ЭКЗЕГЕТИЧЕСКАЯ ПРОПОВЕДЬ

История. Изъяснение Священного Писания должно составлять главный предмет церковной проповеди. Это требование вытекает как из самого существа, так и из формальной стороны церковного учительства. Уже во II веке, когда библейские чтения сделались составной частью богослужения, проповедник должен был изъяснять слушающим слово Божие337. С течением времени церковно-богослужебное употребление текстов Священного Писания еще более усилилось вследствие образования канона священных книг338. В течение всего года за богослужениями стал прочитываться почти весь Новый Завет и весьма многое из Ветхого Завета. Богопросвещенные проповедники первых веков христианства неутомимо изъясняли своим слушателям прочитываемые тексты. Так, св. Василий Великий произносил беседы на книгу Бытия и Псалмы, св. Григорий Нисский — на книги Экклезиаста и Песни Песней, а экзегетические беседы св. Иоанна Златоуста посвящались как книгам Ветхого, так и Нового Заветов. О том, какое значение имело изъяснение Священного Писания в проповеднической деятельности последующих поколений пастырей Церкви можно судить по первой гомилетике блаж. Августина: в его «Христианской науке» гомилетические правила предваряются правилами, «способствующими к уразумению смысла Священного Писания».

Такое внимание к священным текстам объясняется тем, что святые отцы видели в Библии книгу первостепенной важности, которая содержит все

* Настольная книга священнослужителя.Т.2.М., 1978, с.579.

необходимое для назидания слушающих. Соответствующим образом относились к Откровению и рядовые члены Церкви. Древние христиане с большим усердием поучались в законе Господнем не только в храме, но и по домам. Тексты Священного Писания, которые следовало изъяснять в храме, нередко заблаговременно указывались народу для предварительного прочитывания дома. Несмотря на отсутствие книгопечатания, священные книги, по свидетельству св. Иоанна Златоуста, были в домах многих, и слушатели имели возможность предварительно познакомиться с изъясняемым текстом.

Священное Писание было разделено на отдельные зачала, читаемые за богослужением в определенные дни, которые предстоятель сразу по прочтении начинал изъяснять слушающим. Нередко чтения, а следовательно, и предметы поучений, распределялись в соответствии с особенностями слушателей: для оглашенных, новопросвещенных, для престарелых, вдовиц, дев и т.д.

Методология. Изъяснение Священного Писания требует от проповедника больших и глубоких знаний, труда и терпения. Как уже указывалось выше, великие учители Церкви последовательно изъясняли народу целые книги Священного Писания, а усердие слушателей простиралось до того, что они дважды в день, а иногда и более приходили в храм слушать изъяснение слова Божия. Условия современной церковной жизни далеки от этих возможностей. Однако слова Христа Спасителя «Исследуйте Писания» (Ин. 5,39) обращены и к нам. В настоящее время основным материалом для экзегетических проповедей должны быть Апостольские и Евангельские зачала. Можно изъяснять все зачало или отдельные его стихи — в любом случае польза для слушателей от этого будет огромной. Несмотря на отрывочность исследуемых текстов, такие проповеди способствуют правильному пониманию Священного Писания, формированию религиозного мировоззрения и воспитанию христианской нравственности у слушателей. Главная задача, стоящая перед проповедником-экзегетом, состоит не в научном разборе каждого слова или выражения, а в назидании, извлечении нравственных уроков для слушателей. Особенное внимание необходимо уделять тем местам Священного Писания, которые подвергаются неправильным толкованиям. Для того, чтобы самому проповеднику не погрешить в изъяснении какого-либо священного текста, следует руководствоваться 19-м правилом vi Вселенского Собора: «Если будет исследуемо слово Писания, то не иначе да изъясняют оное, разве как изложили светила и учители Церкви в своих писаниях»*. Установив данное правило. Св. Церковь в своем Уставе указывает руководственные источники для правильного изъяснения Писаний. Это так называемые уставные чтения — святоотеческие толкования слова Божия, читаемые на протяжении всего периода церковного года. «Подобает ведати, — говорится в церковном

* Поторжинский М., прот.История русск.церковной проповеди.Киев.1901,с.6.

Уставе, — яко во святую и великую неделю Пасхи начинается еже от Иоанна Евангелие, и чтется до Пентикостиа. Толкования же того Евангелия Златоустова чтутся на утренях в тыя дни. От недели Пентикостиа до месяца септемврия чтется еже от Матфея Евангелие, а толкования на оное Златоустова чтутся на утренях. От Новаго же лета, сиречь от недели по Воздвижении до недели сырныя чтется еже от Луки святое Евангелие. На утренях же чтется толкование Феофилактово ... и толкования Посланий св. апостола Павла, яже от Златоуста, такожде и Маргарит Златоустов. От первыя же недели Четыредесятницы, в субботах и неделях, чтется ежеот Марка Евангелие; на утренях же Шестодневник Златоустов» (Типикон, гл. 10).Экзегетические проповеди могут бытьв формебесед, поучений и слов. Наиболее употребителен этот вид проповеди за воскресным богослужением, а также во время внебогослужебных бесед.