UK социальная антропология

US культурная антропология

– изучали в сравнительном плане, главным образом, первобытные неевропейские народы и индейцев Америки, и только к XX веку в сферу научных исследований были вовлечены развитые народы.

GER, SWZ, AVT –в этих странах сложилась традиция разделения этнологии на Völkerkunde(этнология – исследование внеевропейских отсталых народов) и Volkskunde (народоведение – изучение развитых народов Европы), которое зародилось ещё в довоенные годы (труды Вильгельма фон Риля). Поиск «истинно народного» духа (идеи Гегеля о блуждании духа нации и его исканиях). Всё этническое носит характер самого совершенного (тело, душа, мысли). Основа для будущего национализма в Германии и расовой иерархии.

 

До WWII:

USA – школа исторической этнологии Франца Боаса. Боас считал, что культурные ценности разных народов несопоставимы. Выступал за исторический метод исследования. Его школой было разработано учение о «культурных ареалах».

FRсоциологическая школа Эмиля Дюркгейма.В основе этой школы лежали идеи позитивизма. Каждое общество рассматривалось изолированно, отрицались исторические законы развития.

GER – этнопсихологическая (этносоциологическая) школа Рихарда Турнвальда. По их мнению (подкрепленному таким авторитетом, как Зигмунд Фрейд), обществом управляют не социально-экономические, а психологические, биологические законы. Изучая народы, обращают внимание прежде всего на детей и воспитание.

 

После WWII:

UK и USA –неоэволюционизм (Стюарт, Мердок).

 

15. Эволюционистское направление в этнологии и его виднейшие представители.

Наука этнология складывается только во 2 половине XIX века, но, не смотря на это, этнологические знания накапливались с древнейших времен. В это время во всех областях науки преобладал эволюционизм – и этнология не стала исключением.

 

Основные принципы эволюционистской школы:

1) развитие человека и культуры – некое поступательное движение

2) концепция единого развития человеческого общества и культуры

3) Но: есть разные стадии человеческого развития. В силу этого причины отсталости кроются не более чем в задержке дописьменных народов в своем развитии. Следовательно, считалось, что историю разных социальных институтов можно проследить на примере какого-нибудь более отсталого племени.

 

Представители эволюционистской школы: