Недостатки электронной коммерции
Для организаций:
• Возможные сомнения сторон по поводу принадлежности того или иного проекта к компании (негативная анонимность)
• Некоторая сложность в ведении и узаконивании деятельности предприятия в интернете
Для потребителей:
• Недоверие потребителя к услугам, продаваемым посредством интернета
• Невозможность «потрогать» товар руками
• Ожидание доставки приобретенной продукции
Для общества:
• Привлекательная платформа для мошенничества (снижение уровня сетевой безопасности)
• Вытеснение с рынка коммерческих оффлайн предприятий
Основные модели электронной коммерции:
1. B2C (Business-to-Consumer) – «фирма–потребитель»;
2. B2B (Business-to-Business) – «фирма–фирма»;
3. C2C – «потребитель–потребитель»;
4. интернет - банкинг;
5. интернет - трейдинг.
Модель B2Cявляется наиболее популярной формой электронной коммерции и охватывает розничную торговлю в Интернете. Достоинством данной модели электронной коммерции является минимизация количества посредников при организации продаж. Продажи осуществляются напрямую.
Возможны следующие реализации данной модели:
1. веб - витрины;
2. интернет - магазины;
3. торговые интернет - системы (ТИС).
Согласно модели B2B, компании заключают сделки между собой с использованием Интернета. В2В-площадка объединяет в себе решения для поставщиков и покупателей, образуя единую систему в виде интернет - портала.
Модель B2B реализуется следующими схемами:
1. электронные торговые площадки (торговые концентраторы, e-marketplace);
2. электронные торговые склады (системы сбыта и снабжения, e-procurement).
Реализация модели C2Cпредполагает куплю/продажу услуг между потребителями, осуществляемую с помощью посредника. Данная модель получила название электронных досок объявлений. На досках объявлений продавцы и покупатели размещают информацию о товарах и услугах. Данная модель реализуется также по схемам онлайновых аукционов.
Интернет-банкинг – это обеспечение клиента возможностью управления банковским счетом через интернет на основе систем электронных платежей.
Интернет-трейдинг– это заключение сделок на покупку или продажу ценных бумаг или валютных активов через интернет в режиме реального времени.
Участники электронной коммерции:
Электронная коммерция, состоит из трёх тесно связанных компонент:
1. бизнес-субъектов (участников),
2. процессов,
3. и сетей (посредством которых связываются участники и обеспечиваются процессы)
Субъекты электронной коммерции:
Финансовые институты - могут быть разные организации в основном - это банки, именно в них все остальные субъекты электронной коммерции имеют счета, по которым производится реальное движение средств
Бизнес-организации- любые организации, взаимодействующие через Интернет. В более узком смысле это организации, осуществляющие торговые операции.
Клиенты- покупатели или потребители услуг.
Для оплаты товаров и услуг при совершении электронных сделок используются электронные платежные системы. Они являются одним из основных элементов инфраструктуры системы электронной коммерции.
По способу обмена информацией платежные системы классифицируются следующим образом:
Системы открытого обменаоснованы на использовании обычных кредитных карт, с передачей по Интернету всей информации (номера карты, имени и адреса владельца) без особых мер безопасности. При этом информация легко может быть перехвачена с помощью специальных фильтров и использована во вред владельцу карты;
Системы, использующие шифрование обмена,предполагают оплату посредством кредитной карты, с передачей по Интернету всей информации с помощью защищенных протоколов сеанса связи (шифрования). Хотя перехватить информацию во время транзакции практически невозможно, такая информация находится под угрозой изъятия на сервере продавца;
Системы на основе электронно-цифровой подписипредполагают использование кредитных карт, но с применением специальных защищенных протоколов обмена информацией на основе электронно-цифровой подписи клиента и продавца (при этом возможно использование дополнительных цифровых сертификатов, подтверждающих подпись). В этом случае отказ от выполнения условий сделки практически исключен;
Электронные деньги– это некая цифровая информация, выступающая реальным эквивалентом бумажных денег. В таких системах, в отличие от вышеперечисленных, обмен осуществляется не информацией о денежных суммах, находящихся на счетах клиентов, а непосредственно электронными деньгами. Затраты на функционирование такой системы значительно меньше затрат на все вышеперечисленные. Кроме того, передача электронных денег, так же как и обычных, не влечет за собой передачу какой-либо дополнительной информации, чем обеспечивается полная анонимность платежа.