ДЕЙСТВЕННОСТЬ ПАСТЫРСКОЙ ПРОПОВЕДИ

Рассмотренные нами нравственные качества, духовные совершенства проповедника слова Божия относятся не только к области пастырской этики и духовной жизни, но имеют непосредственное отношение к проповедничеству, так как определяют действенность пастырской проповеди. Действенна та проповедь, которая назидает паству, влияет на мысли, чувства, волю слушателей, содействуя духовному возрождению и нравственному возрастанию слушателей, вселяя в их души слово Христово (Кор. 3,16). Причины такого воздействия сокрыты не во внешней учености и приемах красноречия — они коренятся в глубине внутреннего мира проповедника. Если Евангельское учение, жизнь во Христе стали содержанием этого внутреннего мира, то слово проповедника всегда бывает действенно и со властью. Напротив, одно холодное, рассудочное усвоение пастырем проповедуемого им учения никогда не принесет желаемых плодов. Преподобный Исидор Пелусиот говорит, что слово, не сопрягаемое с деятельностью, немощно и не идет далее слуха, но если подтверждается жизнью проповедника, то приобретает особую силу и проникает вглубь души*. Только в том случае можно повлиять на слушателей, только тогда можно убедить их, когда личность проповедника соответствует высоким истинам проповедуемого им учения.«Личность говорящего, — пишет проф. Н.Барсов, — неменьше значит для убеждения слушающих, чем самое содержание слова и его форма»**.

Таким образом, назидать и возрождать к новой жизни по Евангелию может только тот, кто сам возрожден для жизни во Христе, чья душа просвещена истиной Христовой. В этом залог действенности пастырской проповеди, ее влияния на паству. История Церкви сохранила многочисленные примеры действенности и неотразимой силы пастырского слова. Вот некоторые из них. Во времена св. Иоанна Златоуста при императорском дворе был всевластный царедворец Евтропий. Своими интригами и дерзкими выходками он навлек на себя немилость императора и был лишен всех своих должностей. Ему угрожала смертная казнь. Все радовались падению царедворца и были готовы еще до совершения законного правосудия отомстить за причиненные им неправды и насилия. Узнав об этом, Евтропий обратился к единственной своей защите — св. Церкви — и стал искать спасения от разъяренной толпы в алтаре, у престола Божия. Бледный, дрожащий ждет он драматической развязки. Но вот перед преследователями царедворца появляется св.Иоанн Златоуст и произносит назидание. Как живительный, целебный бальзам слова Святителя умягчают озлобленные сердца жаждущих крови царедворца, напоминая им о христианском долге. Затихает буря страстей, исчезает ярость, и на глазах присутствующих появляются слезы. «Не смягчил ли я вашего

* Святой Исидор Пелусиот.Творения,ч.2,М.,1859,с.234.

**Барсов Н.,проф.История первобытной христианской проповеди.СПб.,1885,с.45.

чувства и не отклонил ли гнева? —говорит Святитель. — Не истребил ли жестокости? Не склонил ли к состраданию? Я весьма уверен в этом, и свидетельствуют о том ваши лица и потоки слез» (Слово по случаю бегства Евтропия).Благодатная проповедь пастыря может не только укрощать бури греховных страстей, но и перерождать человеческие души. Пример этому — житие преподобной Пелагии. До принятия Крещения она начальствовала над танцовщицами Антиохии Палестинской, проводя жизнь в праздности и блуде. Однажды она зашла в храм и услышала поучение святого епископа Нонна о будущем суде и воздаянии. Поучение так подействовало на Пелагию, что она, обливаясь покаянными слезами, просила Святителя о Крещении, после чего в корне изменила свою жизнь*.

 

Раздел второй. УЧЕНИЕ О ЦЕРКОВНОЙ ПРОПОВЕДИ.