Предприниматели и становление русской национальной культуры

История коллекционерства и меценатства в России знала два наиболее значительных взлета на своем пути:

1. Был связан с расцветом дворянской культуры и просвещения. Он охватывал, прежде всего, период 2-й половины XVIII – 1-й половины XIX в., в особенности век Екатерины II и Александра I, и теснее всего связан в нашем представлении с типом петербургского собирателя и мецената – знатного вельможи или крупного царского сановника.

2. Еще более значительный по своим масштабам и широте. Связан, главным образом, с купеческим меценатством 2-й половины XIX – начала XX в. Видное место здесь принадлежит московскому купеческому меценатству, ставшему своего рода символом вклада российских предпринимателей в развитие русской культуры.

Традиции меценатства и благотворительности в предпринимательской среде были издавна распространены в России. Для одних они были модой, а для других нормой жизни.

Меценатство и коллекционерская деятельность в России не были массовым явлением, будучи доступными в основном лишь немногим богатым людям, хотя состав их непрерывно расширялся с вовлечением в экономическую, предпринимательскую деятельность представителей низших сословий. Феномен купеческого меценатства в России приобрел такую широкую не только всероссийскую, но и мировую известность благодаря усилиям и размаху деятельности отдельных ярких, выдающихся личностей.

Василий Александрович Кокорев (1817 – 1889) – разбогатевший винный откупщик и нефтепромышленник. Имеются свидетельства, что он не только покупал произведения многих молодых русских художников, но и помогал многим из них лично. К началу 1860-х годов он имел собрание памятников прикладного народного творчества и картинную галерею.

В работе своей галереи Кокорев старался осуществить заявленные им в эти годы мысли о бесплатном обучении народа. Галерея была публичной. В залах имелись увеличительные стекла для рассматривания картин вблизи, в каждой комнате выставлены таблицы, объясняющие содержание каждой картины. Помимо всего прочего, галерея Кокорева представляла целый культурный комплекс: был небольшой лекционный зал с хорами, трактир.

Немало сделал В.А. Кокорев и для развития национального стиля в архитектуре.

В меценатской деятельности Кокорева многое, однако, приобретало эксцентрический характер, носило отпечаток «купеческого» вкуса (золотой лапоть, стоящий у него на столе, знаменующий начало изучения народного художества в России).

Павел Михайлович Третьяков (1832 – 1898). Значение и масштабы его меценатской деятельности беспримерны. Он был человеком, посвятившим всю свою жизнь делу развития национальной культуры, способствовавшим ее духовному взлету. Третьяков с самого начала собирательства преследовал вполне определенную цель – создать общедоступную галерею национальной живописи. Он также считал обязательным пополнение коллекции лучшими произведениями за счет приобретений и пожертвований. В многочисленных воспоминаниях о Третьякове многие известные художники подчеркивали, что для них приобретение их работ Павлом Михайловичем являлось в определенной мере свидетельством общественного признания их творчества.

На приобретение картин русских художников Третьяков тратил большую часть своего состояния. Коллекция галереи, переданной П.М. Третьяковым городу Москве, включала, согласно представленному им перечню, 1276 картин, 471 рисунок и 9 скульптур русских мастеров. В ней были представлены все основные школы и направления отечественного изобразительного искусства XVIII и XIX вв., практически все его известные на тот момент имена. Общая стоимость пожертвования, переданного городу, считая недвижимость и капитал, завещанный братом Третьякова Сергеем Михайловичем, оценивалась в то время почти в 2 млн. руб., в том числе 1,5 млн. руб. – стоимость собственно художественной галереи.

Морозовы – династия текстильных фабрикантов, основателем которой был старообрядец, выходец из крепостных крестьян Савва Васильевич. Некоторые из Морозовых особенно прославились своей меценатской деятельностью:

1. Тимофей Саввич тратил немало средств на разные культурные начинания, в частности на издательство.

2. Савва Тимофеевич (1862 – 1905) был особенно известен как крупнейший покровитель искусства и, прежде всего, Художественного театра Пожертвования Морозова были одним из главных источников его финансового обеспечения. Савва Тимофеевич практически взял дело с постройкой здания театра на себя.

3. Варвара Алексеевна Морозова («тверская» Морозова) (1850 – 1917) откликалась на многие начинания просветительского характера. Она занималась поддержкой женских курсов, студенчества, библиотек и т.п. Известными знатоками искусства и коллекционерства были два сына Варвары Алексеевны – Михаил и Иван Абрамовичи.

4. Маргарита Кирилловна Морозова («тверская» Морозова) (1873 – 1958). Она также уделяла много внимания поддержке новых направлений общественной, философской, религиозной мысли, интеллектуальных поисков, которые развивались в России в конце XIX – начале XX в.

 

 

Тема 9