ЯЗЫК И СТИЛЬ

 

Язык церковной проповеди. Языком, или лексикой, принято называть совокупность средств выражения в словесном творчестве. Богатство языка состоит в том, что человек располагает большим набором слов — языковых единиц, которые являются средством для выражения мыслей и чувств. Отсюда насколько богат и выразителен язык проповедника, настолько обширны его возможности в изложении мыслей, в воздействии на умы и сердца слушателей. Первое требование к языку проповеди, — это правильность речи. Соблюдение этих правил определяет культуру речи степень ее литературности. Любая ошибка при построении фразы, неверно поставленное ударение отвлекают внимание слушателей, затрудняют усвоение сказанного. Начинающему проповеднику рекомендуется обязательное предварительное письменное изложение своей речи. Как известно, каждая область человеческой деятельности имеет свою, так называемую профессиональную лексику, которая зависит от того, в какой сфере происходит общение людей: бытовой, деловой, научной. В проповеди излагается слово Божие, она произносится за Богослужением и является составной его частью. Поэтому язык проповеди должен иметь свои особенности и отличия, которые соответствовали бы высоте цели и важ-ности задач церковного учительства. К этим особенностям, прежде всего следует отнести библеизм. Суть библеизма состоит в использовании проповедником слов, выражений, образов из Священного Писания. Наилучшее же использование священных текстов, достигается при таком изложении, когда библеизмы органично сливаются с современным языком, сохраняя, однако, одно из главных свойств проповеди — ее ясность*. Следующей характерной особенностью языка церковной проповеди является благоговейность. По древней церковной традиции проповедь начинается призыванием имени Божия, произношением слов: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Образцом благоговейного изложения может служить святоотеческая проповедь. Несмотря на все многообразие тем, посвященных нередко обличению грехов и страстей человеческих, словесная форма святоотеческих наставлений всегда остается неизменно благоговейной. Особенная благоговейность должна соблюдаться при употреблении имен святых личностей. В проповедях следует говорить: Господь Иисус Христос (или Христос Спаситель), Пресвятая Дева Мария (или Пресвятая Богородица), святой апостол Павел, святитель Иоанн Златоуст и т.д.

Стиль церковной проповеди. В языкознании стилем называется совокупность приемов использования средств языка для выражения тех или иных мыслей, а также слог литературного произведения. Одно из первых требований к стилю пастырской проповеди — наглядность изложения, которая предусматривает применение сравнений, противопоставлений, примеров и описаний.

Наглядность изложения. Сам Господь Иисус Христос в Своих беседах с народом часто обращался к опыту повседневной человеческой жизни, брал образы и примеры из окружающей среды. Он говорил слушателям о званых на ужин (Лк. 14,24), о закваске (Мф. 13,33), о горчичном зерне,

разрастающемся в ветвистое дерево (Мф. 13,31), о виноградной лозе (Ин.15,4). полевых лилиях (Мф. 6,28). Спаситель это делал с той целью, чтобы слушатели посредством знакомых предметов и явлений лучше уяснили проповедуемые им истины, глубже запечатлели в своих сердцах внушаемые им добродетели. Принцип наглядности предусматривает широкое применение в изложении проповеди 1)сравнений, 2)противопоставлений,

* Проповедник должен помнить о двух крайностях в отношении использования текстов Св. Писания. Первая состоит в стремлении использовать как можно больше библейских текстов и выражений, часто не сообразуясь с требованием необходимости. Такое механическое употребление библеизмов не только не оказывает благотворного влияния на слушателей, а напротив, затрудняет восприятие проповеди. Вторая крайность состоит в стремлении совершенно отрешиться от священных текстов, заменив их доводами человеческого разума. Такой подход к изложению проповеди можно назвать не церковным. Он свидетельствует о непонимании проповедником существенных задач церковного учительства. Сам Господь Иисус Христос, возвестивший полноту божественных истин, в Своей проповеди находил необходимым обращаться к текстам Священного Писания.

3)примеров и 4)описаний.

1)СравнениеИдеальные сравнения можно найти в проповедях Христа Спасителя. Так, убеждая слушателей в отзывчивости Отца Небесного к просьбам людей, Господь говорит: «Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И, когда попросит рыбы, подал бы ему змею? И так, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Мф. 7,9—11). О неусыпном попечении Божием о каждом человеке свидетельствует следующее сравнение, приводимое Спасителем: «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего. У вас же и волосы на голове все сочтены. Не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц» (Мф. 10,29—31 Замечательные сравнения подобного рода находим мы в одной из бесед св. Иоанна Златоуста о молитве. «Как поступаем мы, — говорит Святитель, — готовясь обедать и пить, —именно, когда увидим, что нагретая вода остыла, то ставим ее опять на очаг, чтобы она поскорее нагрелась: так будем поступать во время охлаждения души к Богу; на молитву, как бы на горячие угли, будем полагать уста свои и таким образом опять воспламенять душу свою к благоговению. Для достижения наибольшей выразительности изложения пользуются приемом 2) противопоставления. При этом приеме сопоставляются противоположные, взаимоисключающие мысли, понятия, суждения. «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне», — говорит Христос (Мф. 6,24). Св. Иоанн Златоуст в слове «Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным христианским любомудрием монашеской жизни» противопоставляет блага монашеской жизни благам, доставляемым царской властью. В другом месте, в беседе по случаю низвержения царских статуй. Златоуст восклицает: «Что мне сказать, и о чем говорить? Теперь время слез, а не слов; рыданий, а не речей; молитвы, а не проповеди».

Особенную наглядность изложению проповеди придают 3) примеры. Для большей части слушателей они более целесообразны и назидательны, чем отвлеченные рассуждения на ту или иную тему христианского любомудрия. Так, Христос Спаситель в ответ на упрек фарисеев, почему апостолы срывают колосья в субботу, ответил: «Разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? Как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам?» (Мф. 12,3—4)..Особым способом изложения, при котором главная мысль всегда пояснялась примерами, отличаются проповеди св. Григория Двоеслова. Главное место в его беседах занимают назидательные истории и рассказы, которые, неся в себе жизненное содержание, возбуждали совесть слушателей, оставляли глубокий след в их сознании. Не менее полезен и назидателен этиологический элемент в церковном учительстве, когда в проповеди излагается жизнь, подвиги и духовная борьба угодников Божиих. Живые примеры, в которых нравственные и религиозные истины христианства являются в осязательных чертах, всегда бывают более поучительными для слушателей, чем отвлеченные рассуждения о добродетелях. Следующим средством наглядности изложения являются 4)описания. Описания, применяемые в проповеди, можно разделить на два вида: психологические описания и описания быта людей или природы. Замечательное психологическое описание находим мы в притче Христа Спасителя о мытаре и фарисее (Лк. 18,9—14). Описание быта вавилонских пленников содержит беседа св. Иоанна Златоустого на 125 псалом, а увлекательное описание природы видим в «Шестодневе» св. Василия Великого, где, например, живописно представлено устройство колосьев пшеницы, охота морского рака за устрицей (Беседы 5 и 7).Эмоционально насыщенные описания, излагаемые проповедником художественно, с большой выразительностью, нередко представляют ораторски живописную картину, которую принято называть изображением. Изображения имеют место чаще всего при описании фактов, событий, а также характеров или наклонностей людей с их пороками или добродетелями. Цель этого приема не только в рассудочном усвоении слушателями предлагаемой истины, но и в чувственном ее восприятии. Ибо речь, не вызывающая в сознании слушателей образов, действует на них усыпляюще.

Стилистические средства изобразительности общего характера. Наилучшими средствами речевой изобразительности являются 1)эпитеты, 2)тропы ,3)фигуры. 1)Эпитет (от греч.— приложение) — это определение, прибавляемое к названию предмета с целью подчеркнуть его характерное свойство, придать ему художественную изобразительность, нам часто слышатся хорошо знакомые слова: милосердный Господь, животворящая сила молитвы, губительный грех и другие эпитеты. Значение этого лексического средства в том, что удачно подобранный эпитет может заменить иногда пространную характеристику того или иного предмета.

2)Тропы(от греч. — оборот) — такие слова или фразы, которые употребляются не в прямом, а в переносном смысле. В практической деятельности проповедника имеют значение следующие тропы. а) Метафора(от греч. — перенос) — это перенесение свойств с одного предмета на другой. Метафора, по существу, есть не что иное, как скрытое сравнение. В речи проповедника мы часто слышим метафоры «сияние славы», «плоды веры», «горячая любовь», «пламенные души», «угрызения совести» и т.д. Чтобы использование метафор достигало цели, необходимо соблюдать требования ясности и естественности. Сложная, распространенная метафора называется б) аллегорией (от греч. — иносказание). Аллегоризм Священного Писания чаще всего выражен в притчах: всем известны притчи Спасителя о добром пастыре, о сеятеле, о жатве, о закваске и многие другие. Следующим наиболее распространенным тропом является в) гипербола. Гипербола(греч. — оборот речи, состоящий в преувеличении для более сильного впечатления). Например, «не человек он был, а ангел во плоти», «слезы текли ручьем». Гиперболы применяются в проповеди с целью воздействия на чувства и воображение слушателей. 3) Фигуры (от лат. — образ, вид), Различие между тропами и фигурами в том, что тропы способны создавать и углублять мысль, следовательно, обладают творческой силой; фигуры же являются лишь способом выражения готовой мысли и разных настроений. Наиболее употребительная фигура —а) олицетворение . Это такая фигура, посредством которой отвлеченным понятиям и неодушевленным предметам приписываются свойства и действия предметов одушевленных. Так, во второй песни Великого канона прп. Андрея Критского читаем: «Вонми, небо, и возглаголю, и воспою Христа, от Девы плотию пришедшаго». б)Восклицание. Это один из способов выражения сильных чувств. Как известно, в обычном, описательном виде изложения эмоциональная настроенность проповедника едва улавливается, достаточно полное выражение его внутреннего состояния возможно посредством восклицаний. Вспомним пасхальный канон преп. Иоанна Дамаскина. Как радостно, торжественно, жизнеутверждающе звучат слова 9-ой песни канона: «О, Пасха велия и священнейшая, Христе! О, Мудросте, и Слове Божий, и Сило! Подавай нам истее Тебе причащатися в не вечернем дни Царствия Твоего». Но не только христианская радость может выражаться в восклицаниях проповедника. Вся сложная гамма внутренних переживаний человека может найти проявление в этом стилевом средстве Вслед за восклицанием одной из наиболее употребительных фигур в публичной речи является в)риторический вопрос, т.е. утверждение или отрицание, облеченное в форму вопроса. Риторический вопрос, как правило, содержит ответ в самом себе. Цель этой фигуры — заострить внимание слушателей, активизировать их мышление с тем, чтобы приводимый довод стал их собственным убеждением. Наиболее ярко характерные свойства риторического вопроса выражены в 9 главе 1-го послания ап. Павла к Коринфянам: «Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе?» (ст. 1) Наиболее употребительными в проповедях являются также г)обращения. Почти каждая проповедь начинается словами обращения к присутствующим. Но кроме этого, проповедник может обращаться к Богу, к святым, к воображаемому собеседнику и, наконец, к явлениям природы или даже к отвлеченным понятиям. Митрополит Илларион свое «Слово о законе и благодати» заключает следующим обращением: «Ты же, Владыко, Царю и Боже наш, высокий и славный! Человеколюбец, воздающий по трудам славу и честь, и творящий причастниками Твоего Царства! Помни, как Благий, и нас убогих Твоих, яко имя Тебе Человеколюбец». В том же «Слове» находим и риторическое обращение к святому князю Владимиру: «Встань от гроба твоего, честная главо! Встань, отряси сон! Ты не умер, но спишь до общего всем востания. Встань, ты не умер. Несвойственно умирать тебе, когда уверовал ты во Христа, Жизнь всего мира». д) Повторения — фигура, цель которой усилить динамику речи, подчеркнуть определенную мысль. В современной публичной речи чаще всего встречается анафорический повтор, когда ряд предложений или отрывков речи начинается с одного и того же слова или фразы. В проповедях повтор, облегчает восприятие длинного фрагмента речи, расчленяя его на отдельные части и выделяя необходимую мысль. Наиболее характерные примеры можно найти в проповедническом творчестве архиепископа Херсонского Димитрия (Муретова). Так, в проповеди, посвященной изъяснению Евангельского текста об исцелении кровоточивой женщины, проповедник для повтора избирает слова Спасителя: «вера твоя спасла тебя» (Лк. 8,48).В этом поучении святитель выделяет пять больших абзацев и в начале каждого из них ставит указанные слова. Этим достигается концентрация внимания слушателей на теме, которая в каждом абзаце раскрывается с новых сторон. Особым стилистическим средством изложения является употребление в проповеди тонкой е) иронии и благородной остроты. В проповеди это средство употребляется в последнем значении, добродушная, легкая насмешка может быть хорошим лекарством в борьбе с нравственными пороками и недостатками как отдельных личностей, так и целого общества. Св. Иоанн Златоуст, например, заметив чрезмерную суетность мужчин своего времени, так высмеивает этот порок. «Взгляните, — говорит он, — на этого юношу, как осторожно ходит он на кончиках пальцев, чтобы не замарать своей обуви. Друг мой, если уж ты так боишься загрязнить свою обувь, то надень ее себе наголову и сбережешь ее». Чтобы не внести какого-либо смущения или соблазна в среду слушателей, ироническое высказывание должно быть легким, безобидным, снисходительным, проникнутым чувством милосердия и любви. Эти приемы требуют соответствующего психологического настроя слушателей. Наконец, следует упомянуть о довольно сложных стилистических построениях, относящихся к разряду фигур. В Послании ап. Павла к Римлянам обращает на себя внимание следующее построение: «Хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши духом Святым, данным нам» (Рим. 5,3—5). В этой фигуре понятия, выраженные соответствующими словами, последовательно соединяясь друг с другом, образуют своеобразную лестницу, почему и сама фигура называется «постепенное восхождение» (градацио) Мы рассмотрели лексические и стилистические средства изложения устной речи, наиболее часто встречающиеся в библейской и святоотечсской проповеди, а также в проповедях выдающихся благовестников церковного слова. В тропах, как видно, находит свое выражение образно-эстетическое мышление, в фигурах проявляется эмоциональная настроенность говорящего. При помощи этих средств достигается яркость и образность речи. Ознакомление с подобными средствами необходимо для выработки личного, индивидуального стиля речи церковного проповедника. Как нельзя лучше этому способствует систематическое и вдумчивое чтение лучших проповеднических творений, из которых по совокупности проповеднических качеств на первом месте стоят слова и беседы св. Иоанна Златоуста. Ознакомление с этими творениями дает читающему понятие об истинно церковном стиле изложения, способствует пробуждению чувств прекрасных и возвышенных.

 

 

Основные требования, предъявляемые к стилю церковной проповеди.

Требования естественности и ясности речи проповедника. Естественность всегда предполагает непринужденность и легкость в изложении мыслей. Напротив, всякая искусственность ведет к натянутости и замысловатости в изложении, не выражает действительных мыслей и чувств проповедника и, конечно же, не создаст в сознании слушателей желаемых образов, а в сердцах — подобающих чувств. Этому способствует применение в речи неуместных сравнений и метафор, вопросов и восклицаний, чрезмерное употребление обращений и повторов.

Следующее требование — ясность изложения проповеди. Это требование является основным и общим для красноречия любого рода. Вот что говорит о ясности проповеднического изложения блаж. Августин: «Для христианского проповедника первый и главный долг — во всех своих поучениях быть сколько возможно вразумительным и говорить с такой ясностью, что разве только самый беспонятный человек был бы не в состоянии понимать нас. В беседе вся забота наставника должна быть не о том только, как бы красноречивее, но и о том, как бы яснее и очевиднее изложить предмет свой». Это указывает на то, что для достижения ясности речи проповеднику необходимо прежде всего тщательно вникнуть в рассматриваемую тему и добиться ясного и отчетливого представления о том предмете, о котором желает вести речь. При таком подходе к раскрываемой теме появляется умение обо всем сказать от себя, своими словами. В противном случае речь проповедника не может быть ясной и вразумительной. Обратим теперь внимание на те слова блаж. Августина, где он говорит о наиболее возможной вразумительности речи проповедника, т.е. о наибольшей доступности ее для слушателей. Для этого пастырь должен знать своих пасомых, иметь представление об уровне их подготовленности и в соответствии с этим находить наиболее доступную форму изложения. В данном случае речь идет о популярности речи проповедника, который должен уметь о высоких истинах христианской веры говорить языком народа,_иметь язык богословия переводить на язык слушателей. Говорить популярно — это умение говорить просто о вещах сложных и серьезных, учитывая особенность восприемлемости слушателей. Сама суть популярной речи выражена св. Иоанном Златоустом так: «Не украшая речи отборными словами и выражениями, но употребляя такие слова, которые были бы удобовразумительны и понятны и слуге и служанке и вдовой женщине и торговцу, и корабельщику и земледельцу, я всячески постараюсь, сколько возможно, соблюсти краткость и в немногих словах преподать наставление, и таким образом в нерадивых слушателях возбудить желание легко и без всякого труда вникнуть в предлагаемое рассуждение и, удержав его в памяти, получить пользу» .Однако простота и доступность речи проповедника не означает ее приспособление под язык простого народа. Язык проповеди — это не язык народного быта, обыденных человеческих взаимоотношений. При всей своей доступности и ясности этот язык всегда должен отличаться чистотой, возвышенностью и церковностью. Проповедник всегда должен помнить о разнице между книжной и устной речью. Тяжеловесные и витиеватые синтаксические построения, приемлемые в книжной речи, часто недопустимы при непосредственном общении с народом. Сложные предложения, длинные синтаксические периоды весьма затрудняют восприятие речи проповедника, служат препятствием к усвоению предлагаемых истин. Для устного выступления предпочтительнее короткие и несложные предложения, легко воспринимаемые на слух. Именно поэтому преп. Исидор Пелусиот в одном из своих пастырских наставлений пишет, что проповедь должна носить на себе печать краткости, ясности и благовременности.

С понятием ясности речи проповедники тесно связан вопрос об использовании специальных терминов и иностранных слов в изложении проповеди. Мнение гомилетов прошлого века относительно этого вопроса было однозначным: «из проповеднического языка они должны быть изгнаны», как непонятные для многих. Совсем другое положение в области языкознания сложилось в настоящее время. Использование технических выражений, специальных терминов, профессионализмов стало обычным явлением не только в научной, но и в обыденной речи. Происходит своего рода терминологизация русского языка, ибо иноязычная лексика стала составлять немалую часть не только нашего пассивного, но и активного словарного запаса. Чем же руководствоваться современному проповеднику в решении данного вопроса? Прежде всего особенностью как своего проповеднического служения, так и тематикой и содержанием проповедей. Этим особенностям как нельзя лучше соответствует понятие церковности языка проповедника. Этот язык, как было уже сказано, должен отличаться близостью к языку Библии, богослужения, святоотеческих творений и быть чуждым не только веянием словесной моды, но и обмирщенности.