ДОГМАТИЧЕСКАЯ ПРОПОВЕДЬ.

Знание христианского учения и вера в истинность догматов являются основой мировоззрения, религиозной жизни и практической деятельности каждого члена Церкви. Отсюда вытекает обязанность пастырей научать пасомых вероучительным истинам. По мнению блаж. Августина, в области церковного учительства — это задача первостепенной важности. «Если народ еще не сведущ в истинах веры, — говорит он, — то надобно прежде учить его». Ибо невежество пасомых относительно догматов веры может быть причиной различных предрассудков, суеверий и даже церковных нестроений — ересей и расколов.

В гомилетике проповеди, содержащие вероучительные истины, принято называть догматическими. Этот вид церковного учительства берет начало с IV века и был наиболее употребителен в эпоху Вселенских Соборов. Появление этого вида было обусловлено особенностями церковной жизни после Миланского эдикта313 года. С приходом в Церковь большого количества верующих из язычников возникло необычайное разнообразие интересов ее членов. Одним из них был интерес к рациональному постижению христианских истин. В рассматриваемое время «всякий слух был отверст к слушанию богословия» и всякий думал о том, чтобы задать или решить какой-нибудь богословский вопрос*. В этот же исторический период возникают ереси, которые в течение столетий волновали Церковь. Поэтому церковная кафедра со второй половины IV века должна была стать и школой богословия и ареной борьбы Православия с различными видами лжеучений. В связи с этим догматическое учение в проповеди могло принимать форму как полемического трактата (например, у свв. Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского), так и положительного изложения православного вероучения (как у св. Василия Великого). То время настоятельно требовало от проповедников изложения догматического учения, ибо на протяжении всей эпохи Вселенских Соборов оно представляло высший интерес для христианского общества. Центральное место в догматической проповеди должны занимать истины, связанные с личностью

* Гроссу Н.. свящ. Исторические типы церковной проповеди. Киев, 1910, с.22.

и искупительным подвигом воплотившегося Сына Божия Господа Иисуса Христа. У подножия креста Христова сосредоточена вся полнота христианского вероучения. Раскрытие этих истин в проповеди открывает слушателям любовь Божию к миру и человеку, возбуждает в их сердцах чувство глубокого благоговения и благодарности своему Творцу. Усердный проповедник, руководствуясь примером ап. Павла, который не упускал возможности сообщать слушателям всю волю Божию (Деян. 20,27), должен стремиться преподавать своим пасомым всю полноту православного вероучения. Такая практика освящена опытом святых отцов и учителей Церкви и требует от пастыря-проповедника особой опытности. «Мне кажется весьма трудным делом, — пишет св. Григорий Богослов, — излагать с должным уменьем всю экономию наших истин догматических, т.е. преподавать все то, что наша св. философия содержит о мире, или мирах, о материи, о душе, о уме и умных существах как добрых, так и злых, о Провидении, всеобъемлющем и всеуправляющем, соглашая в делах его как то, что согласно с разумом, так и то, что земляному и человеческому уму представляется противоречащим, о первобытном нашем состоянии и последнем воссоздании, о преобразованиях, о истине и заветах, о первом и втором пришествии Христа, о воплощении, страданиях и смерти, о воскресении, о кончине мира, о суде, о воздаянии как горестном, так и славном, — а что всего важнее, что главное. — о живоначальной, царственной и блаженной Троице»*.

Если нет возможности раскрывать христианское вероучение во всей полноте и обширности, то следует предлагать слушателям главные догматы веры, изложенные в Никео-Цареградском Символе веры. Символ веры — лучший указатель догматических предметов, которые необходимо разъяснять слушателям в проповеди. Это самая древняя система догматического богословия, представленная в самом кратком виде. Порядок тем или догматических предметов, заимствованных из Символа для раскрытия в проповеди, должен соответствовать порядку изложения этих предметов в самом Символе веры.

Кроме главных догматов, содержащихся в Символе веры, слушателям полезно изъяснять частные догматы, которых нет в самом Символе, а только выводятся из истин, содержащихся в нем. Частные догматы имеют непосред-

ственное отношение к духовно-нравственной жизни православного христианина. К ним относятся догматы о призывании святых в молитве, о почитании икон и нетленных мощей, о кресте Спасителя и крестном знамении, о поминовении усопших, о посте. Частные догматы в гомилетических пособиях называются иногда отличительным догматическим учением Православной Церкви**. Изложение этих догматов особенную актуальность приобретает там, где есть необходимость защищать православную веру от нападок иноверцев и предохранять православную

* Амфитеатров Я.Чтения церк.словесности или Гомилетика.Киев,1846,с.65. **Там же с.75

 

паству от влияния лжеучений. В отдельных случаях догматическая проповедь

может иметь полемический характер. По этому поводу св. Иоанн Златоуст замечает, что тот, кто поставлен учить других, должен быть опытнее всех в таких спорах, ибо «множество простых людей, находящихся под его руководством когда увидит, что вождь их побежден и не может ничего сказать противникам, будет винить в этом поражении не его слабость, а нетвердость самого учения; по неопытности одного много людей подвергнется крайней гибели».

Правила раскрытия догматов на церковной кафедре.

Изъяснение догматических истин с церковной кафедры требует от проповедника прежде всего соответствующих знаний в области христианского вероучения, а также пастырской опытности и осмотрительности. «Пусть кто-нибудь будет скуден в словах и состав речи его прост и неискусен, только пусть он не будет невеждою в познании и верном разумении догматов»*, — говорит св. Иоанн Златоуст. В соответствии с этим каждый пастырь-проповедник должен хорошо усвоить догматическое учение Церкви и только после этого приступать к изъяснению вероучительных истин с амвона. Гомилетическая наука предлагает следующие положения относительно раскрытия вероучительных истин.

1. Догматические истины должны излагаться в строгом соответствии с учением Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Высшим авторитетом в обосновании догматических истин является Священное Писание.

2. Проповедник, приступая к изложению догматических истин, должен помнить, что эти истины являются богооткровенными и человеческий разум по своей ограниченности не может до конца постигнуть их. Большая часть догматов в своем существе непостижима для человеческого разума и должна восприниматься верой. «Не будем испытывать своим умом тайн Божественных, — поучает св. Иоанн Златоуст, — не станем подводить их под порядок обыкновенных у нас вещей, и подчинять законам естества; но будем разуметь все благочестиво, веруя тому, что сказано в Писаниях... Ты слышишь, что Отец родил? Веруй тому, что слышишь; но как родил, этого не испытывай, чтобы чрез то не отвергнуть и самого рождения, — что было бы крайне безрассудно... Ничто не производит столько мрака, сколько ум человеческий, рассуждающий обо всем по земному и не принимающий озарения свыше»**. Однако там, где есть возможность, вера всегда должна соединяться с рассудочным познанием, определяемым возможностями человеческого разума. Такое понимание взаимоотношения веры и разума при изъяснении догматического учения Церкви должно быть руководственным в проповеднической деятельности православного пастыря.

3. При рассмотрении тайн Божественного Откровения проповедником должна соблюдаться благоговейная осторожность, ибо неумеренная

* Св.Иоанн Златоуст.Т.1.СПб., 1898, с.458. ** Св.Иоанн Златоуст.Т.8, СПб.,1902, с.160.

пытливость при исследовании догматов веры не угодна Богу. Святитель Иоанн Златоуст порицает тех, которые из любопытства тщетно и напрасно хотят исследовать такие предметы, которые и знать было бы бесполезно и познать невозможно. Такие исследования оскорбляют Бога.

4. При изложении догматических истин проповедник может входить в умеренную полемику с заблуждающимися. Однако при этом не следует входить в подробности богословского или исторического характера, а также распространяться в доказательствах или опровержениях. Лучшим руководством для изъяснения истин веры являются святоотеческие изложения догматов.

5. Выбор догмата для раскрытия в проповеди должен определяться как внутренними факторами — религиозными запросами паствы, так и внешними — наличием религиозных лжеучений в той среде, среди которой проживают члены данной паствы (секты, раскола).

При выборе догматов для изъяснения проповеднику следует быть осмотрительным: не следует браться за изъяснение тех тайн веры, которые он не в состоянии сделать для слушателей вразумительными. По этому поводу блаж. Августин замечает следующее. «Есть предметы, — пишет он, — которые по самой сущности своей не понятны, или которые едва-едва постигаешь, да и то весьма поверхностно, хотя бы наставник выражалихсамыми ясными словами. Таких предметов или вовсе никогда не должно предлагать народу для слушания, или предлагать весьма редко, — в случае какой-нибудь необходимости». По этому вопросу находим наставление и у св. Григория Двоеслова. Он учит, что нельзя вдаваться в предметы возвышенные,если слушатели к этому не подготовлены*.

6. При наличии соответствующих условий приходской жизни пастырь-проповедник может изъяснять догматические истины в систематическом порядке. Порядок изложения догматов может определяться последовательностью членов Символа веры, системой догматического богословия, учебным планом по катехизису и другими пособиями. «Но мы не можем не заметить, — пишет проф. Я.Амфитеатров, — что порядок системы или книги, хотя бы и самый лучший, не есть порядок народа, не есть план, совершенно сообразный нравственному состоянию той или другой паствы» . Лучшими определителями проповеднической системы догматики являются сами слушателисо своими интеллектуальными и духовными запросами, тре-бующие того, что им необходимо, а не то, что следует по системе. Итак, проповедник не обязан строго придерживаться какой-либо догматической системы или порядка, а должен составить свой план изложения догматов.

Принципы построения данного плана следующие. Сначала следует изъяснять такие догматы, которые проще сами по себе, понятнее каждому слушателю и ближе к их собственному внутреннему или внешнему опыту; потом такие, которые важнее сами по себе и необходимее народу в деле

* Св.Григорий Двоеслов, Пастырское правило. Киев, 1872, с.240.

спасения; далее такие, которые имеют очевидную связь с уже изложенными догматами; наконец, можно предлагать проповеди о догматах глубочайших, требующих большого умственного напряжения и соответствующей подготовки.

При любом порядке изложения догматических истин проповедник должен с большим вниманием и благоговением излагать учение о Искупителе падшего человечества — Господе Иисусе Христе, о Церкви и хранящихся вней благодатных средствах спасения, о загробной участи человека, о бытии добрых и злых ангелов.

Пастырю-проповеднику можно рекомендовать изложение догматических истин по принципу проповеднических циклов, когда одна какая-либо тема развивается в нескольких проповедях, органично связанных между собой. Такими темами могут быть: «Бог — Творец и Промыслитсль», «Христос — Спаситель человечества», «Церковь Христова и ее миссия в мире», «О Таинствах Церкви», «Человек и бессмертие».

7. Догматы веры должны быть изъясняемы в такой форме, в которой они наиболее легко могут быть усвоены слушателями. Наименее пригодна для догматических проповедей научная форма изложения и раскрытия вероучите-льных истин. Краткость, сухость и отвлеченность богословских определений, отсутствие в них элемента наглядности делают такую форму неприемлемой для поучений с церковной кафедры. Для догматических проповедей должна применяться простая и удобопонятная форма изложения, рассчитанная на усвоение вероучительных истин не только умом, но и сердцем слушателя. В этом смысле лучшим образцом для подражания является слово Божие. Учение о Боге излагается здесь не отвлеченно, а в ближайшем отношении как

к каждому человеку, так и ко всему роду человеческому. Бог изображается в Откровении и как высочайшее и всемогущее Существо, и вместе с тем как Творец и благодетель рода человеческого. На страницах Евангелия Он зрится в живом отношении к людям, в непрестанном попечении и заботах о них. «Бог есть Любовь» — вот самое истинное и жизненное определение Божества. (1 Ин. 4,8). Бог — это Любовь, простирающаяся даже до предания на смерть Единородного Сына для спасения людей (Ин. 3,16); это Любовь всеведущая, прозревающая все нужды и потребности человеческой природы (Мф. 6,8); это Любовь всеобъемлющая, простирающая Свое милосердие и благость на всех людей, и добрых и злых (Мф. 5,45); это Любовь, промышляющая о птицах небесных и о былинках земных (Мф. 6,26,30). Наглядность, образность, жизненность — вот те характеристические черты, которые должны быть присущи изложению догматического учения в пастырской проповеди.

8. При раскрытии вероучительных истин преимущественное внимание следует уделять практическому значению того или иного догмата. Так при изъяснении учения о том, что Бог есть Дух, следует указывать на необходимость для христианина духовного образа жизни, говорить о поклонении Богу духом и истиной, т.е. не только внешним образом, но и мысленно, чистосердечно, на всяком месте и во всякое время. Пастырь должен объяснять пасомым,чтослужение и жертвы Богу должны иметь духовный характер (Рим. 12,1), ибо вещественные жертвы — свечи, приноше-

ния в храм, милостыня — без духовного Богопочитания и добродетельной жизни не могут быть Ему приятны. При изъяснении догмата о вездесущии Божием следует обращать внимание слушателей на то, что самый малый грехнеможет быть сокрыт от Божественного взора.

9. Если требуется не только изложить догмат,но идоказать его истинность, то лучше всего указывать на непререкаемую древность и непрерывное преемство его из века в век. При этом необходимо ссылаться на Священное Писание, постановления Вселенских Соборов, свидетельства св. отцов Церкви.

В заключение этих кратких правил следует сказать, что догматические проповеди, благодаря своему содержанию, наиболее употребительны в дни Господских праздников, идейное содержание которых носит догматический

характер. На Рождество Христово следует раскрывать догмат Боговоплощения, на Богоявление — о Святой Троице, на Пасху — о воскресении Христовом, в день Пятидесятницы — о Святом Духе и Церкви. Догматические проповеди могут произноситься и в воскресные дни, когда рядовое евангельское или апостольское чтение содержит вероучительные истины. Кроме указанных дней года. догматические истины содержатся в идейном содержании великопостного богослужения, заупокойных служб, а также в чинопоследовании таинств Крещения, Евхаристии и других.

Знание догматов веры, правильное понимание их, как правило, отражается на нравственно-практической деятельности христианина. Вероучительные истины помогают уяснить смысл и цель земной жизни человека, определяют характер его отношений к Богу и окружающим людям. Напротив, от незнания догматов, невежества верующих могут возникать ереси и расколы, удаляющие христиан от Бога и обрекающие их на вечную гибель. Именно поэтому самые выдающиеся подвижники веры — святые отцы — всегда были первыми борцами за чистоту догматического учения Церкви.