Анализ безубыточности предприятия
Анализ безубыточности представляет собой анализ модели "затраты - объем - прибыль".
Цель анализасостоит в нахождении такого объема производства продукции, при котором выручка от ее продаж становится равной сумме всех переменных и постоянных затрат, то есть прибыль предприятия равна нулю.
Анализ этой модели, которую часто называют также "модель безубыточности", позволяет ответить на следующие вопросы:
Какое влияние окажет на прибыль изменение цен на реализуемую продукцию, изменение переменных и постоянных затрат, объема реализации?
Какой объем продаж обеспечит достижение безубыточности?
Каковы оптимальные объем и структура выпуска?
Как изменение в структуре реализации повлияет на прибыль и минимальный безубыточный объем?
Какой "запас прочности" есть у предприятия?
Какой объем продаж позволит достичь запланированного объема прибыли?
Какую прибыль можно ожидать при данном уровне реализации?
Какой минимальный уровень цен на продукцию предприятия при заданном объеме выпуска позволит избежать убытков?
Как изменение в ассортименте реализуемой продукции повлияет на прибыль и минимальный безубыточный объем?
Производить ли товары и услуги самостоятельно или заказывать их на стороне?
Какова нижняя граница цены на реализуемую продукцию?
Взаимосвязь "затраты - объем - прибыль" можно выразить графически (рис. 7).
Рис. 7. График безубыточности
На основании данной модели можно рассчитать ряд аналитических показателей, помогающих руководителю в принятии решений: маржинальную прибыль, коэффициент маржинальной прибыли, точку безубыточности, силу производственного рычага, запас финансовой прочности.
Маржинальная прибыль - это разность между выручкой и переменными затратами. Иногда маржинальную прибыль называют также суммой покрытия (это та часть выручки, которая остается на покрытие постоянных затрат и формирование прибыли). Маржинальная прибыль (МП) рассчитывается по формуле
Маржинальную прибыль можно рассчитать не только на весь объем выпуска в целом, но и на единицу продукции каждого вида (удельная маржинальная прибыль). Экономический смысл этого показателя - прирост прибыли от выпуска каждой дополнительной единицы продукции:
Коэффициент маржинальной прибыли (Км.п.) показывает, какой процент выручки составляет маржинальная прибыль, т.е. процент выручки, идущий на покрытие постоянных затрат и образование прибыли. Он может рассчитываться либо в процентах, либо в удельных долях:
Коэффициент маржинальной прибыли показывает прирост прибыли предприятия в абсолютном выражении при увеличении выручки на 1 р.:
где ΔПр - изменение прибыли, р.;
ΔВр - изменение выручки, р.
Чем больше коэффициент маржинальной прибыли, тем сильнее меняется прибыль в результате колебаний выручки. Большой коэффициент выручки выгоден в случае, если спрос на продукцию предприятия стабильно высок, тогда как даже небольшой прирост выручки приведет к довольно существенному росту прибыли. Если спрос нестабилен и высока вероятность того, что фактическая выручка окажется меньше запланированной, то высокий коэффициент свидетельствует об увеличении риска убытка. Следовательно, в случае увеличения коэффициента маржинальной прибыли необходимо задуматься о создании резервов, сохранении запаса ликвидности и др. Коэффициент маржинальной прибыли можно снизить, если увеличить долю переменных затрат и уменьшить долю постоянных затрат.
Точка безубыточности - это объем выпуска, при котором прибыль предприятия равна нулю, т. е. объем, при котором выручка равна суммарным затратам. Иногда ее называют также критическим объемом: ниже этого объема производство становится нерентабельным. На графике точка безубыточности соответствует точке пересечения линий суммарных затрат и выручки. Точка безубыточности рассчитывается по формуле
где - точка безубыточности (критический объем в натуральном выражении);
Р - цена единицы продукции;
V - переменные затраты на единицу продукции.
Критический объем производства и реализации продукции можно рассчитать не только в натуральном, но и в стоимостном выражении. Экономический смысл этого показателя -1 выручка, при которой прибыль предприятия равна нулю: если фактическая выручка предприятия больше критического значения, оно получает прибыль, в противном случае - убыток. Формула расчета:
,
где - критический объем производства и реализации продукции.
Чем меньше критический объем, тем выше прибыль и меньше операционный риск при прочих равных условиях.
Строго говоря, приведенные выше формулы расчета критического объема производства и реализации в натуральном и стоимостном выражении справедливы лишь для двух случаев: когда предприятие выпускает только один вид продукции или когда структура выпуска фиксирована, т. е. пропорции между различными видами продукции остаются неизменными, например, если эти пропорции задаются технологией, сырьем, как происходит, в частности, в горнодобывающей промышленности. У предприятий с широким ассортиментом выпуска для каждого возможного соотношения между видами выпускаемой продукции существует своя точка безубыточности.
Однако если объем меньше критического, то это еще не значит, что выпуск следует прекращать: может быть в краткосрочном периоде, когда у предприятия нет возможности изменить свои постоянные затраты, производство и реализация продукции помогают уменьшить убытки. На первых этапах освоения новой продукции убытки также могут быть временным явлением. Производство становится экономически неэффективным только тогда, когда выручка не покрывает постоянных затрат. В этом случае предприятие выгоднее закрыть, чем оплачивать постоянные издержки.
Точка закрытия предприятия - это объем выпуска, при котором предприятие становится экономически неэффективным, т. е. при котором выручка равна постоянным затратам:
,
где Тз - точка закрытия.
Если фактический объем производства и реализации продукции меньше Тз, предприятие не оправдывает своего существования и его следует закрыть. Если же фактический объем производства и реализации продукции больше, то предприятию следует продолжать свою деятельность, даже если оно получает убыток.
Запас финансовой прочности- это разность между фактическим и критическим объемами выпуска и реализации (в натуральном выражении):
,
где ЗФПа - запас финансовой прочности в абсолютном выражении;
- фактический объем выпуска и реализации продукции.
Целесообразно рассчитать отношение запаса финансовой прочности к фактическому объему (в процентах). Эта величина покажет, на сколько процентов может снизиться объем выпуска и реализации, чтобы предприятию удалось избежать убытка.
,
где ЗПФ% - процентное отношение запаса финансовой прочности к фактическому объему, %.
Запас финансовой прочности характеризует риск предприятия: чем меньше запас финансовой прочности, тем больше риск того, что фактический объем производства и реализации продукции не достигнет критического уровня Q и предприятие окажется в зоне убытков.
Экономический смысл запаса финансовой прочности всего предприятия в целом - это стоимостное выражение предела безопасности. Предел безопасности показывает, насколько фактический объем выручки близок критическому, а запас финансовой прочности помогает оценить, насколько фактическая выручка приближается к критической.
,
где ЗФП - запас финансовой прочности в выручке от реализации.
Запас финансовой прочности показывает, на сколько рублей может снизиться выручка, чтобы предприятие не несло убытка. Чем больше запас финансовой прочности, тем стабильнее положение предприятия.
Можно также рассчитать запас финансовой прочности в процентах к выручке от реализации (процентное снижение выручки может выдержать предприятие без серьезной угрозы для своего финансового положения).
Если предприятие на графике безубыточности находится справа от критической точки Тб, его прибыль (Пр) равна сумме удельной маржинальной прибыли от всех единиц продукции, произведенных сверх критического объема:
Таким образом, любое изменение объема реализации вызывает еще более сильное изменение прибыли. Этот феномен называется эффектом производственного рычага.
Сила производственного рычага(Спр) - это отношение маржинальной прибыли (МП) к собственно прибыли:
Сила операционного рычага показывает, на сколько процентов изменится прибыль при изменении выручки на 1%:
,
т.е. если прибыль близка к нулю, то сила производственного рычага стремится к бесконечности: даже самые слабые колебания объема производства вокруг критической точки вызывают сильные относительные колебания прибыли.
Зная силу производственного рычага, можно определить, на сколько процентов изменится прибыль при изменении выручки на определенный процент:
Чем больше удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат, тем сильнее действует производственный рычаг. Мощный производственный рычаг - это высокий производственный риск. Поэтому в ситуации, когда спрос нестабилен, рекомендуется снижать постоянные затраты: даже небольшое снижение выручки вызывает резкое падение прибыли. Если спрос стабилен, целесообразно снижать долю переменных затрат и наращивать долю постоянных затрат, так как это приведет к большему росту прибыли.
Планирование безубыточности позволяет оценить результаты деятельности предприятия (находится ли оно в зоне прибыли или в зоне убытков), а также помогает выработать рекомендации по увеличению прибыльности текущей деятельности предприятия.