Беседа ( гомилия ) как форма проповеди.

 

История. Большой интерес для современной гомилетики имеют исторические свидетельства относящиеся к внешней стороне церковной проповеди. Для определения первоначальной формы церковной проповеди обратимся к свидетельству Священного Писания. Все речи апостолов. запечатленные в Деяниях, имеют монологическую форму. «В первый же день

недели, когда ученики собрались для преломления хлеба. Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи. Греческое слово «омилидас» послужило основанием для терминологического обозначения первой формы церковной проповеди — гомилии. или беседы. Слово «гомилия» обозначает, с одной стороны, простоту, безыскусственность, общепонятность, а с другой, полную искренность, сердечность, задушевность речи проповедника. Вообще же это

слово в большей степени определяет внутреннюю, чем внешнюю сторону предмета. Слова апостола Павла: «проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы» (1 Кор. 2,4), — могут служить символом не только апостольской, но и пастырском проповеди I и II веков. Восприняв апостольскую проповедь как пример для подражания, христианские пастыри стремились к стяжанию духаи силы в делецерковного учительства. Наставления произносились без предварительной подготовки, редко обдумывались наперед и, при внутренней духоносности, представляли полную безыскусственность и простоту живой речи. Кроме апостольских гомилий, запечатленных в Священном Писании, сохранилась беседа св. Климента Римского, известная как 2-ое послание к Коринфянам. В конце П — начале III века, вследствие образования канона книг Священного Писания, за церковным богослужением активизируется употребление священных текстов и в задачу пастыря входило объяснение библейского текста, прочитанного за богослужением. Эта разновидность проповеди — гомилия-изъяснительная — сохранила все характерные черты апостольской беседы: простоту, ясность, доступность. К отличительным признакам изъяснительной гомилии следует отнести ее построение, определяемое не ходом рассуждений проповедника, а последовательностью объясняемого библейского текста. Дальнейшее развитие изъяснительная гомилия получила благодаря экзегетическим трудам Оригена. Им были установлены правила толкования Священного Писания стих за стихом, слово за словом, исследуя каждую фразу с различных точек зрения: текст мог изъясняться филологически, исторически, этнографически, археологически и т.д. После подробного разбора указывался смысл нравоучительный, а затем аллегорический или таинственный. Особенностью оригеновского толкования Священного Писания является аллегоризм: все, даже йота священного текста, по мнению Оригена, заключает в себе высший, таинственный смысл. В гомилиях Оригена наличествует определенный метод и порядок, но, несмотря на это, форма их чужда всякой искусственности: структура проповеди определялась последовательностью изъясняемого текста. Следующей важной ступенью в развитии гомилии явились беседы св. Иоанна Златоуста. В своих экзегетических проповедях Златоуст следует порядку священного текста, однако, в отличие от Оригена, не останавливается на частностях научного характера, а сразу раскрывает догматический и нравственный смысл Священного Писания. Изъясняя Священное Писание книгу за книгой, главу за главой, он всегда сообразовывал свои речи с восприемлемостью и духовными запросами слушателей. Таким образом, экзегетическая беседа, благодаря словесному творчеству великого учителя, из отвлеченного и строго научного типа проповеди преобразовалась в пастырскую беседу о многоразличных сторонах христианской жизни. Появившись на Востоке, изъяснительная гомилия перешла на Запад, который внес свой вклад в развитие этой формы церковной проповеди. Здесь эта форма проповеди стала известна под наименованием «постилла», которое указывало на всецелую обусловленность проповеди библейским текстом, наиболее употребительная в патристический период, а также в средние века, изъяснительная гомилия в новое время была забыта. Но «и ныне, как прежде, — говорит проф. Певницкий, — воля Церкви возлагает на пастырей долг разъяснения книг Священного Писания. Эта воля выражена в церковном Уставе. Установив чтение книг Священного Писания при богослужении в рядовых дневных зачалах, св. Церковь вменяет в обязанность своим служителям предлагать народу изъяснение этих книг в те периоды года, к каким приурочено чтение зачал той или другой книги... Добрый обычай,хотя и забытый, всегда можно восстановить»* .