ГЛАВНЫЕ ПРЕДМЕТЫ НРАВОУЧИТЕЛЬНОЙ ПРОПОВЕДИ.

Призыв Христа Спасителя: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5,48), — указывает церковному проповеднику на главные предметы пастырских нравоучений. Понятие о нравственном совершенстве в христианстве неразрывно связано с учением о вечном спасении, которое, согласно слову Божию, является единственной и важнейшей целью жизни и деятельности человека. Отсюда следует, что характер нравственного совершенства, а также предметы пастырских нравоучений должны находиться в тесной связи с учением Церкви о спасении человека.

Православное понимание процесса спасения в качестве исходного момента предполагает духовное возрождение человека в таинстве Крещения. В этом Таинстве человек получает семя Божественной жизни (1 Ин. 3,9), делается причастником Божественного естества (2 Петр. 1,4), а в таинстве Миропомазания ему подаются благодатные силы для спасительной деятельности. Сверхъестественное начало, всеянное в человека при Крещении, вечно и неуничтожимо. Однако это Таинство, очищая человека от первородного и личных грехов, не уничтожает в нем наклонности ко греху (Рим. 7,14—25). Эту наклонность христианин должен умертвить личным трудом и подвигами на ниве спасения. Процесс спасения человека в христианстве не может ограничиться борьбой с грехом. Искореняя порочные наклонности, он должен стремиться к приобретению христианских добродетелей -— залога вечной жизни. Отсюда следует,что главными предметами пастырских нравоучений должны быть: а) учение о борьбе с грехом (характер жизни и деятельности человека, ставшего на путь борьбы с пороками и греховными наклонностями); б) учение о христианском совершенствовании (характер жизни и действий обновленного человека, ставшего на путь стяжания христианских добродетелей). О предметах нравоучительной проповеди блаженный Августин говорит так: «Христианский учитель... обязан, с одной стороны, учить добру, с другой, отучать от худого, обязан в своих поучениях примирять противных, возбуждать слабых, внушать невеждам, что они должны делать и чего надеяться».

А) Нравоучения о борьбе с грехом. Проповеди, посвященные учению о грехе, можно разделить на два вида. В одних необходимо вскрывать видимую, внешнюю сторону греха: говорить о дурных привычках, греховных

поступках, недостатках, которые пастырь видит в своих слушателях. Подобные нравоучения должны содержать указание нужного и ненужного, законного и беззаконного — это мораль предписаний внешнего поведения христианина. Она предназначена для малоподготовленной в нравственном отношении паствы, требующей, по слову Апостола, не твердой пищи, а духовного молока (Евр. 5,12). Примером подобных нравоучений может быть «Поучение к братии» Новгородского епископа Луки (XI в.). Вот выдержки из этого поучения: «Не прилично вам, братие, иметь лицемерие, произносить срамные слова и гневаться на всякий день. Не злобствуй, не смейся ни над кем; в напасти терпи, возлагая упование на Бога. Не имейте дерзости, ни гордости, не прилепляйтесь к чему-либо иному подобному, памятуя, яко завтра мы будем смрад, и гной, и червие. Будьте смиренны и кротки, да и послушницы будьте и творцы Божиим заповедям: ибо в сердце гордого обитает диавол, и слово Божие не может утвердиться в нем». Основанием для подобных предписаний могут быть заповеди десятословия, заповеди блаженств. Цель таких нравоучений — воздействие на волю человека, пресечение греха в его внешнем проявлении.

Второй вид проповеди на тему борьбы с грехом может быть посвящен раскрытию внутренней, невидимой стороны греха. Именно грех, гнездящийся в сердце человека, является источником всякого беззакония, проявляющегося

во вне. «Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления», — говорит Господь (Мф. 15,19). Этот вид нравоучений рассчитан на подготовленных в нравственном отношении слушателей. В этом случае допустимы психоанализ, исследование внутренних состояний человека, изображение процессов рождения и развития того или иного порока или страсти. Весьма полезны для данной категории слушателей рассудочная аргументация и описание того или иного греховного явления.

Проповеди, посвященные вопросам внутренней борьбы с грехом, относятся к области духовной жизни, именуемой в аскетике «духовной бранью». Как видно, здесь речь должна быть не только о действиях греха внутри человека и борьбе с ним, но и о способах его предупреждения. Несмотря на свою узость и обращенность к определенной категории слушателей, данная тематика имеет прямое отношение к нравственной жизни каждой церковной общины. Ведь так часто и гордые, и гневливые, и завистливые, и злопамятные считают себя добропорядочными христианами, несмотря на то, что души их поражены тяжкими пороками.

В качестве примера можно привести вышеупомянутое нравоучение святителя Василия Великого «О зависти». Описав неприглядную картину порока и указав на его пагубность, Святитель спрашивает слушателей: «Ограничим ли слово одним осуждением зла?» И сам отвечает: «Но это как бы одна половина врачевания. Не бесполезно показать страждущему важность болезни, чтобы внушить ему должную заботливость об избавлении себя от зла; но оставить при этом страждущего, не дав руководства к приобретению здравия, не иное что значит,как представитьегодействию болезни».

Как видно из поучения великого учителя Церкви, пастырские нравоучения подобного рода должны содержать не только обличения нравственных недугов пасомых, но и наставления относительно их врачевания.

Б) Нравообличения в проповеди. Особенное место среди пастырских нравоучений занимают проповеди, посвященные обличению различного рода уклонений от требований христианской нравственности. Такие проповеди принято называть нравообличительными. Их задача — подвергнуть критике нравственные недуги в христианском обществе и подвигнуть слушателей на борьбу с ними. Отличие нравообличительной проповеди от других пастырских нравоучений состоит в том, что в ней обличению пороков посвящается не отдельная часть, а все содержание проповеди.

Сам Господь наш Иисус Христос, идеал кроткого и любвеобильного пастыря, нередко обличал Своих современников в отступлении от требований нравственного закона. Обращаясь к книжникам и фарисеям, Он говорил: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты. Так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф. 23,27—28). Во многих посланиях апостола Павла можно найти обличение нравственных недостатков, как частных лиц, так и отдельных церковных общин(1 Кор. 5,1—6; Гал. 3,1—3). В Послании же к Тимофею он прямо указывает на обличения как на одно из средств пастырского воздействия на слушателей. «Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4,2).

Обличительные речи можно найти и в гомилетическом наследии отечественных проповедников. Особенного внимания заслуживает «Увещание жителям града Воронежа об уничтожении празднества, называющегося «Ярило» и «Слово о сырной седмице» святителя Тихона Воронежского. Слова архипастырского обличения подействовали на воронежскую паству — языческий праздник Ярило был оставлен, а бесчинства в Сырную седмицу прекратились.

Кроме обличительных речей, в духовном наследии святителя Тихона можно найти увещания к пастырям-проповедникам. В одном из них он говорит: «Когда люди, какие бы они ни были, беззаконнуют, и ты известно знаешь, крайне берегись молчать, но беззакония их в слове своем обличай, да не уподобишься псу немому, который не лает, хотя тати находят на дом и расхищают... Стани зде, возлюбленне, и показуй пастырское дело свое, хотя бы следовало тебе и пострадать. В сем деле имеешь образ тебе пророков и

апостолов и святителей Христовых, в древности поживших».

Последуя этим наставлениям, пастырь Церкви должен зорко следить за нравственным состоянием пасомых и своим словом своевременно врачевать их духовные недуги. Предметом обличений со стороны пастыря могут быть как маловажные, на первый взгляд, нравственные недостатки пасомых, так и серьезные общественные пороки. Мелкие нарушения норм нравственности (ложь, клевета, сквернословие и т.д.) так же опасны, как и крупные пороки. Эти нарушения незаметно подтачивают нравственные устои в человеке, заглушают его совесть, которая постепенно теряет свою чувствительность в различении добра и зла. Поэтому церковный проповедник должен стремиться нравственно оздоровить жизнь своих пасомых в ее повседневном течении, возвышая свой голос против наиболее распространенных недостатков и слабостей. «Когда Единородный Сын Божий пришел на землю, принесши с Собою высокое учение и желая насадить ангельскую жизнь, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — тогда и Он немало говорил о мерах и о таких предметах, которые кажутся еще маловажные этого: о приветствиях, сидениях посреди других, о возлежании на первом месте. Эти, по-видимому, маловажные дела, когда пренебрегают ими, делаются великими поводами ко грехам» .

Кроме этих «маловажных дел», предметами нравообличений могут быть греховные народные обычаи, безнравственные общественные увеселения, наиболее распространенные пороки. Пастырского порицания в настоящее время заслуживают такие общественные пороки, как увлечение магией, экстрасенсорными методами лечения, а также пропаганда насилия, жестокости и разврата. Обличения подобных нравственных аномалий приобретают особый авторитет в свете суда слова Божия и учения Церкви. Необходимо также помнить, что общественная жизнь может рассматриваться проповедником лишь в тех аспектах, в которых она соприкасается с областью религии и нравственности.

Нравообличения в проповеди требуют от пастыря большой осмотрительности и осторожности. Согласно церковным предписаниям, прежде, чем возвысить голос пастырского обличения с амвона, необходимо «с развращенными в житии» поговорить наедине. Если же частные увещания не действуют и нравственные пороки отдельных лиц вызывают соблазн у окружающих, необходимо обличать во всеуслышание. Однако порицанию должны подвергаться не личности согрешающих, а известные нравственные

пороки, которые, как и отдельные телесные болезни, могут быть заразительными. Поэтому, согласно церковным правилам, в нравообличительной проповеди не следует указывать на лица*. Психологически тонко и умело изложенное нравообличение обычно вызывает у слушателей сокрушение о своих грехах, делая обличителем человека его собственную совесть.

При нравообличениях необходимо избегать крайностей. Так, не следует распространять виновность в том или ином нравственном недостатке на все общество слушателей — в Церкви Христовой всегда были, есть и будут лица, достойные своего христианского звания. Не следует также прибегать к чрезмерности обличений — произвольно увеличивать степень нравственной виновности согрешающих. Благая цель этого приема — воздействовать как можно сильнее на слушателей — приводит обычно к противоположным результатам.

Немалое значение для слушающих имеет и внешняя сторона проповеди — тон обличительного слова. Следует избегать резкого тона нравообличений в проповеди. Резкость в тоне и выражениях может подорвать доверие к словам проповедующего и усомниться в благости его намерений. Главным побуждением к обличению нравственных недостатков должна служить для пастыря его ревность о спасении пасомых и их исправлении, а не обличения как самоцель. «Обличай не с гневом, не с ненавистью, не со злобою, не с враждою, как бы против врага, — все это должно быть оставлено; а как? — с любовью, с состраданием, скорбя больше самого обличаемого, душевно сожалея о его положении», — наставляет святитель Иоанн Златоуст. Только так можно достичь цели и убедить согрешающих оставить грех, ибо «никогда не может убедить гневающийся». Прежде чем приступить к обличительной речи, проповедник должен поразмыслить и о собственных немощах и недостатках. Это предохранит его от неумеренной ревности по обличению слушателей.

Обличение нравственных недостатков паствы — подвиг трудный, а иногда неблагодарный. Еще в древние времена, по свидетельству святителя Григория Нисского, «при виде священника со строгим видом и голосом, обличающего согрешения, многие открыто противоречили, ворчали сквозь зубы и, обходя площадь и улицы, ругались». Причина этого явления — уязвленное самолюбие. Каждый человек склонен спокойно относиться к обличениям и укорам только в том случае, когда они адресованы другим. Обличение же собственных недостатков и пороков почти всегда воспринимается каждым из согрешающих весьма болезненно: потревоженное самолюбие вызывает чувство неприязни к проповеднику, а иногда побуждает и к мщению. Однако это не должно смущать проповедника истины - пример Пастыреначальника Господа Иисуса Христа должен воодушевлять его на пастырский подвиг. Пастырь должен также помнить, что нравообличения в

* О должностях пресвитеров приходских.М.,1850. с.42.

проповеди допустимы и уместны лишь при наличии соответствующих условий: пастырь-обличитель должен вести высоконравственный и безукоризненный образ жизни, паства должна стремиться к христианским идеалам и стыдиться порочных дел. При несоблюдении этих условий нравообличения не достигают цели и остаются бесплодны.

В) Учение о христианских добродетелях. Тематика проповедей о борьбе с грехом тесно связана с учением о христианских добродетелях. Эта связь зиждется на одной из закономерностей духовно-нравственной жизни: по мере ослабления греховных начал и подавления страстей в душе христианина обычно возникают и развиваются добрые расположения, являющиеся основой добродетельной жизни. К тому же Закон Божий требует от каждого человека не только свободы от греха, но и исполнения дел Божественной правды. Об этом ясно говорится в притче о талантах, где раб, зарывший свой талант, был выброшен во тьму внешнюю (Мф. 25,30). Поэтому одним из главных предметов нравоучительной проповеди должно быть учение о христианских добродетелях.

Приступая к составлению нравоучений, пастырь должен ставить перед собой конкретную задачу — научить пасомых основам христианской нравственности. Лучшим средством для достижения поставленной задачи является систематическое изложение истин христианского нравоучения. Однако и периодические проповеднические выступления, посвященные вопросам морали, могут принести желаемый плод. Пастырские нравоучения должны содержать учение о сущности христианских добродетелей, условиях их развития и укрепления, а также видах их внешнего проявления.

Лучшим руководством для сознательного и свободного доброделания являются заповеди Божий, заключенные в Священном Писании. В Нагорной проповеди Господь Иисус Христос указал путь деятельного восхождения к Богу. Каждая заповедь блаженств представляет определенную христианскую добродетель, которая является основанием последующей и ступенью духовно-нравственного совершенствования христианина. Так, смирение и нищета духовная рождает плач о грехах, плач располагает к кротости и терпению обид, жажде оправдания пред Богом, жаждущие правды бывают, милостивы и чисты сердцем, за чистотой сердца следуют миротворчество и страдания за правду (МФ.5Д-11).

Процесс развития христианских добродетелей в душе человека можно изобразить в следующей последовательности. Вначале, когда человек только обращается ко Христу, у него обычно нет истинных добродетелей, нет постоянства в добре, кроме отдельных поступков и дел. По мере же ревности ко спасению и самопринуждения к добрым делам в сердце такого человека появляются соответствующие добрые расположения и чувства. Так, по мере творения дел послушания и услужливости ближним рождается смирение, которое не есть какое-то определенное дело, а состояние сердца, его смиренное расположение. Таким образом, добродетель — это состояние человеческой души, всегда готовой к совершению в Боге всякого доброго дела. Поэтому и сказал Господь: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17,21). Такое внутреннее устроение христианина — плод упорного и нередко длительного труда на ниве спасения.

Каким добродетелям особенное внимание должен уделять пастырь-проповедник? Большое значение для правильного духовно-нравственного устроения пасомых имеет раскрытие в проповеди тем, посвященных добродетелям веры, покаяния, молитвы, смирения, послушания, страха Божия, милосердия, памяти смертной, терпения, надежды, любви к Богу и ближним. Перечисление же всех христианских добродетелей представляет немалый труд. Согласно учению святых отцов, их насчитывается двести двадцать восемь*. Видя склонность пасомых к тому или иному виду доброделания, проповедник должен всячески возгревать эти добрые начинания, памятуя, что все добродетели находятся во взаимном союзе, как звенья одной цепи. Раскрывая и совершенствуя свою личность в каком-либо одном направлении благочестия, христианин одновременно совершенствуется и в других добродетелях, достигая полноты добродетельной жизни. Эта полнота христианского благочестия заключается в добродетели любви, которую апостол Павел назвал «союзом совершенства» (Кол. 3,14).

Трудясь над составлением проповедей нравоучительного характера, пастырь должен иметь в виду безусловную ценность и значимость христианских добродетелей в деле спасения человека. Являясь отражением Божественных совершенств, христианские добродетели ведут к святости и общению с Богом. Сущность добродетелейне в самих делах и поступках христианина, не в их количестве и форме, а в самом внутреннем Богоугодном расположении человеческой души, в устремлении всех ее сил на служение Богу и ближним.

В настоящее время слово «добродетель» как термин и как понятие утрачивает свое истинное значение. Современный человек чужд понимания добродетели как внутреннего состояния души. Добродетель чаще всего рассматривается как отдельное доброе дело или поступок, т.е. как предмет из нравственно-практической области. Это обеднение и сужение смысла добродетели может привести к неправильному пониманию самого процесса спасения человека. Ведь добродетель имеет ценность не столько в земной жизни христианина, сколько в плане его вечного предназначения. Вечная блаженная жизнь — это не благо, даруемое человеку за сумму добрых дел и поступков, независимо от его внутреннего состояния. Вечная жизнь — это продолжение и раскрытие того внутреннего устроения души человека, которое начинается на земле. Поэтому возвращение понятию «добродетель» правильного понимания самой его сущности является первостепенной задачей пастыря-проповедника.

* Священномученнк Петр Дамаскин,Творения.Киев,1905, с.213.

*****

В заключение следует указать на принципиальные положения, которыми должен руководствоваться проповедник при составлении церковных нравоучений.

1. Все нравоучительные истины, содержащиеся в церковной проповеди, должны быть основаны на Священном Писании и учении Церкви, ибо нравственные предписания, имеющие нецерковные источники, не могут быть авторитетными для христианина. Каким образом, например, можно обосновать необходимость любви между людьми вне христианского мировоззрения? Идеи гуманизма, положительные сами по себе, для этой цели малоубедительны. В христианстве же любви, как добродетели, дается глубочайшее обоснование и высший авторитет: «Бог есть любовь» (1 Ин. 4,8). Поэтому каждый человек призывается любить Бога, а в Боге — всех людей.

2. Церковные нравоучения требуют от пастыря особенного внимания при выборе темы проповеди. Следует избирать такие темы, которые могли бы заинтересовать слушателей или же имели прямое отношение к их религиозно-нравственной жизни. Такой подход к выбору предмета проповеди является наиболее плодотворным и спасительным для слушателей.

3. Нравоучения следует излагать не сухо и отвлеченно, а живо, образно и наглядно. Замечательным примером в этом отношении являются нравоучения святителя Иоанна Златоуста. Проповеди святого отца всегда благотворно влияли на сердца слушателей. Их успех в немалой степени был предопределен самим характером изложения проповеди: отец Церкви в своих наставлениях всегда конкретен, раскрытие темы отличается наглядностью и примерами, применимостью к обстоятельствам жизни слушателей.

4. При наличии необходимых условий проповедник должен стремиться к осуществлению принципа систематичности в раскрытии нравственного учения Церкви. Систематическое раскрытие нравственных истин имеет большое значение: оно способствует формированию нравственного миросозерцания слушателей. Кроме богослужебной проповеди, для этой цели могут быть использованы внебогослужебные беседы, уроки в воскресных школах.

5. Дело церковного благовестия требует от пастыря большого терпения и настойчивости. Эти качества особенно необходимы в деле нравственного учительства, ибо высоко-нравственная жизнь требует большого труда как от самого проповедника, так и от его слушателей. Поэтому проповедник не должен остерегаться повторений в своих поучениях, а наставлять слушателей до тех пор, пока не увидит ожидаемого плода. «Земля. — говорит святитель Иоанн Златоуст, — приняв однажды семена, скоро воздает плоды и не требует вторичного сеяния; но душа наша не такова. Желательно, по крайней мере, чтобы сеющий часто и прилагающий к тому много попечения хотя однажды получил плод» .

Нравоучительная проповедь имеет наиболее широкое применение в церковной жизни. Она может произноситься в Господские и Богородичные праздники, в дни памяти святых, во время внебогослужебных встреч с пасомыми, а также тогда, когда пастырь считает это необходимым. Этот вид проповеди может быть представлен в форме бесед, слов и поучений.