ПОУЧЕНИЕ КАК ФОРМА ПРОПОВЕДИ

История. Третий век христианства ознаменовался новым подходом к вопросам церковного проповедничества. Этому способствовали как внешние, так и внутренние условия существования Церкви. Появляются удобные для богослужений и проповедей христианские храмы, которые под покровительством императоров Филиппа, Александра Севера и Галлиена строились в большом количестве. При этих храмах создаются библиотеки — хранилища Священного Писания и первых памятников церковной литературы. Катехизаторские училища и школы постепенно становятся центрами христианской науки. Таким образом в недрах самой Церкви, на собственно христианской основе появляется возможность подготовки к пастырскому учительству. В данном вопросе немаловажное значение имел также приток в Церковь образованных язычников, лучшие из которых избирались на пастырское служение (св. Григорий Неокесарийский, св. Дионисий Александрийский, св. Киприан Карфагенский и другие).По мере внешнего благоустройства церковной жизни изменялось отношение к самой проповеди — на нее стали смотреть как на неотъемлемый элемент христианского Богослужения. Общественное богослужение в это время представляло следующую последовательность: 1) псалмопения и общие молитвы (ектеньи), 2) чтение Священного Писания,3)проповедь, 4) молитва Господня и Евхаристия. Все это способствовало новому подходу к проповеднической деятельности. Среди образованных пастырей появляется склонность к более искусным формам церковного учительства. К ним в первую очередь нужно отнести св. Киприана Карфагенского. Его трактаты не что иное, как устно произнесенные, а затем литературно изложенные и обработанные проповеди. В них есть вступление, основная часть или изложение, нравоучение и заключение. От предшествующих проповедей речи св. Киприана отличаются большей обстоятельностью, последовательностью, а также художественностью. Изменились требования и к самим принципам проповеднической деятельности: на нее стали смотреть как на деятельность, успех которой зависел не только от благодатных дарований и вдохновения проповедника, но и от образованности и труда самого пастыря. Замечательным представителем этого направления в проповедничестве является св. Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский (270). Его проповеди, содержащие в себе большую или меньшую долю профитийного элемента, в то же время являются плодом богословского и ораторского образования, полученного им в школе Оригена. Вся проповедническая деятельность св. Григория является осуществлением нового гомилетического принципа, обязывающего церковного учителя в деле проповеди не только полагаться на вдохновение, но и прилагать к этому делу самостоятельный труд и усердие. Анализ церковных речей выдающихся проповедников III века указывает на замечательное обстоятельство: их проповеди не только однородны по предмету, но и представляют большое сходство по внешней форме и особенностям изложения. Все это свидетельствует об установившемся в III веке новом типе церковной проповеди, который, имея органическую связь с апостольской проповедью, представляет новый этап в развитии форм церковного учительства. В отличие от экзегетической беседы, где изъясняется стих за стихом, новый тип проповеди строится на каком-либо одном стихе или отрывке библейского текста, дающих тему проповеди, или же посвящается какой-либо избранной проповедником теме. Согласно этому отличию данный тип пастырского назидания можно определить как тематико-синтетическую проповедь, или поучение. Этот тип проповеди, как уже было сказано, был плодом не только пастырского вдохновения, но в большей мере результатом предварительного труда и образованности проповедника. Существовала ли преемственность указанных форм проповеди (обычная беседа, аналитико-экзегетическая беседа, поучение) и означало ли появление новой формы исчезновение предыдущей? Указанные формы церковной проповеди, имея между собой органическую связь и возникая в исторической последовательности, во II и III веках существовали одновременно и совместно. Простые способы учения по мере исторического развития проповеди и усиления научной подготовки пастырей Церкви уменьшались количественно, а более совершенные и научные увеличивались и распространялись . Совершенствуясь в формальном отношении, обогащаясь приемами и элементами красноречия, эти способы учительства были предвестниками расцвета церковной проповеди в последующую эпоху — эпоху высшего проявления собственно церковного ораторского искусства.

 

Правила составления поучения и характерные особенности.

Первой характерной особенностью поучения как формы проповеди является наличие в нем какой либо одной темы, вытекающей из разбора определенного текста Священного Писания, празднуемого священного события, жития воспоминаемого святого или же определяемой проповедником произвольно. Избранная тема обычно раскрывается в логической последовательности, и проповедь имеет взаимосвязанное расположение мыслей. Этому способствует известная гомилетическая схема построения проповеди: вступление, основная часть, нравственное приложение, заключение. Обязательное наличие всех указанных частей является второй характерной особенностью поучения как формы проповеди. Однако подобный схематизм является лишь средством для доступного и удобного сообщения слушателям той или иной истины. Проповедник должен уметь использовать это средство и давать своей речи такой строй, который наиболее удобен для достижения поставленных проповеднических целей. Характерной особенностью поучений является также образность, наглядность изложения материала. С этой целью в проповеди всегда должно присутствовать описание какого либо поучительного события, назидательного примера, способствующего наилучшему усвоению слушателями раскрываемой темы. Темы для поучений избираются не очень трудные. Поэтому этой форме проповеди присущи доступность и простота содержания. К поучениям не предъявляются требования завершенности и исчерпывающего раскрытия темы: они имеют ограниченный объем материала, для них характерна относительная краткость речи. Язык поучений живой, общепонятный, чуждый ораторской изысканности и научности. Поучение всегда должно быть ориентировано на духовное состояние паствы и их религиозно-нравственные запросы. С этой целью эта форма проповеди может использоваться пастырем в любые дни церковного года: в дни Господских и Богородичных праздников, в дни памяти святых, при совершении церковных Таинств и обрядов. Поучения рассчитаны на широкий круг слушателей.