ЛОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ПРОПОВЕДИ

Пастырь Церкви в своей проповеднической деятельности, несмотря на нравственные достоинства и ревность в исполнении своих обязанностей, может впадать в различные погрешности и вдаваться в крайности. Для удобства рассмотрения разграничим два направления: практическое и теоретическое.

Направление практическое. Особенную осторожность и мудрость необходимо проявлять пастырю в проповедях, касающихся современности, в которых в той или иной мере необходимо освещать вопросы общественного

характера, внешнего положения пасомых. Надо всегда помнить, что церковная проповедь имеет свою идею и свои особые задачи, а служение проповедника имеет целью религиозно-нравственное усовершенствование пасомых, руководство к наследию вечной жизни. По этому поводу проф. М. Тареев пишет: «Проповедь по самой своей идее есть изъяснение и раскрытие учения Господа Иисуса Христа. Поэтому имени проповеди заслуживает только та речь, в которой раскрывается какая-нибудь истина слова Божия; если же в речи не раскрывается и не разъясняется никакой евангельской истины, то это не есть проповедь»*.О непозволительности со стороны церковных учителей касаться в своих наставлениях каких-либо мирских интересов свидетельствуют примеры из жизни Христа Спасителя. Когда некто обратился к Учителю с просьбой о помощи в разделе наследства, то в ответ услышал: «Кто поставил Меня судить или делить вас» (Лк. 12,14). Этот евангельский эпизод учит, как должен относиться проповедник к вопросам, носящим не церковный, житейский характер. Всякое вмешательство проповедника в дела «мира сего» с чисто мирскими целями является незаконным, так как противоречит самой идее и задачам церковного учительства. Кроме того, подобное вмешательство может привести к подрыву авторитета проповедника как служителя Слова Божия. В особые исторические периоды может возникнуть соблазн освещения в проповеди

* Тареев М.По вопросам Гомилетики.ТСЛ.1903, с.116.

событий общественно—политического характера и их оценки. В этом случае надо помнить Евангельскую истину о том, что Царство Христово не от мира сего (Ин.18,36),а кафедра проповедника должна служить исключительно целям Небесного Царства. «Для нас безопаснее и надежнее, как сообразное с нашим долгом,- учит митр. Филарет(Дроздов),- работать на своем поле, говорить о вере и нравственности»..,чтобы «напрасно не сойти с церковной дороги и не отступиться в яму на дороге политической»*.Истинность этого наставления святителя подтверждается историческим опытом церковного проповедничества.

Направление теоретическое. Во всех православных гомилетических курсах слово «проповедник» почти всегда приводиться в сочетании со словом «Церковь». Это не случайное сочетание слов , а явление, свидетельствующее о существе дела. С православной точки зрения, проповедничество есть не что иное, как учительство Церкви, средство научения пасомых церковному пониманию истин Божественного Откровения. Забыв о руководственном авторитете Церкви в деле учительства, проповедник может впасть в субъективизм и погрешить против чистоты вероучения. Наиболее серьезные отклонения от учения Церкви называются ересями. Ересью в собственном смысле называется произвольное извращение христианской истины (2 Петр 2,1). История Церкви знает случаи, когда с церковной кафедры проповедовали еретическое учение (Арий, Македонии, Несторий и др.).Это ненормальное явление в проповеди устранялось посредством специальных мер**. В настоящее время трудно предположить, чтобы православный пастырь стал преднамеренно излагать в проповеди еретическое учение. Но тем не менее и в настоящее время могут возникать ненамеренные искажения церковного учения, зависящие от недостаточного знания и понимания проповедником предмета проповеди. Касаясь, например, вопроса о взаимоотношении свободы человека и благодати, неопытный проповедник может придать этому учению оттенок католический или протестантский; излагая догматическое учение о предведении Божием, — впасть в кальвинизм. Во избежание подобных погрешностей необходимо тщательно, по церковным источникам, прорабатывать тему каждой произносимой проповеди или же, в случае сложных догматических тем, использовать готовый материал. Проповедь без должной подготовки будет свидетельствовать о легкомысленном отношении пастыря к своим обязанностям. Не следует заниматься в проповеди исследованием утонченных богословских вопросов или труднопостигаемых истин. «Ибо есть предметы, которые по самой сущности своей непонятны, — пишет блаж. Августин, — или которые едва-едва постигаешь, да и то весьма поверхност-

* Разумихин А.Н.История русской проповеди.М.,1904,с.123.

** В древности Поместные Церкви, принимая во внимание конкретные обстоятельства, ограничивали или совсем отнимали право богослужебного проповедничества не только у некоторорых, но и у всех пресвитеров Церкви, так, в Александрии, в 4 в., в связи с ересью Ария, существовало запрещение всем пресвитерам проповедовать в храмах слово Божие.

но, хотя бы наставник выражал их самыми ясными словами. Таких предметов или вовсе никогда не должно предлагать народу для слушания, или предлагать весьма редко, — в случае какой-нибудь необходимости». Не подлежат рассмотрению в проповеди какие-либо спорные положения или частные богословские мнения. Первые не могут быть рассматриваемы с церковной кафедры вследствие своей неопределенности, вторые — ввиду их неутвержденности авторитетом Церкви. К тому же, как предписывает апостол Павел Тимофею, а в его лице всем христианским учителям, не следует вдаваться в «состязания и словопрения», которые ведут к различным нестроениям (1 Тим. 6,4).К ложным следует отнести рационалистическое и мистическое направления в проповеди. В связи с засильем рационализма в современной жизни соблазнительной бывает мысль о сближении мировоззрения научного с религиозным. На этой почве могут возникнуть попытки, иногда и благонамеренные, рационализировать учение Церкви. Сама по себе положительная идея согласия знания и веры, науки и религии в практической деятельности проповедника должна определяться четкими границами каждой области. Нельзя давать места научным способам решения вопросов там, где эти способы неприменимы по самой своей природе. В мистицизм проповедники чаще всего впадают под влиянием одностороннего стремления к практическому благочестию, не регулируемому теоретическим учением веры. В крайних своих проявлениях «мистицизм хочет решать вопросы теоретического богословского миросозерцания — помимо символического учения Церкви, и вопросы практической жизни — помимо церковного кодекса морали, — на основании безотчетного лишь субъективного чувства, содействуемого воображением». Стремление во всем видеть чудесность, все выводить из внутреннего чувства и озарения может привести к печальным и даже гибельным для души последствиям. Проповедник, как и всякий христианин, должен не только верить и чувствовать, но и осмысливать истины веры, поверять правильность своих чувств и внутреннего устроения опытом Церкви.

 

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ.Общая методология пастырской проповеди.