Edward Taylor, L.G. Morgan, A. Bastian, Mc. Lennon, J. Frazer, Миклухо-Маклай.
Так, Taylor изучал «пережитки»; считал, что, изучая архаические явления сохраняющиеся на последующих стадиях развития, можно выяснить происхождения того или иного явления (напр. в общественной жизни).
Bastianразработал концепцию «элементарных» и «народных» идей. Первым поставил вопрос о роли этнических факторов, о значении связи этнологии с историей.
16. Диффузионистское направление в этнологии и его виднейшие представители.
В основе этого направления лежит представление о культурной диффузии как основы изменения культуры. Это механистическая концепция, которая обозначала миграцию вещёй и идей как основу «исторического» развития.
В трудах Фридриха Ратцеля была впервые обоснована связь истории и культуры с окружающей средой. По логике диффузионистов элементы культуры возникают один раз в одном месте, а дальше только заимствуются.
Направления диффузионизма:
1) культурная морфология Лео Фробениуса
2) культурные круги Фридриха Гребнера
3) культурно-историческая школа Вильгельма Шмидта
Основные положения:
а) все разнообразие культуры связано с пространственными перемещёниями и заимствованиями
б) считали, что для человеческого общества исконно были характерны монотеизм и моногамия (культурно-историческая католическая школа В. Шмидта).
17. Структурно-функционалистское направление в этнологии и его виднейшие представители.
Функционализм.
Теоретические основы этой школы были сформулированы Рихардом Турнвальдоми Брониславом Малиновским.В GER это направление не имело широкого успеха, ну а в UK стало чуть ли не господствующим.
Ключевое слово – функция. Любой элемент культуры надо изучать с точки зрения его функциональности. Функциональная необходимость того или иного явления вызывает его появление.
Так, Малиновскийрезко критиковал Тайлора и его теорию пережитков. Он считал, что при переходе на новую стадию развития культурный элемент приобретает новую функцию.
Структурализм.
– структура элементов, как целостность
– основной элемент – социальная структура, которая изучается на основе выделения взаимосвязей между различными элементами культуры
Так, в UK структурализм связан с именем Эванса Причерда, выдвинувшего теорию структурного производства. Во FR структуралистское направление было представлено в основном структурной лингвистикой Де Соссюра.
Под социальной структурой они часто понимали конкретную этническую общность.
12. Проблемы прикладной этнологии.
1. Влияние исследователя на исследуемую среду.
2. Проблема межкультурной коммуникации – так, европейцу тяжело понять аборигена Австралии или просто азиата.
3. Проблема интерпретации источников.
Можно ли использовать этнологическое знание на практике? Большинство ученых считает, что да. Малиновский читал лекции англичанам-колонизаторам. Русские колонизаторы и переселенцы столкнулись с теми же проблемами в Сибири и на Кавказе.
Основные задачи Этнологии: участие в разрешении межэтнических конфликтов, их предупреждение, кросс-культурные программы, создание экономических программ для этносов (как продать лёд эскимосам), этнология в школах для малых народов, защита интересов малых народов и сохранения культурного наследия.
18. Этнографическая деятельность Н.Н. Миклухо-Маклая
(1846-1888)
1. 1871-1874 – Новая Гвинея и Папуа-Кавиай. Его именем назван С-В берег Новой Гвинеи. Побывал и на Ю-З берегу. Затем – Малаккский полуостров. Западная Микронезия. Плавал с торговыми судами.
2. 1875-1877 – острова Океании. Назад в Гвинею.
3. 1879-1881 – Австралия. Меланезия.
4. За это время был несколько раз в Европе и России. Не прекращал планировать новые экспедиции и писать статьи, отчеты, доклады.
5. Метод. Комплексный подход. Собирал наблюдения на самые разные темы, сводил их в систему. Никаких личных впечатлений и показаний туземцев – только то, что видел своими глазами. Умел находить необычные и оригинальные решения. Все пробовал на себе. Главная особенность метода Маклая – взгляд изнутри. Хотя даже при этом методе нельзя исключить влияния исследователя на исследуемую среду.
6. Цель – развенчание стереотипов и подлинное изучение народов. Все это – на фоне активной колонизации, так что еще одна цель: доказать, что папуасы – не низшая раса, и прекратить их истребление, эксплуатацию.
7. С этим связана утопия Маклая – Папуасский союз, который он попытался создать под своим руководством с целью сплотить папуасов перед неизбежным европейским вторжением, законсервировать этнос. Ненаучный шаг: пытался предотвратить межплеменные конфликты. Вообще прославился как борец за права папуасов перед лицом колонизаторов. Иногда специально публиковал свои доклады с опозданием, чтобы они не могли принести колонизаторам пользы.
8. Оказалось, что контакт с европейцами для папуасов всегда гибелен. Нарушается первородный баланс. Эксплуатация. Неравноценный обмен. Рабство. Истребление. Падение нравов.
9. Во время второй экспедиции Маклай оказался в вынужденной изоляции, без еды, патронов, спичек, сахара, медикаментов Но – не терял хорошего настроения, полностью окунулся в объект своего изучения, «взглянул изнутри».
20. Основные методы этнологического исследования.
Собственно «этнология» появляется тогда, когда появляются определенные методы изучения источников, на основе которых делаются теоретические заключения, служащие для объяснения исторической и современной жизни этносов.
I. Вопросы общефилософского содержания. Познание сущностных отношений внутри и между этносов.
II.Общенаучные методы в этнологии:
1) исторический – изучаемые явления рассматриваются с точки зрения их зарождения, развития и перспективы будущего изменения
2) функциональный– выявление значения того или иного культурного элемента в жизни этнической общности
3) структурный– выявление строения изучаемого объекта; системы социальных отношений
4) системный –мысленное расчленение объекта изучения на компоненты, составляющие и элементы и поиск связей между ними
III.Исследовательские средства, обеспечивающие этнологическую эмпирическую работу:
1) метод поиска и сбора информации (экспедиции и т.п.)
2) обработка собранного фактического материала
– классификация
– типологизация
3) интерпретация полученных результатов
– их обобщение и сопоставление с предшествующими данными и выводами науки, оценка полученных выводов с точки зрения точности и строгости методов и техники исследования.
4) сравнительно-этнологический метод исследования (эволюционистская этнологическая школа)
5) метод картографирования этнологических явлений (диффузиционистская этнологическая школа)
6)сравнительно-типологический метод. (Оскар Монтениус) – построение и сравнение типологических рядов
7) метод количественного анализа (статистический метод). Развитие сравнительно-типологического метода. Задача правильно выбрать типологические группы. С этим методом связано широкое распространение анкетирования (т.е. стандартизации собираемой информации).