ЦЕРКОВНО-БИБЛЕЙСКИЙ ДУХ ПРОПОВЕДИ

 

Наиболее трудным в гомилетике является вопрос о внутреннем характере или духе церковной проповеди. Аналитическим способом нелегко выделить основные черты этого характера, ибо явления духовного порядка невидимы и неосязаемы. Наиболее верный путь к уяснению данной темы — определение факторов, влияющих на дух церковного благовестия. Эти факторы можно разделить на два вида — объективные и субъективные.

Объективные факторы. Проповедь, по выражению проф. В.Ф.Певницкого, «есть священнодействие благовествования»*, которое, за редкими исключениями, совершается в храме за Богослужением. Духовная атмосфера храма Божия, находящая свое проявление в священнодействиях, богослужебных чтениях, песнопениях и молитвах, должна проникать собой и пастырскую проповедь. Проповедь, таким образом, должна гармонично соче-таться с духовной атмосферой храма Божия, не нарушать, а созидать благодатный настрой душ молящихся.Второй причиной, обусловливающей внутренний характер проповеди, является слово Божие, с которым церковное благовестие имеет самую непосредственную и существенную связь. Слово Божие является для проповеди не только основным источником содержания, но и первообразом свойств. Одними из свойств слова Божия являются духовность, истинность, святость, спасительность, любвеобильность и благодатность. Рассмотрим эти свойства по отношению к церковной проповеди.

Духовность. Священное Писание является Откровением Божиим и поэтому называется богодухновенным. «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь»(Ин. 6.63), — говорил Христос Спаситель. Особенным признаком богодухновенности является могущественное действие слова Божия на человека. Везде, где раздавалось это слово, покорялись Богу сердца людей. «Апостолы, —пишет св. Иоанн Златоуст, — неся в душе своей Духа, всюду ходили, источая сокровище и источник учений даров духовных и всяких благ, став по благодати одушевленными книгами и законами. Так они привлекли к вере три тысячи, так — пять тысяч, так все народы вселенной, потому что устами их говорил ко всем приходящим к ним Бог»**.Причина такого воздействия сокрыта в духовной природе человека. Душа человека — творение Божие, эта та духовная сила, которую вдохнул Бог в лице человека (Быт. 2.7).Поэтому дух, как сила от Бога исшедшая, ищет Бога, стремится к Нему и в Нем одном находит покой. Именно в духе заключено главное отличие человека от всех других существ. Это он влечет наш ум к идеальному и совершенному, нашу волю к добру, а чувства ко всему возвышенному и

прекрасному. Поэтому истинная жизнь человека должна протекать по законам духа, а не плоти. Именно этой идеей должна быть проникнута

* Певницкий В.Ф. Церковное красноречие..,с.185.

**Св.Иоанн Златоуст. Т.7, СПб.,1911,с.7.

церковная проповедь, ей должно быть подчинено содержание каждого пастырского наставления. Раскрытие в проповеди любой добродетели или порока имеет прямую связь с идеей духовности. Ибо все христианские добродетели ведут к чистоте и святости души человека, очищению и возвышению его духовных свойств. Напротив, всякий грех, даже мысленный, оскверняет душу человека, подчиняет его стихиям материального мира, угашает дух, препятствует развитию духовной жизни. Поэтому церковная проповедь должна располагать слушателей жить по законам духа, подчиняя все внешнее, материальное высшим целям земного бытия. «Поступайте по духу, — учит слово Божие, —и вы не будете исполнять вожделении плоти» (Гал. 5,16).

Истинность. «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине» (Ин. 18,37). Истоки истины сокрыты в недрах Божественной жизни. С пришествием в мир Спасителя от века утаенные тайны Домостроительства Божия были явлены человечеству. Сын Божий свидетельствовал миру о спасительной Истине, которая как для всего человечества, так и для каждого человека «есть путь и жизнь» (Ин. 14,6).

Божественная истина является краеугольным камнем проповеднической деятельности пастыря Церкви Христовой. Какие требования должны быть предъявляемы церковному слову в свете рассматриваемого свойства? Первое требование — достоверность, строгое соответствие божественной истине, при которой самое строгое испытание излагаемых в проповеди положений не выявило бы какого-либо уклонения от божественной правды. Второе требование —несомненность, твердость суждений в проповеди. В слове проповедника не должно быть не только какого-либо лицемерия, хитрости и обмана, но даже и тени неопределенности, колеблемости, непостоянства. Склонность к предположениям и догадкам характерна для человеческих учений, при этом одни предположения с течением времени оправдываются, другие показывают свою несостоятельность. В проповеди слова Божия не может быть места таким предположениям. Ибо все необходимое для нашего спасения и знаний высшего порядка изложено в церковном учении ясно и определенно, а о том, что до времени сокрыто, не следует и мудрствовать (Рим. 12,3). Третье требование — недопустимость преувеличения или уменьшения значения каких-либо истин. Об этом известный гомилет проф.Н.Фаворов пишет так: «Преувеличивать строгость евангельских заповедей значило бы и сам по себе узкий и тесный путь, вводящий в жизнь (Мф. 7,14), представлять еще уже и теснее, а через это как бы стараться и само по себе малое число находящих его делать еще меньше и ограниченнее... С другой стороны, ослаблять истинное понятие о евангельской нравственности и скрывать трудности спасения значило бы расширять и без того широкий путь, ведущий в пагубу, и увеличивать великое число идущих по нему»*. В полной мере данное требование относится и к раскрытию в

* Фаворов Н.,прот.Руководство.., сс.105-106.

 

проповеди учения о добродетелях и пороках. Преувеличение или уменьшение

как тяжести известных пороков, так и силы добродетелей, хотя бы с тем, чтобы внушить отвращение ко греху или стремление к доброй жизни, не может быть оправдано. В таких словах всегда будет дух лжи, противный истине Христовой.

Святость.С истинностью слова Божия тесно связано понятие святости. «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, — говорит Христос. — И познайте истину, и истина сделает вас свободными» (Ин.8,31—32). Истина Божия освобождает человека от греха и открывает путь к святости (Ин. 7,34—36).В слове Божьем все свято, так как оно отрешает человека от чувственного и греховного и возводит к небесному и святому. Такие же свойства должна иметь и проповедь. Дело здесь не только в возвышенности рассматриваемых предметов, ибо проповедники, в зависимости от необходимости, могут говорить о добре и о зле, о благочестии и порочной жизни. Главное в том, чтобы в словах проповедника не было ничего угождающего плоти и располагающего к греховной чувственности, но все бы обращало ум и сердце человека к высшему порядку вещей. Так проповедали св.апостолы, первые последователи Христовы. «Богодухновенные проповедники истины Христовой, — пишет прот.Н.Фаворов, — в наставлениях своих нисходят до малейших вещей в жизни; но через это не только не отторгают мысли нашей от Бога и не обращают ее к чему-нибудь суетному, а напротив, постоянно удерживают ее на высоте богомыслия, поставляя нас как бы присутствии Самого Бога»*. Таким образом, святость проповеднического слова должна заключаться в том, чтобы располагать души слушателей к христианскому богомыслию, чистоте и непорочности жизни.

Спасительность. Слово Божие спасительно, ибо содержит тайны домостроительства человеческого спасения. Основанием этого домостроительства является искупительный подвиг Господа Иисуса Христа. В одной из первых проповедей по сошествии Святого Духа апостол Петр

сказал: «Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4,12). Но примеру апостольской проповеди пастыри Церкви свои назидания должны обосновывать на учении об Искупителе мира. В книге «О должностях пресвитеров приходских»говорится, что проповедник при всяком виде учения должен приводить слушающих к познанию Христа Иисуса,«Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением, и искуплением» (I Кор. 1,30).Все, относящееся к содержанию проповеди, если не основано на вере в Искупителя мира, «есть бесплодно и не спасительно»**. Спасительность проповеди должна обусловливаться не только ее предметом,

* Фаворов Н.,прот.Руководство.., сс.101.

** О должностях пресвитеров приходских. М., 1850, с.55.

но и особенной назидательностью. Проповедник должен знать духовное состояние своих слушателей, меру их религиозной восприемлемости и в соответствии с этим избирать тему, строить свою проповедь .Он должен не столько заботиться об объеме сообщаемых истин, сколько о духовной пользе, спасительности своих наставлений. «Не в том дело, чтобы дать народу обширные сведения о предметах веры, но в том, чтобы умудрить всякую душу_христианскую во спасении».

Любвеобильность. «Бог есть любовь», поэтому и слово Божие всегда любвеобильно (1 Ин. 4,16). Божественная любовь является причиной творения мира, она же является основным законом и созидательной силой человеческой жизни (Лк. 10,27). Высочайший пример всесовершенной любви к людям явил Господь Иисус Христос, заповедав Своим ученикам: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою»(Ин. 13,35). Любовь является сущностью христианства. Поэтому и церковная проповедь, несмотря на разнообразие проповеднических предметов, должна быть проникнута духом любви. По отношению к проповеднику это свойство указывает на необходимость стяжания такой настроенности, когда побуждением к проповеданию слова Божия пастве была бы пастырская любовь.

Благодатность. Перед своим Вознесением на небо Господь говорил Своим ученикам: «Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше»(Лк. 24,49).обетование спасителя исполнилось в день Пятидесятницы, когда на апостолов в виде огненных языков сошел Дух Святой (Деян. 2,2—4). С тех пор благодать Святого Духа стала иметь существенное значение в жизни Церкви Христовой. Особенную, благодатную силу имеет слово Божие.

Церковная проповедь так же, как и слово Божие, должна не только сообщать слушателю религиозное ведение, но и проникать в глубь его души и сердца, охватывать все его существо. В чем должна состоять благодатность проповеди? Ответ мы можем найти в словах Спасителя, когда во время проповеди в Назаретской синагоге он приложил к Себе место из пророчества Исаии: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное» (Лк. 4,18—19). В этих словах открывается благодатный дух проповеди Христовой, дух необык-новенной приятности, дух радости и утешения, которым смягчались сердца грубые и развращенные, одушевлялись сердца сокрушенные. Подобным же образом должны действовать на слушателей и слова церковного проповед-ника. Однако такое воздействие немыслимо без благодатной помощи свыше. Оно есть дар Божий. «Вы имеете помазание от Святого, — пишет апостол Иоанн Богослов, —и знаете все» (1 Ин. 2,20).Указанные выше свойства слова Божия имеют определяющее значение для внутреннего характера церковной проповеди, ее духа. Этот характер должен соответствовать характеру слова Божия — первоисточнику проповеди. Внешним признаком, свидетельствующим об этом соответствии, является использование в церковной проповеди текстов Священного Писания. Обычай обращения к слову Божию в проповеди освящен примером Господа Иисуса Христа. При изложении Своего учения Спаситель часто обращался к библейскому тексту, разъясняя и подтверждая им Свои наставления (Мф. 22,29—32; Лк. 10,25—28). Этим Спаситель научает всех своих последователей видеть в слове Божием высшее решение всех вопросов временной жизни и вечного бытия. Этому высочайшему примеру должны следовать и все проповедники Церкви Христовой. Однако цитация священного текста в проповеди не должна быть самоцелью, но иметь существенную связь с раскрываемой темой. Для этого проповедник должен хорошо усвоить не только букву, но и сам дух Священного Писания. Христос обличал тех учителей, которые, зная букву закона, не понимали его духа, наиболее существенного и важного в нем, называя их не знающими ни Писания, ни силы Божьей (Мф. 22, 29). Проповедники, которые в своих речах используют тексты Священного Писания без разбора и проникновения в их внутренний смысл, могут впадать в грубые ошибки и погрешать против чистоты божественного учения. Чтобы избежать этого, церковный учитель должен не только изучать слово Божие, но и жить по его руководству, приобретая духовный опыт, внутреннее родство с ним. В этой связи большое значение для характера проповеди имеет субъективный фактор, или религиозно-нравственная настроенность проповедника. «Учение, предлагаемое в церковной проповеди, — пишет проф.В.Ф. Певницкий, — облекается в форму не само по себе, а через дух и ум человека, передающего это учение народу. Сообщающий это учение, при передаче его, кладет на него свою личную печать, и в его слове отпечатлевается его личное настроение. Характер изложения библейского и церковного учения у разных проповедников не может быть одинаков, если только слово этих проповедников живое слово ... Здесь характер проповеди определяется не одной объективной, неизменной истиной словом Божиим — но, еще более, субъективным настроением проповедника»*. Поэтому чем выше благочестие проповедника, его духовный настрой, тем в большей степени внутренний характер проповеди будет соответствовать библейскому духу. О чем бы ни говорил опытный в духовной жизни проповедник, сила его религиозного чувства непременно проявится в проповеди и сообщит ей такой характер, который будет свидетельствовать, что пастырь руководствуется не духом мира сего, но Духом от Бога (1 Кор. 2,12).