Указание корреспонденции счетов, т.е. наименование дебетуемого и кредитуемого счета, и суммы хозяйственной операции называется бухгалтерской проводкой.

Проводки могут быть простые и сложные. При корреспонденции двух счетов одного по дебету и другого по кредиту составляется простая проводка (Пример 1-5).

Бухгалтерские записи, в результате которых один счет по дебету корреспонди­рует с несколькими по кредиту и, наоборот, несколько счетов по дебету коррес­пондируют с одним счетом по кредиту, называется сложной проводкой.

Пример 6. С расчетного счета перечислено 360 тыс. руб., в том числе по­ставщикам - 140 тыс. руб., банку - 100 тыс. руб., бюджету - 120 тыс. руб. Бух­галтерская запись будет такой:

Дебет счета «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 140 тыс. руб.

Дебет счета «Краткосрочные ссуды банка» - 100 тыс.

Дебет счета «Платежи в бюджет из прибыли» - 120 тыс.

Кредит счета «Расчетный счет» - 360 тыс.

Нетрудно заметить, что принцип двойной записи и здесь не нарушен: сумма, записанная на дебете 3-х счетов, соответствует сумме кредита одного счета.

Для составления бухгалтерской проводки необходимо:

определить тип изменений в хозяйственных средствах предприятия в ре­зультате хозяйственной операции;

выбрать счета по Плану счетов для записи суммы хозяйственной опера­ции методом двойной записи по дебет и кредиту.

Двойная запись в системе счетов обеспечивает не только взаимосвязанное от­ражение движения хозяйственных средств и источников, но и их систематизацию и группировку по качественно однородным признакам.