Edward Taylor, L.G. Morgan, A. Bastian, Mc. Lennon, J. Frazer, Миклухо-Маклай.

Так, Taylor изучал «пережитки»; считал, что, изучая архаические явления сохраняющиеся на последующих стадиях развития, можно выяснить происхождения того или иного явления (напр. в общественной жизни).

Bastianразработал концепцию «элементарных» и «народных» идей. Первым поставил вопрос о роли этнических факторов, о значении связи этнологии с историей.

 

16. Диффузионистское направление в этнологии и его виднейшие представители.

В основе этого направления лежит представление о культурной диффузии как основы изменения культуры. Это механистическая концепция, которая обозначала миграцию вещёй и идей как основу «исторического» развития.

 

В трудах Фридриха Ратцеля была впервые обоснована связь истории и культуры с окружающей средой. По логике диффузионистов элементы культуры возникают один раз в одном месте, а дальше только заимствуются.

Направления диффузионизма:

1) культурная морфология Лео Фробениуса

2) культурные круги Фридриха Гребнера

3) культурно-историческая школа Вильгельма Шмидта

 

Основные положения:

а) все разнообразие культуры связано с пространственными перемещёниями и заимствованиями

б) считали, что для человеческого общества исконно были характерны монотеизм и моногамия (культурно-историческая католическая школа В. Шмидта).

17. Структурно-функционалистское направление в этнологии и его виднейшие представители.

Функционализм.

Теоретические основы этой школы были сформулированы Рихардом Турнвальдоми Брониславом Малиновским.В GER это направление не имело широкого успеха, ну а в UK стало чуть ли не господствующим.

 

Ключевое слово – функция. Любой элемент культуры надо изучать с точки зрения его функциональности. Функциональная необходимость того или иного явления вызывает его появление.

Так, Малиновскийрезко критиковал Тайлора и его теорию пережитков. Он считал, что при переходе на новую стадию развития культурный элемент приобретает новую функцию.

 

Структурализм.

– структура элементов, как целостность

– основной элемент – социальная структура, которая изучается на основе выделения взаимосвязей между различными элементами культуры

 

Так, в UK структурализм связан с именем Эванса Причерда, выдвинувшего теорию структурного производства. Во FR структуралистское направление было представлено в основном структурной лингвистикой Де Соссюра.

 

Под социальной структурой они часто понимали конкретную этническую общность.

 

12. Проблемы прикладной этнологии.

1. Влияние исследователя на исследуемую среду.

2. Проблема межкультурной коммуникации – так, европейцу тяжело понять аборигена Австралии или просто азиата.

3. Проблема интерпретации источников.

Можно ли использовать этнологическое знание на практике? Большинство ученых считает, что да. Малиновский читал лекции англичанам-колонизаторам. Русские колонизаторы и переселенцы столкнулись с теми же проблемами в Сибири и на Кавказе.

Основные задачи Этнологии: участие в разрешении межэтнических конфликтов, их предупреждение, кросс-культурные программы, создание экономических программ для этносов (как продать лёд эскимосам), этнология в школах для малых народов, защита интересов малых народов и сохранения культурного наследия.

18. Этнографическая деятельность Н.Н. Миклухо-Маклая

(1846-1888)

 

1. 1871-1874 – Новая Гвинея и Папуа-Кавиай. Его именем назван С-В берег Новой Гвинеи. Побывал и на Ю-З берегу. Затем – Малаккский полуостров. Западная Микронезия. Плавал с торговыми судами.

2. 1875-1877 – острова Океании. Назад в Гвинею.

3. 1879-1881 – Австралия. Меланезия.

4. За это время был несколько раз в Европе и России. Не прекращал планировать новые экспедиции и писать статьи, отчеты, доклады.

5. Метод. Комплексный подход. Собирал наблюдения на самые разные темы, сводил их в систему. Никаких личных впечатлений и показаний туземцев – только то, что видел своими глазами. Умел находить необычные и оригинальные решения. Все пробовал на себе. Главная особенность метода Маклая – взгляд изнутри. Хотя даже при этом методе нельзя исключить влияния исследователя на исследуемую среду.

6. Цель – развенчание стереотипов и подлинное изучение народов. Все это – на фоне активной колонизации, так что еще одна цель: доказать, что папуасы – не низшая раса, и прекратить их истребление, эксплуатацию.

7. С этим связана утопия Маклая – Папуасский союз, который он попытался создать под своим руководством с целью сплотить папуасов перед неизбежным европейским вторжением, законсервировать этнос. Ненаучный шаг: пытался предотвратить межплеменные конфликты. Вообще прославился как борец за права папуасов перед лицом колонизаторов. Иногда специально публиковал свои доклады с опозданием, чтобы они не могли принести колонизаторам пользы.

8. Оказалось, что контакт с европейцами для папуасов всегда гибелен. Нарушается первородный баланс. Эксплуатация. Неравноценный обмен. Рабство. Истребление. Падение нравов.

9. Во время второй экспедиции Маклай оказался в вынужденной изоляции, без еды, патронов, спичек, сахара, медикаментов Но – не терял хорошего настроения, полностью окунулся в объект своего изучения, «взглянул изнутри».

 

20. Основные методы этнологического исследования.

 

Собственно «этнология» появляется тогда, когда появляются определенные методы изучения источников, на основе которых делаются теоретические заключения, служащие для объяснения исторической и современной жизни этносов.

 

I. Вопросы общефилософского содержания. Познание сущностных отношений внутри и между этносов.

II.Общенаучные методы в этнологии:

1) исторический – изучаемые явления рассматриваются с точки зрения их зарождения, развития и перспективы будущего изменения

2) функциональный– выявление значения того или иного культурного элемента в жизни этнической общности

3) структурный– выявление строения изучаемого объекта; системы социальных отношений

4) системный –мысленное расчленение объекта изучения на компоненты, составляющие и элементы и поиск связей между ними

 

III.Исследовательские средства, обеспечивающие этнологическую эмпирическую работу:

1) метод поиска и сбора информации (экспедиции и т.п.)

2) обработка собранного фактического материала

– классификация

– типологизация

3) интерпретация полученных результатов

– их обобщение и сопоставление с предшествующими данными и выводами науки, оценка полученных выводов с точки зрения точности и строгости методов и техники исследования.

 

4) сравнительно-этнологический метод исследования (эволюционистская этнологическая школа)

5) метод картографирования этнологических явлений (диффузиционистская этнологическая школа)

6)сравнительно-типологический метод. (Оскар Монтениус) – построение и сравнение типологических рядов

7) метод количественного анализа (статистический метод). Развитие сравнительно-типологического метода. Задача правильно выбрать типологические группы. С этим методом связано широкое распространение анкетирования (т.е. стандартизации собираемой информации).