Тема 5. Электронная коммерция в туризме
Электронная коммерция в туризме. Понятие, история развития и структура рынка информационных продуктов и услуг. Понятие электронной коммерции. Интернет-технологии электронной коммерции. Технологии защищенной связи и защиты данных в электронной коммерции.
Электронная коммерция– это коммерческая деятельность, имеющая целью получение прибыли и основанная на комплексной автоматизации коммерческого цикла за счет использования компьютерных сетей.
Объектами электронной коммерции является различные товары, услуги и информация.
Электронный коммерция строится на трех основных технологиях:
· возможность поставщику разместить в сети Интернет информацию о своих товарах или услугах и принимать заказы на них электронным путем;
· возможность покупателю получить доступ к электронным каталогам компаний-поставщиков и заказывать товары или услуги онлайн;
· система электронных платежей.
На развитие электронной коммерции воздействуют некоторые определяющие её развитие показатели.
Прежде всего, это рост эффективности производства в сферах, связанных с новыми технологиями. Это привело к тому, что произошло падение цен на компьютеры, что позволило обычным пользователям приобретать их в домашнее хозяйство. Это, в свою очередь, позволило им делать покупки, не выходя из дома с помощью Интернет сетей.
Второй важный фактор – это появление и распространение альтернативных вариантов доступа в сеть без использования модема. Но существует фактор который сдерживает быстрое распространение электронной коммерции – это маленькая пропускная способность сети Интернет.
Провайдер Интеренет-услуг - это коммерческая фирма, которая обеспечивает доступ в Интернет, поддерживает его за определенное вознаграждение и оказывает некоторые сопутствующие услуги по требованию клиентов.
При коммерческом использовании возможностей Сети различными экономическими субъектами, в структуре электронной коммерции, как правило, выделяют несколько звеньев:
· реклама и представление товара;
· осуществление операций купли-продажи через каналы Сети;
· послепродажные услуги клиентам;
· построение отношений с клиентами.
Основным документом, регулирующим электронную коммерцию является Федеральный Закон № 1-ФЗ от 10.01.2002 «Об электронной и цифровой подписи».
Преимущества для покупателей от использования электронной коммерции:
1. Возможность купить, то, что хочет с большего числа доступных мест (Интернет терминалов)
2. Шире выбор товаров
3. Иногда товары стоят дешевле
4. Может получить больше информации о продукте, сделать более обоснованное решение о покупке
5. Быстрая доставка (для информационных продуктов)
Преимущества для организаций от использования электронной коммерции:
1. Расширение рынка от регионального до национального или международного
2. Уменьшение стоимости:
• Создания продукта
• Распространения
• Обработки заказов
• Хранения информации
3. Уменьшение затрат на инвентаризацию
4. Увеличение производительности
5. Создание продуктов на заказ
6. Уменьшение времени обучения
7. Снижение стоимости телекоммуникаций
8. Улучшение обслуживания покупателей
Преимущества для общества:
1. Широкий перечень предоставляемых услуг (например, образование, здравоохранение, коммунальное обслуживание)
2. Повышение уровня жизни
3. Онлайн продажа/заказ товаров/услуг уменьшает автомобильный трафик и снижает загрязнение окружающей среды