ТЕМА ПРОПОВЕДИ И СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ МЫСЛЕЙ В НЕЙ. ХАРАКТЕР ЛОГИЧЕСКОГО ПОСТРОЕНИЯ ПРОПОВЕДИ.

Тема проповеди. Приготовление каждой отдельной проповеди начинается с выбора исходной точки для ее построения. Основой построения проповеди могут быть истины, содержащиеся в евангельском или апостольском чтении дня, празднуемом священном событии, житии вспоминаемого Церковью святого, молитвословиях и песнопениях совершаемого Богослужения. Исходные точки служат основанием для определения темы проповеди. Как уже было сказано, темой называется главная мысль проповеди. С темой проповеди связано понятие тематического вопроса. Прежде чем приступить к составлению проповеди, необходимо мысленно поставить вопрос, на который должны ответить тема и само содержание проповеди (отсюда термин — тематический вопрос. Например, готовясь произнести поучение перед исповедью, проповедник должен поставить вопрос: что есть покаяние, в чем его сущность. Тема проповеди и будет ответом на этот вопрос: «Сокрушение о грехах — начало истинного покаяния». Как сам тематический вопрос, так и тема указывают направление мыслей в проповеди, дисциплинируют умственный труд пастыря над проповедью.

 

Способы развития мыслей в проповеди.

Для того, чтобы охватить в доступной мере известный предмет, а в случае необходимости, различить в нем существенные стороны, гомилетическая наука использует два исторически сложившихся способа развития мыслей в проповеди: синтетический (от греч.— соединение, составление) и аналитический (от греч. — расчленение, разбор). Аналитический способ характерен для проповедей в форме бесед, синтетический — для поучений и слов. Вне этих способов невозможно логическое раскрытие тематических вопросов. Возьмем к примеру текст из Евангелия: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 8,34). Наиболее подходящая тема проповеди на этот стих — «О следовании за Христом». Для раскрытия данной темы лучше всего пойти путем анализа вышеуказанного текста. «Кто хочет идти за Мною» — этими словами Господь указывает, что следование за Ним должно быть непринужденным и зависит от свободного волеизъявления человека. «Отвергнись себя ...». Всякому христианину необходимо отказаться от дел и привычек, привязывающих его к греховному миру и удаляющих от Бога, в особенности же, отречься от мыслей и пожеланий, противных его христианскому призванию. «И возьми крест свой ...». Наш крест составляют различные скорби и болезни, чаще всего проистекающие от нашей собственной греховности. В христианское крестоношение входят также те скорби, которые возникают по причине человеческой неправды и гонений за истинную веру. Так как христианин должен во всем подражать Христу, то каждый из нас обязан нести свой крест по примеру Божественного Кресто-носца. Только в этом случае мы по следуем за Христом и откликнемся на Его призыв: «Следуй за Мною» (Мф.8,34). Из краткого разбора священного текста мы видим, что тема проповеди «О следовании за Христом» может быть раскрыта па основании анализа евангельского стиха и определения тех понятий, которые раскрывают само существо данной темы. Не всякий проповеднический материал может предоставить подобные удобства для раскрытия темы аналитическим способом. При неудобстве или невозможности детального разбора материала, представляемого данной исходной точкой, используют синтетический способ развития мыслей. Суть этого способа заключается в раскрытии предмета в его целостности, единстве и взаимной связи его частей. Для этого используется широкий круг источников, освещающих предмет с различных сторон. Так, если мы из вышеприведенного евангельского текста изберем в качестве исходной точки слова «Возьми крест свой» и на их основе пожелаем построить проповедь о христианском крестоношении, то для раскрытия данной темы мы должны использовать учение Священного Писания, мысли св. отцов, назидательные примеры из жизни христиан. Это позволит, по возможности, целостно и всесторонне раскрыть данную тему.

 

Характер логического построения проповеди.

Кроме способов развития мыслей, проповеди различаются по характеру логического построения. Они могут иметь искусственный и безыскусственный характер построения. Первые имеют строго определенные составные части: вступление, изложение, нравственное приложение и заключение. Так как наличие этих частей в проповеди свидетельствует о следовании проповедника заранее известным правилам, то такому характеру построения усвояется название искусственного. При безыскусственном характере построения наличность всех частей в проповеди, кроме изложения и нравственного приложения, не обязательна. Изложение и нравственное приложение не могут отсутствовать ни в какой проповеди, так как без этих частей невозможно выполнение основной задачи церковной проповеди--- раскрытие темы.

 

ЧАСТИ ПРОПОВЕДИ, ПЛАН ПОСТРОЕНИЯ

Наиболее распространенным является искусственный характер построения проповеди (поучение, слово),при котором обязательно наличие в проповеди всех структурных частей. Современная гомилетика содержит учение об исторически сложившейся четырех частной структуре проповеди. Уже древняя христианская проповедь имела определенную структуру: проповеди преп. Антония Великого содержат вступление, основную часть, заключение (Иванников С. Канд. соч., с. 97). Такое деление оказывает большую помощь как проповедникам в распределении материала, так и слушателям в восприятии содержания проповеди. Четырех частное построение, при единстве темы, создает логическую стройность речи проповедника.

Вступлениеявляется введением в тему проповеди. В каждом случае оно должно быть особенным, единственным в своем роде. «Как телу нужна голова, дереву корень и реке источник, — говорит св. Иоанн Златоуст, — так и слову вступление». Задачей вступление является психологический настрой слушателя, который «если не выслушает вступления, если не увидит, что ему со всех сторон наперед открыт путь к слову, выйдет отсюда без всякой пользы». Особенно необходимо вступление при систематическом изложении истин христианского учения, когда каждая проповедь является частью цикла проповедей. В этом случае следует в начале проповеди напомнить окончание предыдущей беседы и, соединив конец с началом, «сделать исследование яснее для присутствующих, чтобы слово, лишенное связи с предыдущим, не было темно для слушателей».Кроме этого, вступление является средством установления контакта со слушателями, в его задачу входит возбудить внимание, вызвать интерес к теме проповеди. Чаще всего вступление содержит прямое указание на тему проповеди. Так, св. Григорий Богослов в одном из своих обращений к пастве говорит: «Примите слово о любви к бедным». Содержание вступления может также заимствоваться от внешних обстоятельств, имеющих, а в исключительных случаях и не имеющих, отношения к теме проповеди. Так, апостол Павел свою проповедь в афинском ареопаге начал с того, что указал на жертвенник, на котором было написано: «неведомому Богу». «Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам», — сказал Апостол и произнес проповедь о едином истинном Боге (Деян. 17,23). В данном случае содержание вступления заимствовано от внешних обстоятельств и имеет прямое отношение к теме проповеди. К разряду нетипичных можно отнести отдельные случаи из проповеднической практики св. Иоанна Златоуста. Не всегда вступление его проповедей соответствовало изъясняемой теме. В слове о евангельском Лазаре Святитель, прежде чем приступить к раскрытию темы, похваляет своих слушателей за то, что они не предавались новогодним бесчинствам и сделали из новолетия день духовных радостей. Только после этого он приступает к евангельскому повествованию. Размер вступления обычно определяется общей продолжительностью речи и отношением слушателей к теме проповеди. В святоотеческих проповедях встречаются иногда очень длинные вступления. Современный слушатель требует противоположного: как вступление, так и сама проповедь должны быть, по возможности, краткими, чтобы не охладить усердия прихожан храма к слушанию пастырских наставлений. Вступление должно находиться в прямой связи с последующим изложением.

Изложение (основная часть). Это — самая значимая и пространная часть проповеди. Она содержит раскрытие темы проповеди на основании имеющегося материала. В изложении, учитывая его пространность, особенно актуально требование четкости логического построения: здесь одна мысль должна вытекать из другой, главные положения должны быть основанием для второстепенных. При составлении проповеди необходимо всегда помнить, что наставление пастыря рассчитано на слуховое восприятие и что, упустив слово, слушатель не имеет возможности заново прослушать плохо усвоенную мысль. Поэтому четкость и раздельность изложения рассматриваемых истин в проповеди имеет большое значение для усвоения слушателями раскрываемой темы. Особенное внимание необходимо уделять переходам от одной мысли к другой, от предыдущего положения к последующему. Для того, чтобы слушатели не потеряли нить повествования, прибегают к построению своеобразных логических «мостиков».

Наряду с композиционно-логической стороной большое значение имеет содержательная сторона процесса изложения. Основным источником содержания пастырской проповеди является слово Божие: проповедник или изъясняет соответствующие тексты Священного Писания, или же на основании этих текстов раскрывает какую-либо тему. Следующими по важности источниками содержания проповеди являются Священное Предание, учение св. отцов и учителей Церкви а также материал церковно -исторического характера.* Большую яркость, конкретность и эмоциональную насыщенность придают речи проповедника различные назидательные примеры из истории Церкви, из жизни святых. Такими примерами можно скорее, чем отвлеченными рассуждениями, внедрить в сознание слушателей ту или иную мысль, побудить к исполнению нравственного христианского долга. Этот метод особенно необходим там, где слушатели не привыкли к отвлеченному мышлению, где яркий образ, запоминающийся пример бывают более плодотворными, чем отвлеченная мысль. Метод повествовательного, образного раскрытия истин освятил Своим примером Господь Иисус Христос. Высокие истины духовно-нравственного порядка в проповедях Спасителя очень часто изображаются в кратких наглядных примерах и образах, глубоко западая в сознание и сердца слушающих.Примеру Пастыреначальника должен следовать каждый проповедник Церкви Христовой. Необходимо помнить, что каждый наглядный пример, удачно подобранное сравнение способствуют чувственно-образному восприятию речи проповедника, дополняют и расширяют возможность логико-абстрактного познания преподаваемых истин.

Нравственное приложение является наиболее важной в нравственно-назидательном смысле частью проповеди. Эта часть является тем элементом, который и формально и по существу отличает христианскую проповедь от любого вида ораторской речи. Само название этой части проповеди указывает на наличие в ней нравственных выводов, которые должны следовать из предшествующего изложения. Если в изложении проповедник задается целью раскрыть какую-либо спасительную истину, то в нравоучении он должен дать практические наставления относительно того, как жить и поступать согласно этой истине. Нравственное приложение, как правило, содержит конкретные наставления слушающим. Примером в этом отношении может служить нравственное приложение в проповеди апостола Петра после сошествия Святого Духа на апостолов. После того, как проповедник на основании пророчеств и современных слушателям событий доказал Божественное

* Иногда от начинающих проповедников можно слышать вопрос: можно ли в церковной проповеди использовать высказывания писателей, ученых, брать примеры из светских литературных произведений? Ответ на этот вопрос должен быть отрицательным , так как подобный подход к раскрытию темы противоречит самой сущности и историческому генезису церковной проповеди, которая по своей природе есть продолжение благовествования Христова. Это относится прежде всего к богослужебной проповеди. Для вне богослужебных бесед допустимо включение и более широкого круга источников).

достоинство и посланничество Христа Спасителя, у всех присутствующих возник закономерный вопрос: «Что нам делать, мужи братия?» (Деян. 2,37).Дальнейшая речь Апостола содержит ответ, который по отношению ко всей его проповеди является нравственным приложением: «Покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» (Деян. 2,38). Как видно, одна из первых апостольских проповедей имела нравственное приложение, содержащее конкретные советы и наставления относительно дальнейшего образа жизни слушателей. Следующей особенностью нравственного приложения является обращенность его к определенной категории слушателей. Если в изложении раскрываются, как правило, общие истины принципиального характера, то нравоучение должно содержать выводы, соответствующие духовно нравственному состоянию именно данной аудитории слушателей. Для уяснения этой мысли вновь обратимся к примеру библейской проповеди. На этот раз остановим внимание на речи св. архидиакона Стефана в синедрионе (Деян. 7,1—53). Первая часть речи первомученика аналогична речи апостола Петра в день сошествия Святого Духана апостолов: на примерах ветхозаветной истории он доказывает, что Иисус Христос есть ожидаемый Мессия —Спаситель мира. Но нравственное приложение его проповеди носит совсем другой характер, чем у апостола Петра: он с обличением обращается к иудеям, именуя их жестоковыйными и противниками Духу Святому. Очевидно, что нравственное состояние и отношение слушателей к благовествованию о Христе в том и другом случае было различно В соответствии с этим и нравственные выводы апостолов проповедников были не одинаковы: первый указывает на средства примирения с Богом, второй обличает слушателей в жестокосердии и противлении Истине (Ему).

Нравственно-назидательный элемент характерен почти для всех проповеднических творений великих отцов и учителей Церкви. Так, в «Шестодневе» св. Василий Великий наряду с решением вероучительных вопросов говорит о нравственном долге супругов, обличает сребролюбие, коварство, лукавство, праздность и другие пороки современного ему общества. Особенным проповедническим мастерством отличаются нравоучения св. Иоанна Златоуста. Сам Святитель в одной из своих бесед говорит о том, что он имеет обыкновение в каждой своей проповеди освещать предметы с нравственной стороны. В его беседах за изъяснением священного текста обычно следует нравственное приложение на тему этого текста. Однако в отдельных случаях нравоучения Златоуста не соответствуют теме изложения. Это случалось тогда, когда злоба дня вносила коррективы в его проповеднические планы.

Заключение. Вместе со вступлением заключение представляет своеобразное обрамление проповеди и несет определенную логико-психологическую нагрузку — служит завершением речи проповедника. Святоотеческие образцы представляют некоторое разнообразие заключений по содержанию. Так, св. Григорий Богослов одни проповеди заключает обращением с молитвой к Богу или воспоминаемому святому, в других кратко повторяет уже сказанное, в третьих увещает слушателей. Свою точку зрения поданному вопросу имел св. Иоанн Златоуст. Его гомилетическим правилом было заканчивать проповедь славословием Богу. «Теперь время заключить речь, — говорит водной из своих бесед Святитель, — кончив ее надлежащим образом, то есть славословием Богу всяческих. Итак, давши общий отдых и себе говорившему, и вам слушавшим, воздадим Ему славу, потому что Его Царство и сила и слав во веки. Аминь».

На основании сказанного можно сделать вывод, что существенной принадлежностью заключения могут быть следующие элементы: 1) доксологический (славословие),2) поучительный (напоминание о сказанном), 3) патетический (увещание к слушателям). Нередко заключения завершаются краткой, но выразительной цитатой из слова Божия, которая заключает выступление проповедника. По древней традиции проповедь заканчивается произнесением слова «аминь» (истинно; истинно так). Этот обычай берет начало с первых веков христианства. В древности собрание верных на слова предстоятеля отвечало словом «аминь» .

План построения.

Части проповеди, о которых было сказано выше, являются структурной основой плана любой проповеди. План проповеди способствует образованию в уме проповедника четкого и ясного представления о ходе развития мыслей, цельного представления о раскрываемой теме. В противном случае проповедник будет трудиться над проповедью как бы на ощупь, не руководствуясь темой, а увлекаясь случайно возникающими мыслями. Составить хороший план нелегко, он требует усиленной умственной работы. В плане взору проповедника ясно представляются каждая мысль, каждый довод, и поэтому их сила или слабость, правильность или ошибочность видны с полной отчетливостью. Этого нельзя сказать о полном изложении проповеди: здесь бедность мысли, недостаточная последовательность в раскрытии темы могут быть прикрыты изяществом стиля, красотой речи проповедника. Поэтом построение плана всегда должно предшествовать полному изложению содержания проповеди.

ПРИМЕР ПЛАНА ПРОПОВЕДИ СЛОВО В ДЕНЬ СВЯТОЙ ПАСХИ

Тема: «О спасительных плодах воскресения Христова»

I. Вступление. Воскресение Христово — главное событие домостроительства человеческого спасения.

II. Изложение (основная часть). Плоды искупительного подвига Христова и Его воскресения.

1. Победа над адом и вечной смертью. «Смерть пронзилась Божеством, как удою, и, вкусив бессмертного и животворящего Тела, сама погибла и возвратила поглощенных ею прежде» (прп. Иоанн Дамаскин).

2. Ниспослание благодати Св. Духа на всех верных.

«И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать»(Ин. 1,16). «Нам даровано не только оставление грехов, но и оправдание, и освящение, и усыновление, и благодать Духа. Чрез эту благодать мы соделались любезными Богу уже не как рабы, но как сыны и други. Потому и сказано: благодать на благодать» (Св. Иоанн Златоуст).

3. Своими крестными страданиями и воскресением Христос открыл человечеству Царство Небесное. «О, Пасха велия и священнейшая, Христе! О, Мудросте, и Слове Божий, и Сило! Подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего» (Тропарь 9песни Пасхального канона).

4. Пасхальная радость христианина — предвестник вечной радости в жизни будущего века. «И радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16,22).

III. Нравственное приложение. О хранении христианином спасительных плодов воскресения.

1.Святость пасхальных дней. «Будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим. 13,13—14).

IV. Заключение. Призыв слушателей к прославлению воскресения Христова и к жизни, достойной спасительных плодов воскресения.

«Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5,16).