. В дошедшей до нас греческой редакции XVIII книги Иосифа Флавия «Иудейские древности» о
*Св. Иоанн Златоуст., т.1.СПб., 1898, с.617. **Св. Иоанн Златоуст. т.7.СПб.1911.с.11.
Спасителе пишется так: «В это время жил Иисус, человек мудрый, если Его вообще можно назвать человеком. Он совершал чудесные дела и был учителем людей, жадно воспринимающих истину. Он привлек к Себе многих иудеев и многих эллинов. Он был Мессией. И когда Пилат по обвинению наших первенствующих лиц приговорил Его к распятию, те, кто с самого начала возлюбили Его, остались Ему верны. На третий день Он явился им снова живой, как о том и о многих других чудесных Его деяниях предвозвестили боговдохновенные пророки. И род христиан, получивших от Него свое имя, существует и по сей день».
В этом кратком высказывании, как видим, настолько ярко представлен Богочеловеческий облик Христа, что отрицательная критика никак не соглашалась принять этот текст за подлинный, назвав его интерполяцией, т.е. позднейшей вставкой. Однако истина восторжествовала. В начале XX века в руки ученых попала рукопись забытого в исторической литературе грека Агапия, епископа города Манбиджа на Евфрате (X век). Среди вошедших в этот труд извлечений из сочинений других авторов оказалось и указанное выше свидетельство о Иисусе Христе Иосифа Флавия. Относительно этой исторической находки один из современных исследователей заключает: не остается никаких доводов для того, чтобы считать ее подложной .
Обратимся теперь к языческим свидетельствам о Христе. Первые точные сведения о христианах находим у римского историка Светония, который написал о первых христианах две фразы. Первая — в жизнеописании Нерона. «Наказаны христиане, — говорится там, — приверженцы нового зловредного суеверия». Вторая фраза содержится в описании деяний императора Клавдия, предшественника Нерона: «Иудеев, которые по подстрекательству Хреста заводили некие смуты, он (Клавдий, А.Ф.) изгнал из Рима»*. Подтверждение этому историческому факту мы находим также в Деяниях святых апостолов (Деян. 18,2).
Автором еще одного исторического свидетельства о Христе является Плиний Младший, известный римский писатель, аристократ, одно время бывший правителем в Малой Азии (110—113 гг.). По долгу своего служебного положения он вел обширную деловую переписку с императором Траяном. Одно из писем посвящено судебному дознанию относительно вифинских христиан. Среди обвиняемых оказались люди разного возраста, пола и социального положения: дети и взрослые, мужчины и женщины, рабы и свободные. «Вся их вина или заблуждение состояли в том, — пишет Плиний, — что они обычно, по определенным дням собирались до рассвета, воспевали, чередуясь, Христа, как бога... После этого они обыкновенно расходились и приходили опять для принятия пищи обыкновенной и невинной». Обращает на себя внимание свидетельство правителя о
* Светониевское «Хрестос» - результат передачи греческих звуков в народной латыни, это латинская калька греческого «Христос».
«множестве» людей разного звания — не только в городах, но и в деревнях, — усвоивших новую веру. Ответ императора — еще одно свидетельство о христианах. Он пишет, что выискивать христиан незачем; но если поступит донос — наказывать.
Наконец, упоминание о христианах можно найти в «Анналах» знаменитого римского историка Корнелия Тацита, писавшего в те же годы, что и Плиний Младший. Упоминание о христианах связано с грандиозным пожаром в Риме, уничтожившим две трети города. После пожара в столице стали распространяться слухи, что город подожгли по повелению самого императора Нерона, замыслившего его перестроить. Чтобы побороть слухи, Нерон приискал виноватых, именно тех, кого толпа называла христианами. «Христа, — пишет Тацит, — от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат». Далее следует рассказ о чудовищных жестокостях Нерона по отношению к схваченным. Когда происходили описываемые события, автору «Анналов» было около 10 лет, и, несомненно, он был их очевидцем.
Свидетельства исторических памятников древности образно можно назвать «камнями», которые вопиют о Христе (Лк. 19,40). Однако в нашу секулярную эпоху о Христе вопиют уже не образные, а действительные камни. В 1961 году при раскопках Кесарии Иудейской был найден обломок каменной плиты с латинской надписью I века, где упоминается имя Понтия Пилата, предавшего Христа Спасителя на распятие.
Итак, все доводы противников христианства, последователей «мифологической школы», рухнули, показав свою полную несостоятельность. Однако и теперь, когда на основании достоверных исторических данных можно говорить о Христе как о реальной Личности, противники Божественной истины не успокоились. Все их усилия в настоящее время направлены на то, чтобы вопрос о реальности Личности Христа свести к его человеческой природе и тем самым подорвать Евангельское учение о Божественной природе Спасителя. Но и в этом случае усилия противников христианства не достигают цели.
Сущность христианства, его исключительность, несравнимость ни с какой другой религией мира заключается в том, что оно исторично и сверхисторично, оно и духовно и в то же время материально осязаемо, ибо «Бог явился во плоти» (1 Тим. 3,16). Ни оторвать эту религию от реальной истории, назвав ее мифом, ни полностью связать ее с законами естества одинаково не удается, ибо во Христе и в христианстве сверхисторическое — Божественное, — и историческое — человеческое, — неотделимы. Свидетельство тому — Евангелие, где в каждом событии, отдельном факте, чуде видна дивная гармония небесного и земного, духовных и материальных начал. Особенное значение для доказательства Божественного происхождения веры Христовой имеют чудесные явления и знамения, которые, начиная с земной жизни Спасителя и до наших дней, являются неотъемлемой принадлежностью христианства.