Указание корреспонденции счетов, т.е. наименование дебетуемого и кредитуемого счета, и суммы хозяйственной операции называется бухгалтерской проводкой.
Проводки могут быть простые и сложные. При корреспонденции двух счетов одного по дебету и другого по кредиту составляется простая проводка (Пример 1-5).
Бухгалтерские записи, в результате которых один счет по дебету корреспондирует с несколькими по кредиту и, наоборот, несколько счетов по дебету корреспондируют с одним счетом по кредиту, называется сложной проводкой.
Пример 6. С расчетного счета перечислено 360 тыс. руб., в том числе поставщикам - 140 тыс. руб., банку - 100 тыс. руб., бюджету - 120 тыс. руб. Бухгалтерская запись будет такой:
Дебет счета «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 140 тыс. руб.
Дебет счета «Краткосрочные ссуды банка» - 100 тыс.
Дебет счета «Платежи в бюджет из прибыли» - 120 тыс.
Кредит счета «Расчетный счет» - 360 тыс.
Нетрудно заметить, что принцип двойной записи и здесь не нарушен: сумма, записанная на дебете 3-х счетов, соответствует сумме кредита одного счета.
Для составления бухгалтерской проводки необходимо:
определить тип изменений в хозяйственных средствах предприятия в результате хозяйственной операции;
выбрать счета по Плану счетов для записи суммы хозяйственной операции методом двойной записи по дебет и кредиту.
Двойная запись в системе счетов обеспечивает не только взаимосвязанное отражение движения хозяйственных средств и источников, но и их систематизацию и группировку по качественно однородным признакам.