Анализ безубыточности предприятия

Анализ безубыточности представляет собой анализ модели "за­траты - объем - прибыль".

Цель анализасостоит в нахождении такого объема производства продукции, при котором выручка от ее продаж становится равной сумме всех переменных и постоянных затрат, то есть прибыль предприятия равна нулю.

Анализ этой модели, которую часто называют также "модель без­убыточности", позволяет ответить на следующие вопросы:

Какое влияние окажет на прибыль изменение цен на реализуемую продукцию, изменение переменных и постоянных затрат, объема реали­зации?

Какой объем продаж обеспечит достижение безубыточности?

Каковы оптимальные объем и структура выпуска?

Как изменение в структуре реализации повлияет на прибыль и минимальный безубыточный объем?

Какой "запас прочности" есть у предприятия?

Какой объем продаж позволит достичь запланированного объема прибыли?

Какую прибыль можно ожидать при данном уровне реализации?

Какой минимальный уровень цен на продукцию предприятия при заданном объеме выпуска позволит избежать убытков?

Как изменение в ассортименте реализуемой продукции повлияет на прибыль и минимальный безубыточный объем?

Производить ли товары и услуги самостоятельно или заказывать их на стороне?

Какова нижняя граница цены на реализуемую продукцию?

 

Взаимосвязь "за­траты - объем - прибыль" можно выразить графически (рис. 7).

Рис. 7. График безубыточности

На основании данной модели можно рассчитать ряд аналитических показателей, помогающих руководителю в принятии решений: маржи­нальную прибыль, коэффициент маржинальной прибыли, точку безубы­точности, силу производственного рычага, запас финансовой прочности.

Маржинальная прибыль - это разность между выручкой и пере­менными затратами. Иногда маржинальную прибыль называют также суммой покрытия (это та часть выручки, которая остается на покры­тие постоянных затрат и формирование прибыли). Маржинальная прибыль (МП) рассчитывается по формуле

Маржинальную прибыль можно рассчитать не только на весь объем выпуска в целом, но и на единицу продукции каждого вида (удельная маржинальная прибыль). Экономический смысл этого по­казателя - прирост прибыли от выпуска каждой дополнительной еди­ницы продукции:


Коэффициент маржинальной прибыли (Км.п.) показывает, какой процент выручки составляет маржинальная прибыль, т.е. процент выручки, идущий на покрытие постоянных затрат и образование прибыли. Он может рассчитываться либо в процентах, либо в удельных долях:

 

 

Коэффициент маржинальной прибыли показывает прирост при­были предприятия в абсолютном выражении при увеличении выручки на 1 р.:

где ΔПр - изменение прибыли, р.;

ΔВр - изменение выручки, р.

Чем больше коэффициент маржинальной прибыли, тем сильнее меняется прибыль в результате колебаний выручки. Большой коэф­фициент выручки выгоден в случае, если спрос на продукцию пред­приятия стабильно высок, тогда как даже небольшой прирост выруч­ки приведет к довольно существенному росту прибыли. Если спрос нестабилен и высока вероятность того, что фактическая выручка ока­жется меньше запланированной, то высокий коэффициент свидетель­ствует об увеличении риска убытка. Следовательно, в случае увели­чения коэффициента маржинальной прибыли необходимо задуматься о создании резервов, сохранении запаса ликвидности и др. Коэффи­циент маржинальной прибыли можно снизить, если увеличить долю переменных затрат и уменьшить долю постоянных затрат.

Точка безубыточности - это объем выпуска, при котором при­быль предприятия равна нулю, т. е. объем, при котором выручка рав­на суммарным затратам. Иногда ее называют также критическим объ­емом: ниже этого объема производство становится нерентабельным. На графике точка безубыточности соответствует точке пересечения линий суммарных затрат и выручки. Точка безубыточности рассчи­тывается по формуле

 

 

где - точка безубыточности (критический объем в натуральном выра­жении);

Р - цена единицы продукции;

V - переменные затраты на единицу продукции.

Критический объем производства и реализации продукции мож­но рассчитать не только в натуральном, но и в стоимостном выраже­нии. Экономический смысл этого показателя -1 выручка, при которой прибыль предприятия равна нулю: если фактическая выручка пред­приятия больше критического значения, оно получает прибыль, в противном случае - убыток. Формула расчета:

,

 

где - критический объем производства и реализации продукции.

Чем меньше критический объем, тем выше прибыль и меньше операционный риск при прочих равных условиях.

Строго говоря, приведенные выше формулы расчета критическо­го объема производства и реализации в натуральном и стоимостном выражении справедливы лишь для двух случаев: когда предприятие выпускает только один вид продукции или когда структура выпуска фиксирована, т. е. пропорции между различными видами продукции остаются неизменными, например, если эти пропорции задаются тех­нологией, сырьем, как происходит, в частности, в горнодобывающей промышленности. У предприятий с широким ассортиментом выпуска для каждого возможного соотношения между видами выпускаемой продукции существует своя точка безубыточности.

Однако если объем меньше критического, то это еще не значит, что выпуск следует прекращать: может быть в краткосрочном перио­де, когда у предприятия нет возможности изменить свои постоянные затраты, производство и реализация продукции помогают уменьшить убытки. На первых этапах освоения новой продукции убытки также могут быть временным явлением. Производство становится экономи­чески неэффективным только тогда, когда выручка не покрывает по­стоянных затрат. В этом случае предприятие выгоднее закрыть, чем оплачивать постоянные издержки.

Точка закрытия предприятия - это объем выпуска, при котором предприятие становится экономически неэффективным, т. е. при ко­тором выручка равна постоянным затратам:

,

где Тз - точка закрытия.

Если фактический объем производства и реализации продукции меньше Тз, предприятие не оправдывает своего существования и его следует закрыть. Если же фактический объем производства и реали­зации продукции больше, то предприятию следует продолжать свою деятельность, даже если оно получает убыток.

Запас финансовой прочности- это разность между фактическим и критическим объемами выпуска и реализации (в натуральном вы­ражении):


,

где ЗФПа - запас финансовой прочности в абсолютном выражении;

- фактический объем выпуска и реализации продукции.

Целесообразно рассчитать отношение запаса финансовой проч­ности к фактическому объему (в процентах). Эта величина покажет, на сколько процентов может снизиться объем выпуска и реализации, чтобы предприятию удалось избежать убытка.

 

,

где ЗПФ% - процентное отношение запаса финансовой прочности к фак­тическому объему, %.

Запас финансовой прочности характеризует риск предприятия: чем меньше запас финансовой прочности, тем больше риск того, что фактический объем производства и реализации продукции не достиг­нет критического уровня Q и предприятие окажется в зоне убытков.

Экономический смысл запаса финансовой прочности всего пред­приятия в целом - это стоимостное выражение предела безопасности. Предел безопасности показывает, насколько фактический объем выручки близок критическому, а запас финансовой прочности помогает оценить, насколько фактическая выручка приближается к критической.

,

где ЗФП - запас финансовой прочности в выручке от реализации.

Запас финансовой прочности показывает, на сколько рублей может снизиться выручка, чтобы предприятие не несло убытка. Чем больше за­пас финансовой прочности, тем стабильнее положение предприятия.

Можно также рассчитать запас финансовой прочности в процен­тах к выручке от реализации (процентное снижение выручки может выдержать предприятие без серьезной угрозы для своего финансового положения).

Если предприятие на графике безубыточности находится справа от критической точки Тб, его прибыль (Пр) равна сумме удельной маржинальной прибыли от всех единиц продукции, произведенных сверх критического объема:

 

Таким образом, любое изменение объема реализации вызывает еще более сильное изменение прибыли. Этот феномен называется эффектом производственного рычага.

Сила производственного рычага(Спр) - это отношение маржи­нальной прибыли (МП) к собственно прибыли:

 

 

Сила операционного рычага показывает, на сколько процентов изменится прибыль при изменении выручки на 1%:

,

т.е. если прибыль близка к нулю, то сила производственного рычага стремится к бесконечности: даже самые слабые колебания объема производства вокруг критической точки вызывают сильные относи­тельные колебания прибыли.

Зная силу производственного рычага, можно определить, на сколько процентов изменится прибыль при изменении выручки на определенный процент:

 

Чем больше удельный вес постоянных затрат в общей сумме за­трат, тем сильнее действует производственный рычаг. Мощный про­изводственный рычаг - это высокий производственный риск. Поэтому в ситуации, когда спрос нестабилен, рекомендуется снижать постоян­ные затраты: даже небольшое снижение выручки вызывает резкое па­дение прибыли. Если спрос стабилен, целесообразно снижать долю переменных затрат и наращивать долю постоянных затрат, так как это приведет к большему росту прибыли.

Планирование безубыточности позволяет оценить результаты деятельности предприятия (находится ли оно в зоне прибыли или в зоне убытков), а также помогает выработать рекомендации по увели­чению прибыльности текущей деятельности предприятия.