КАТЕХИЗИЧЕСКАЯ ПРОПОВЕДЬ

Катехизическими называются проповеди, в которых слушателям преподаются начала религиозной жизни, элементарные уроки христианской веры и нравственности. Знание этих предметов необходимо каждому члену Церкви Христовой. Катехизические проповеди берут начало в глубокой древности. Известны они под названием катихумената, т.е. «обычая первую половину Литургии, на которой присутствовали и оглашенные, посвящать главным образом поучению, приспособленному по содержанию к уровню понимания оглашенных иих потребности в качестве готовящихся сделаться верными». Катехизация обычно сокращала объем экзегезиса в проповеди. Существование катихумената получило начало в III веке.

Содержание катехизических проповедей определяется духовными нуждами слушателей. Как уже было сказано, в древности этот вид поучений предназначался для оглашенных, готовящихся к таинству Крещения. Им вменялось в обязанность усвоение начал христианского учения о вере и нравственности. Эти начала содержатся в источниках христианской катехизации. Первым таким источником является Никео-Цареградский символ веры, составленный святыми отцами Первого и Второго Вселенских Соборов и содержащий основные положения христианского вероучения. Вторым источником катехизических поучений являются истины христианского нравоучения, изложенные в Десятословии и в Евагаельских заповедях блаженств. Далее в катехизической проповеди должно быть раскрываемо учение о молитве, без которой немыслима истинная христианская жизнь. Изъяснение молитвы Господней «Отче наш», которую Спаситель дал Своим ученикам, составляет особую тематику данного вида проповеди. С изъяснением этой молитвы соединяется пояснение и других общеупотребительных молитв, а также чина общественного богослужения. средоточием которого является Божественная Литургия.

Изъясняя основы веры и нравственности в порядке источников катехизации, проповедник должен строить свои поучения по определенной системе, переходя от одного предмета к другому. Это первая особенность катехизической проповеди. Вторая особенность этого вида заключается в общедоступности, ясности и возможной наглядности изложения. Проповеднику при этом не следует вдаваться в подробности богословского характера, исторический анализ рассматриваемого предмета, но по возможности кратко и ясно излагать его сущность.

В древности катехизические поучения занимали важное место среди видов церковной проповеди и в какой то степени влияли на их содержание, ибо, сообщив основы христианского ведения в катехизическом курсе проповедей, проповедники в дальнейшем освобождали себя от повторения того, что было сообщено слушателям.

Насколько актуален рассматриваемый вид церковной проповеди в современную эпоху? Можно с уверенностью сказать, что в настоящее время этот вид должен занять одно из самых важных мест среди других видов церковного учительства. Причина этого — исторические особенности существования Православной Церкви в России вXX веке. После отделения школы от Церкви и Церкви от государства верующие люди нашей страны практически были лишены возможности получать где бы то ни было даже элементарную религиозную подготовку. Пропаганда атеизма, различные формы преследования верующих привели к тому, что даже в семье и в храме христианин часто не мог получить необходимых религиозных знаний: члены семей в своем большинстве были атеистически или индифферентно настроенными относительно веры, в храмах же священникам, согласно законодательству о религиозных культах, запрещалось излагать христианские истины в систематическом порядке. Характеризуя религиозную образованность современной паствы, можно сказать, что «большинство нынешних христиан представляет из себя младенцев по вере, которые требуют млека, а не твердой пищи: для таких сообщение элементарных катехизических уроков полезнее и необходимее изъяснения Библии или раскрытия высоких истин, не входящих в круг элементарного знания и требующих для своего усвоения большей или меньшей зрелости духовной»*. Наконец, современные события в жизни Церкви настоятельно требуют возрождения традиций древней катехизации: в 90-х годах текущего столетия Церковь стала пополняться большим количеством своих членов, принимавших крещение во взрослом возрасте.

Как поступать пастырю-проповеднику в современных условиях церковной жизни по отношению к данной категории слушателей? Очевидно, заочные рекомендации общего характера будут малополезными, ибо у каждого пастыря свои условия церковной жизни и возможности. Однако знание древней церковной практики относительно религиозной подготовки

* Певницкий В.Церковное красноречие…, с.151.

крещаемых во взрослом возрасте укажет проповеднику правильный путь в решении этой проблемы. В Древней Церкви катехизическое учение сообщалось слушателям до принятия ими таинства Крещения. Такие слушатели назывались оглашенными. Их крещение, в большинстве случаев, приурочивалось ко дню св. Пасхи. С этой целью со дня Богоявления велась запись оглашенных — их имена вносились в особые списки. Эта запись продолжалась до второй недели Великого поста, согласно 45 правилу Лаодикийского Собора, по которому «по двух седмицах четыредесятницы не должно принимати к крещению». Кто в течение указанного периода времени не изъявлял решительного желания принять крещение, тем уже не позволялось готовиться к принятию таинства в Великую субботу и приготовление их откладывалось на дальнейшее время — до заявления ими полной решимости.

Оглашенные, включенные в список, составляли особый класс слушателей, называемых просвещаемыми. Следы этой древней церковной практики видны в ектений «елицы ко просвещению», которая возглашается на литургии Преждеосвященных Даров во 2-й половине Великого поста вслед за ектеньей об оглашенных. Первое, что требовалось от просвещаемых, — это изучение Символа веры и молитвы Господней. Изучение производилось не по записанному тексту, а посредством устной передачи живым словом. Мужчин научали диаконы, женщин —диаконисы. Перед началом изучения Символа веры предстоятелем Церкви говорилась речь, в которой передавалось содержание Символа и разъяснялся его смысл. После изучения основ христианской веры готовящиеся ко крещению должны были публично произносить Символ веры и молитву Господню на возвышенном месте в виду верующего народа перед епископом или пресвитерами. Для этого назначался 5-й день шестой седмицы или же другие дни Великого поста. На этом собрании верующих предстоятелем Церкви также говорилось поучение. Однако этим подготовка ко крещению не ограничивалась. В период этой подготовки слушателям говорились особые огласительные поучения, в которых изъяснялись положения христианской веры и нравственности.

Древнейшим памятником огласительного учения являются огласительные и тайноводственные поучения св. Кирилла Иерусалимского. По этому памятнику можно судить о характере содержаний и объеме катехизических поучений в Древней Церкви. Обращаясь к слушателям в первом огласительном поучении, Святитель говорит: «Прими небесное сокровище... Ходи неопустительно на огласительные поучения и помни, что говорено будет. Ибо говорится не для того, чтобы ты только слушал, но чтобы верою запечатлевал говоримое»*. Всего у св. Кирилла восемнадцать огласительных поучений. В первых пяти раскрываются религиозно-нравственные предметы общего характера, а затем изъясняются догматы веры соответственно порядку членов Символа веры. Разъяснение христианс-

*Св.Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные.М.,1991,с.16.

кого вероучения составляет главный предмет оглашений Святителя. Эти разъяснения дополняются доказательствами и защитой истин христианства, а также опровержением лжеучений, существовавших в то время.

После догматического учения излагался закон нравственной жизни христианина. В одном из своих поучений св. Кирилл обещает учить слушателей тому, как «должно вести себя и словами и делами достойно полученной благодати, дабы возможно было всем получить вечную жизнь»,т.е. он обязуется научить правилам христианской нравственности. Начала этой жизни разъяснялись на основании заповедей десятословия. Эти заповеди выучивались оглашенными наизусть.

В состав огласительного учения входила также священная история. Знание священной истории само по себе необходимо каждому христианину. Однако, кроме этого, исторические факты могли использоваться проповедни -ками как методический прием при разъяснении отвлеченных истин христианского учения. Блаж. Августин в книге об оглашении простых людей рекомендует на основании примеров из священной истории изъяснять теоретическое учение, ибо исторические повествования более приемлемы для простого ума. Это лучший путь вести оглашенных к уразумению тайн домостроительства спасения и укреплению в их сердцах искренней веры. Священную историю, согласно блаж. Августину, следует передавать кратко и в общих чертах, обращая особенное внимание на то, что более назидательно и с интересом выслушивается оглашенными. При изъяснении Ветхого Завета необходимо все внимание слушателей направлять к средоточию священной истории — пришествию Христа Спасителя в мир и Его искупительному подвигу. Ибо Ветхий Завет — прообраз Нового, в нем предъизображается будущее Церкви .

Процесс обучения оглашённых не оканчивался с принятием таинства Крещения в Великую субботу. В дни пасхальной седмицы новокрещенные регулярно посещали храм Божий, где им разъяснялись церковные Таинства и

чинопоследования богослужений. Такие поучения у св. Кирилла Иерусалимского названы тайноводственными. В пяти поучениях Святитель раскрывает смысл, значение и обрядовые особенности важнейших церковных Таинств — Крещения, Миропомазания и Евхаристии. У него есть

мысль о том, что все новокрещенные должны быть причастниками Тела и Крови Христовых.

На основании сказанного можно заключить, что содержание катехизических проповедей в древности составляли следующие предметы: 1) учение догматическое, содержащееся в Символе веры; 2) молитва Господня;

3) нравоучение; 4) священная история; 5) церковные Таинства и элементы богослужения. Эти проповеди произносились в систематическом порядке. Для проповеднической катехизации назначались особые, внебогослужебные часы, а оглашённые собирались для слушания поучений не только в храмах, но и в устроенных при них крещальнях. Обязанность катехизатора нередко возлагалась на низших членов клира, которые по своему положению не имели права восходить на церковную кафедру в качестве проповедника.

Познакомившись с содержанием и особенностями древней катехизации, пастырь-проповедник, по мере своих возможностей и религиозных запросов паствы, может творчески использовать те или иные элементы древней церковной практики. Наиболее удобная форма этого вида проповеди — катехизическая беседа с использованием вопросно-ответного метода изложения.